Профессор из Суджи

Новая выставка в Библиотеке академии наук приурочена к 160-летию выдающегося русского церковного историка, заслуженного ординарного профессора Киевской духовной академии протоиерея Феодора Титова. Предлагаем подробный обзор экспонируемых изданий сочинений отца Феодора.



Образец книжного украшения из книги «Приложения к первому тому исследования заслуженного профессора протоиерея Феодора Титова: Типография Киево-Печерской Лавры». Киев, 1918
Журнал: № 10 (октябрь) 2024Автор: Александр Клементьев Опубликовано: 29 октября 2024


Жизнь до революции

Феодор Иванович Титов — уроженец села Черкасское Поречное Суджанского района Курской губернии — окончил Обоянское духовное училище, Курскую духовную семинарию и в 1886–1890 годах учился в Киевской духовной академии. Был оставлен при ней, а за свою первую монографию «Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам» (Киев, 1893) получил степень магистра богословия и должность доцента КДА. С 1897 года преподавал на кафедре истории Русской Церкви. Годом ранее был рукоположен во священника с назначением в известнейшую киевскую Андреевскую церковь, настоятелем которой стал в 1905 году. С 1901‑го состоял редактором неофициальной части «Киевских епархиальных ведомостей». В 1903‑м в Киеве выходят из печати его интереснейшее свидетельство «Русское духовенство в Галиции (Из наблюдений путешественника). Церковно-­исторический очерк» (Киев, 1903) и заметки «К вопросу о значении Киевской академии для православия и русской народности в XVII–XVIII вв.» (Киев, 1904), с которых начались его исследования истории Киевской академии.

Протоиерей Ф. И. Титов (Белград. 1930)
Протоиерей Ф. И. Титов (Белград. 1930)

В 1904‑м отца Феодора назначают сверхштатным экстраординарным профессором КДА, с 15 марта 1905‑го — штатным экстраординарным профессором. Тогда же были напечатаны его «Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII–XVIII вв.» (том I, кн. 1–3. Киев, 1905). В октябре 1905 года Титов был утвержден в звании доктора церковной истории за сочинение «Русская Православная Церковь в Польско-­Литовском государстве в XVII–XVIII вв.» (тома I и II. Киев, 1905). Том III (часть 1) будет завершен и опубликован там же лишь в 1916 году… В 1909‑м Титов уже в должности штатного ординарного профессора, а в 1916‑м — заслуженного ординарного профессора и награжден орденом Св. Владимира III степени, чем сопричислен с потомками к дворянскому достоинству.


Книги и статьи

Публикации сочинений отца Феодора Титова, как монографии, так и научные статьи, на удивление полно представлены в БАН. Особенно это касается отдельных оттисков статей из сборников и журналов, которые совсем не бедный протоиерей Феодор Иванович тиражировал на собственный счет и прилежно рассылал по общественным книжным собраниям, разумно обеспечивая память о своих ученых подвигах. Делал он это явно с удовольствием и, быть может, и впрямь любил тех, на разыскания о чьих судьбах тратил годы жизни собственной.
Обращают на себя внимание статьи об иерархах Киевской митрополии: «Высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий» (Киев, 1899); «Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий» (Труды КДА, 1903, № 1); «Высокопреосвященный Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий» (Киев, 1908); «Памяти Высокопреосвященного Евгения, бывшего митрополита Киевского и Галицкого (по поводу 75‑летия со дня его кончины)» (Киев, 1912); «Венок на могилу высокопреосвященного митрополита Флавиана» (Киев, 1915); «Венок на могилу высокопреосвященнейшего митрополита Владимира» [сборник] (Киев, 1918); — и о профессорах Киевской духовной академии: «Преосвященный Сильвестр, бывший епископ Каневский, ректор Киевской духовной академии (1828–1908)» (Труды КДА, 1909, № 1); «Памяти архиепископа Дмитрия (Муретова), бывшего ученика, профессора и ректора Киевской духовной академии» (Киев, 1911); «Памяти преосвященного Иннокентия (Борисова), бывшего ученика, профессора и ректора Киевской духовной академии» (Киев, 1912); «Высокопреосвященный Димитрий (Ковальницкий), архиепископ Херсонский и Одесский, бывший ученик, профессор, инспектор и ректор Киевской духовной академии» (Труды КДА, 1914, № 2, 3, 6).

Научные сочинения о. Ф. Титова незаменимы для всякого, кто захочет по-настоящему узнать город, обозначенный князем Олегом как «мать городам русским», и его наиболее значительные церковные учреждения — Киево-­Печерскую лавру и Духовную академию.
Самые важные из них: «Окончательный переход Киева от Польши к России по договору о вечном мире между ними в 1686 г.» (Труды КДА, 1904, № 7); «Киевский Златоверхо-­Михайловский монастырь (Краткий исторический очерк к 800‑летию существования храма и обители)» (Киев, 1908); «Киев и его святыни в конце XVIII в. (Письма путешественника)» (Киев, 1910); «Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-­Печерской лавры и г. Киева» (Киев, 1910 и 1912); «Краткое историческое описание Киево-­Печерской лавры и других святынь и достопримечательностей г. Киева» (Киев, 1911); «Киево-­Подольские монастырские и приходские храмы сто лет тому назад (К истории великого пожара на Подоле 9 июля 1811 г.)» (Киев, 1912); «Историческое описание Киевской церкви св. Апостола Андрея Первозванного (с планами и рисунками)» (Киев, 1913).
Первое свидетельство об интересе протоиерея Феодора Титова к истории духовного образования — его «История духовных школ Курско-­Белгородской епархии в связи с историею русского духовного просвещения вообще в течение XVIII и XIX веков» (Киев, 1897). После, с водворением в старейшей из отечественных духовных академий, он создаст за полтора десятилетия целую литературу, посвященную её истории — незаменимую и увлекательную.

