Простые предложения
Что конкретно хочет Церковь от государства,
и как государство реагирует на церковные
предложения.
и как государство реагирует на церковные
предложения.
Раздел: Информация
Журнал: № 12 (декабрь) 2012Автор: Тимур ЩукинИллюстратор: Елена Блинова Опубликовано: 10 декабря 2012
Что конкретно хочет Церковь от государства, и как государство реагирует на церковные предложения.
Церковная десятина
Предложение. «Из подоходного налога определенный процент направлялся на социальные программы религиозных организаций. Причем тех организаций, которые налогоплательщики желают поддерживать… Если кто-то не желает, то эта часть подоходного налога уходит государству… Наиболее часто задаваемый вопрос Церкви: „Почему вы не делаете того или другого“, „Почему вы не идете в тюрьмы так активно, как должны были бы“… Если общество этого ждет от религиозной организации, то общество должно дать согласие на финансирование всей этой деятельности… Церковь должна быть экономически независимой, она должна зависеть только от своих членов, тех людей, которые желают ее поддерживать. Но, если хотите, эта идея с налогом, — это просто механизм сбора этих добровольных пожертвований в общенациональном масштабе» (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 22 марта 2001 года в интервью радиостанции «Эхо Москвы»).
Реализация. Данный проект не стал законопроектом. Хотя идея десятины с тех пор постоянно всплывает в речах церковных спикеров, власть на эти заявления не реагирует.
Основы православной культуры
Предложение. 8 июня 1990 года Поместный собор Русской Православной Церкви проголосовал за основные тезисы обращения в Верховный Совет и Совет Министров СССР, в котором, в частности, содержалась просьба о предоставлении «права преподавания религиозных предметов в школах (факультативно)». Изначально ОПК трактовались Церковью как вероучительный предмет: «Уставы приходов Русской Православной Церкви предусматривают в качестве одной из основных целей обучение православных христиан основам православного вероучения. Во многих храмах такая работа ведется в воскресных школах, тем не менее, мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования… Призываю всех епархиальных архипастырей обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах» (Инструктивное письмо Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999). Однако позже ОПК стали рассматривать как предмет исключительно культурологический: «Полагаю, что Татарстан вполне может стать регионом, где в государственных и муниципальных средних школах станут успешно преподаваться Основы православной и исламской культуры. Только так мы сможем воспитать молодое поколение в верности традициям и нравственным ценностям, выработать у него иммунитет к различным порокам, среди которых нас особо заботят экстремизм, вражда и нетерпимость» (Слово Патриарха Алексия II после Божественной литургии в Благовещенском соборе г. Казани).
Реализация. В Смоленской области курс «Основы православной культуры» преподается в некоторых школах с 1991 года. С 1996 года — введен в 300 школах Курской области. С 2000 года на факультативной основе этот предмет изучают школьники Московской области. На федеральном уровне его внедрение началось с конца 1999 года, когда был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Московской патриархии. В 2002 году Минобрнауки с участием представителей Церкви подготовило и направило в регионы Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». В 2002–2009 годах предмет был введен в школах еще нескольких регионов (Белгородская, Владимирская, Брянская Калужская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская и Тверская области, Мордовия, Чувашская Республика). В 2009 году президентом Д. А. Медведевым было принято принципиальное решение о введении во всех общеобразовательных учреждениях России предмета «Основы религиозных культур и светской этики». ОПК является вариантом по выбору наряду с основами исламской, буддийской, иудейской культур, основами светской этики и истории мировых религий. В нынешних образовательных стандартах четко ограничен возраст, для которого возможно преподавание данного предмета, — это 4–5‑е классы, хотя изначально Церковь рассчитывала на то, что его будут изучать школьники всех возрастов.
