Протоиерей Николай Симо
(1875–1931, день памяти 18 апреля)
Раздел: Ленинградский мартиролог
На освящении нового — эстонского — православного храма 1 декабря 1902 года в Кронштадте встретились сразу три человека, ныне прославленных Церковью в лике святых: кронштадтский пастырь протоиерей Иоанн Сергиев, благочинный православных эстонских храмов Петербургской епархии протоиерей Павел Кульбуш (в будущем епископ Ревельский Платон) и настоятель нового храма протоиерей Николай Симо.
В то время в Кронштадте проживало около 800 православных эстонцев. Они приезжали в Петербургскую губернию на заработки и в большинстве своем не знали русского, а тем более церковнославянского языка, поэтому богослужение на родном языке было для них насущной потребностью. Однако ради открытия эстонского храма отцу Николаю Симо пришлось немало потрудиться.
В течение пяти лет он проводил службы на эстонском языке в Андреевском соборе Кронштадта, настоятелем которого был праведный Иоанн Кронштадтский. Остальное духовенство собора (в отличие от отца Иоанна) в основном относилось к протоиерею Николаю пренебрежительно, называя его «чухной». Служить он мог только в воскресные дни, в течение часа с небольшим: между ранней и поздней Литургиями для русских, причем в это время собор обычно подметали, не обращая внимания на эстонских прихожан. Было поэтому очевидно, что нужно искать возможности для открытия отдельного эстонского храма.
Однако у эстонцев‑бедняков не было денег на строительство, и своя церковь появилась у эстонских прихожан только благодаря тому, что англикане выставили на продажу здание своего храма, за относительно небольшую цену. Там отец Николай наконец-то смог по примеру отца Иоанна Кронштадтского служить Литургии ежедневно. Много сил он отдавал борьбе с пьянством, будучи руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского общества трезвости. Возглавлял он и эстонскую церковно-приходскую школу, преподавал Закон Божий. Но главным его делом всегда оставалась молитва. Своей неизменной безотказностью, простотой и молитвенностью он приобрел любовь не только эстонских, но и русских верующих. Смерть жены, оставившей на руках отца Николая троих детей в возрасте от трех до пяти лет, не сломила его, он продолжал свое служение и думал о монашестве, осуществить которое ему так и не удалось.
С революцией в жизни протоиерея Николая Симо произошли перемены. В декабре 1917 года подавляющим большинством голосов отец Николай был выбран штатным священником Андреевского собора: 317 голосов из 385 были отданы скромному и доброму батюшке. Так он снова вернулся в этот собор, а еще через шесть лет, в 1923 году, стал настоятелем храма и благочинным всех кронштадтских приходов.
Отец Николай не скрывал своих взглядов на происходящее в стране. Он говорил, что новая власть дана за грехи и непослушание, и напоминал прихожанам признаки апокалипсиса: братоубийственные войны, глумление над Церковью, гонения на верующих. Своих прихожан он просил не предпринимать никаких действий против безбожной власти до призыва Церкви «встать грудью за веру и храмы Господни».
Первый раз отец Николай был арестован после кронштадтского восстания 1921 года — за отпевание убитых повстанцев. Но в тот раз священника выпустили из-за отсутствия состава преступления.
К аресту в 1930 году он был готов, «котомки были собраны». Это было крупное дело по разгрому «монархического черносотенного гнезда», репрессиям по которому подверглись 64 человека. Сидевший вместе с отцом Николаем в камере священник Андреевского собора вспоминал, как тот помогал ему, подсказывая, как вести себя на допросах, пока его не перевели в другую камеру. Безотказный и ласковый батюшка оказался «человеком твердым, который никогда никого не выдаст и лишнего слова на допросах не скажет». Он отказался давать показания следствию и лишь старался защитить от обвинений многочисленных почитателей отца Иоанна Кронштадтского, руководство которыми по всей стране ему приписывало НКВД.
С приговором к десяти годам лагеря за «бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти» отец Николай был этапирован на Соловки, однако сразу же после прибытия в лагерь его вернули обратно в Ленинград. Обвинение осталось тем же, только теперь по делу иосифлян, к которым, как ошибочно считала власть, присоединились последователи отца Иоанна Кронштадтского. На самом деле отец Николай отказывался поминать на службе лишь советскую власть, но всегда поминал митрополита Сергия (Страгородского).
По новому делу протоиерей Николай Симо был приговорен к расстрелу. 18 апреля 1931 года приговор был приведен в исполнение. В 2001 году отец Николай причислен к лику святых. Место погребения святого неизвестно.
В то время в Кронштадте проживало около 800 православных эстонцев. Они приезжали в Петербургскую губернию на заработки и в большинстве своем не знали русского, а тем более церковнославянского языка, поэтому богослужение на родном языке было для них насущной потребностью. Однако ради открытия эстонского храма отцу Николаю Симо пришлось немало потрудиться.
В течение пяти лет он проводил службы на эстонском языке в Андреевском соборе Кронштадта, настоятелем которого был праведный Иоанн Кронштадтский. Остальное духовенство собора (в отличие от отца Иоанна) в основном относилось к протоиерею Николаю пренебрежительно, называя его «чухной». Служить он мог только в воскресные дни, в течение часа с небольшим: между ранней и поздней Литургиями для русских, причем в это время собор обычно подметали, не обращая внимания на эстонских прихожан. Было поэтому очевидно, что нужно искать возможности для открытия отдельного эстонского храма.
Однако у эстонцев‑бедняков не было денег на строительство, и своя церковь появилась у эстонских прихожан только благодаря тому, что англикане выставили на продажу здание своего храма, за относительно небольшую цену. Там отец Николай наконец-то смог по примеру отца Иоанна Кронштадтского служить Литургии ежедневно. Много сил он отдавал борьбе с пьянством, будучи руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского общества трезвости. Возглавлял он и эстонскую церковно-приходскую школу, преподавал Закон Божий. Но главным его делом всегда оставалась молитва. Своей неизменной безотказностью, простотой и молитвенностью он приобрел любовь не только эстонских, но и русских верующих. Смерть жены, оставившей на руках отца Николая троих детей в возрасте от трех до пяти лет, не сломила его, он продолжал свое служение и думал о монашестве, осуществить которое ему так и не удалось.
С революцией в жизни протоиерея Николая Симо произошли перемены. В декабре 1917 года подавляющим большинством голосов отец Николай был выбран штатным священником Андреевского собора: 317 голосов из 385 были отданы скромному и доброму батюшке. Так он снова вернулся в этот собор, а еще через шесть лет, в 1923 году, стал настоятелем храма и благочинным всех кронштадтских приходов.
Отец Николай не скрывал своих взглядов на происходящее в стране. Он говорил, что новая власть дана за грехи и непослушание, и напоминал прихожанам признаки апокалипсиса: братоубийственные войны, глумление над Церковью, гонения на верующих. Своих прихожан он просил не предпринимать никаких действий против безбожной власти до призыва Церкви «встать грудью за веру и храмы Господни».
Первый раз отец Николай был арестован после кронштадтского восстания 1921 года — за отпевание убитых повстанцев. Но в тот раз священника выпустили из-за отсутствия состава преступления.
К аресту в 1930 году он был готов, «котомки были собраны». Это было крупное дело по разгрому «монархического черносотенного гнезда», репрессиям по которому подверглись 64 человека. Сидевший вместе с отцом Николаем в камере священник Андреевского собора вспоминал, как тот помогал ему, подсказывая, как вести себя на допросах, пока его не перевели в другую камеру. Безотказный и ласковый батюшка оказался «человеком твердым, который никогда никого не выдаст и лишнего слова на допросах не скажет». Он отказался давать показания следствию и лишь старался защитить от обвинений многочисленных почитателей отца Иоанна Кронштадтского, руководство которыми по всей стране ему приписывало НКВД.
С приговором к десяти годам лагеря за «бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти» отец Николай был этапирован на Соловки, однако сразу же после прибытия в лагерь его вернули обратно в Ленинград. Обвинение осталось тем же, только теперь по делу иосифлян, к которым, как ошибочно считала власть, присоединились последователи отца Иоанна Кронштадтского. На самом деле отец Николай отказывался поминать на службе лишь советскую власть, но всегда поминал митрополита Сергия (Страгородского).
По новому делу протоиерей Николай Симо был приговорен к расстрелу. 18 апреля 1931 года приговор был приведен в исполнение. В 2001 году отец Николай причислен к лику святых. Место погребения святого неизвестно.