Закон о реституции
Предложение. Вопрос о закреплении за Церковью имущественных прав был поставлен на Поместном соборе 1990 года. Церковь просила «получить в собственность используемое ею недвижимое имущество (храмовые здания и другие сооружения), если они находятся на их полном содержании, включая реставрацию, ремонт, реконструкцию. Особенно это относится к недвижимому имущест-ву, восстанавливаемому и реконструируемому коренным образом из перестроенного или восстановленного из руин на церковные средства, складывающиеся из пожертвований верующих» (Определение о принятом Законе СССР о свободе совести). На Поместном соборе 2000 года Церковь констатировала: «Во многих странах Центральной и Восточной Европы церковная собственность вновь полностью передана верующим. В России этот процесс не только не завершен, но по-настоящему и не начат».
Реализация. С 1990 года идет процесс возвращения Церкви принадлежавшего ей до революции движимого и недвижимого имущества. До 2001 года он регулировался сначала специальными распоряжениями президента Б. Н. Ельцина, а затем Постановлением правительства 1995 года. Последнее, в частности, запрещало передачу в собственность религиозных организаций памятников истории и культуры, относящихся к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ. Постановление правительства 2001 года дало определение понятию «имущество религиозного назначения»: к нему относились только культовые здания и здания духовных учебных заведений, а также предметы религиозного культа. Существенно изменило ситуацию принятие в 2010 году закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он расширял понятие имущества религиозного назначения, а также ввел заявительный порядок передачи недвижимого имущества. При этом закон никак не регулирует передачу движимого имущества. Кроме того, он имеет ряд недостатков, которые провоцируют конфликтные ситуации между Церковью и музейным сообществом: (1) не решен вопрос сохранности культурных памятников, передаваемых из музейных фондов: Церковь далеко не всегда может ее обеспечить, (2) вопрос доступности к ряду памятников, (3) проб-лема предоставления организациям равноценных помещений: законом не предусмотрен механизм и бюджетная поддержка переезда организаций в новые здания.
Биоэтика
Предложение. В конце 2011 года устами церковных спикеров был жестко раскритикован (см. ВЖ № 11, с. 16-17) проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором появилась норма, легализующая «применение вспомогательных репродуктивных технологий», в том числе т. н. «суррогатного материнства». Церковная общественность также предложила поправки, касающиеся искусственного прерывания беременности.
Реализация. Норма о «суррогатном материнстве» была принята. В закон были внесены некоторые нормы («неделя тишины», право врача отказаться от совершения операции), немного затрудняющие совершение аборта. Но большинство озвученных Церковью антиабортных предложений (обязательное согласие мужа на проведение аборта, запрет на проведение аборта несовершеннолетним с 15 лет без ведома и согласия родителей, запрет рекламы абортов, выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования, лицензия на право производства абортов) были отклонены. В конце мая глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы ФС РФ Я. Е. Нилов представил законопроект, предусматривающий запрет на рекламу абортов и существенные ограничения в рекламе и продаже без рецепта врача лекарственных средств, включая потенциально опасные препараты, способствующие прерыванию беременности. Однако этот документ Думой пока не рассматривался. Также более года в Нижней палате лежит законопроект об установлении административной ответственности за нарушение правил проведения искусственного прерывания беременности (аборта). Получила широкую огласку инициатива депутата Санкт-петербургского ЗакСа Виталия Милонова о наделении человека гражданскими правами от зачатия. Проект обращения в Госдуму был отклонен петербургскими депутатами.
Ювенальная юстиция
Предложение. Патриарх Кирилл: «Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют необходимые и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием» (Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 23 января 2012 года).
Реализация. Позиция Русской Православной Церкви, а точнее мощного родительского антиювенального движения, поддерживаемого Церковью, государством учитывается. В результате протестов в октябре 2010 года был отклонен закон о ювенальных судах. Также в 2010 году удалось заморозить принятие «Паспорта здоровья школьника». При этом принципиально государственная стратегия не изменилась: весьма вероятно, что уже в этом году будет принят закон о «социальном патронате».