Во-первых, это сочинение «К истории Киевской духовной академии в XVII–XVIII вв.»: вып. I: «Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обнинский, бывший ученик и учитель Киевской духовной академии (1705–1754)» (Киев, 1909); вып. II: «Святой Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной академии (1651–1709)» (Киев, 1909). Затем «Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение III (1796–1869)»: т. 1: 1796–1803. (Киев, 1910); «К истории Киевской духовной академии в XVII–XVIII вв.», вып. III: «Воспитанники академии на службе в Киево-­Печерской лавре, в связи с биографией Софрония Тернавиота» (Киев, 1913); «Киевская академия в эпоху реформ (1796–1819)»: вып. 1 (Киев, 1910), вып. 2 и 3 (Киев, 1912); «Киевская академия в эпоху реформ 1796–1869 гг.», вып. 5 (Киев, 1915); «Память о святом равноапостольном князе Владимире в Императорской Киевской духовной академии, в связи с характеристикою нравственно-­воспитательного дела в старой Киевской академии» (Труды КДА, 1916, № 3).
Совсем особенное место занимают в творчестве Титова монографии, написанные к 300‑летнему юбилею правящей династии. И если первая — «Русский царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-­Печерской лавре. 1613–1913 гг.» (Киев, 1913) — сочинение небольшое и скромно оформленное, то вторая — «Русский царствующий дом Романовых в отношениях его к Киевской духовной академии. 1615–1913 гг.» (Киев, 1913), являет собою роскошный юбилейный альбом, не наскоро изготовленную, но буквально набитую документальными материалами и тщательно отобранными иллюстрациями историческую энциклопедию.
Профессор протоиерей Феодор Титов был не только замечательным библиографом, более десятилетия публиковавшим ежегодно «Критико-­библиографический обзор новейших трудов по истории Русской Церкви»: выпуски с I по XII (Киев, 1901–1913). Он оставил и подробные «Очерки по истории русского книгопечатания и книгописания»: т. 1: «Русское книгописание в XI–XVIII вв.» (Киев, 1910); т. 2 (Киев, 1911), т. 3 (Киев, 1913).
Его наивысшим достижением, мало с чем сравнимым по полноте и подробности, стала первая часть последней опубликованной в Киеве, но так и не завершенной им монографии «Типография Киево-­Печерской Лавры. Исторический очерк. Т. 1: 1606–1616–1721 гг.» (Киев, 1916). Описание истории Типографии предполагалось довести до 1916 года…


Спасение книги

Судьба этой не часто встречающейся книги достаточно необычна: после отъезда автора на ликвидируемом большевиками огромном книжном складе Лавры оставалось значительное число экземпляров его последней роскошно изданной монографии. Спасти её от истребления строителями пролетарского рая удалось путем изящной уловки: сотрудники учрежденной при гетмане П. П. Скоропадском Украинской Академии наук удалили два первых листа огромного тома и заменили их новыми титульным листом и одностраничным предисловием на украинском языке, коим читателям предлагалось ознакомиться с сочинением неведомого прежде Проф. Хв. Тiтова по истории украинской старопечатной книги: «Матеріали до історії книжкової справи на Вкраїні в XVI–XVIII вв. Всезбірка передмов до українських стародруків». Київ, 1924.
Но всё мыслимое превзошли «Приложения к первому тому…», отпечатанные типографией Лавры уже в 1918 году в столице новой Украинской республики. Это собрание образцов полиграфического искусства Лаврской типографии — единственное в своем роде по полноте охвата материала и совершенству полиграфического исполнения, увенчало киевскую эпоху творчества выдающегося ученого.
Почти невероятно, но этим не завершилось присутствие в отечественном книгоиздании уже покинувшего советские пределы историка, и шесть лет спустя та же Украинская Академия наук издаст его крупную монографию «Стара вища освіта в Київській Україні XVI — поч. ХІХ вв. [«Старое высшее образование в Киевской Украине XVI — нач. XIX вв. Со 180‑ю рисунками»]» (Київ, 1924).



Публикации в эмиграции

С началом самоопределения Православной Церкви провозгласившей автономию Украины проф. прот. Ф. И. Титов был избран в декабре 1917‑го делегатом Первого Всеукраинского церковного собора, в сессиях которого участвовал в течение всего 1918 года, и в июле 1918‑го — членом Высшего Церковного совета, тогда же опубликовав брошюру «Киево-­Печерская лавра как ставропигиальный монастырь» (Киев, 1918).
В декабре 1918‑го он перебрался в Одессу, а в 1919‑м в Константинополь. Выезжал на Святую Гору Афон, где провел обследование русских монастырей и келий, о чем составил интереснейшие отчеты, до сего дня не опубликованные. Переехал в Белград и с осени 1920 года до кончины состоял ординарным профессором богословского факультета Белградского университета. В Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев продолжал помещать свои сочинения во многих церковных и богословских изданиях Сербской Церкви (эта его деятельность в сегодняшнем Белградском университете стала темой отдельного исследования).
Здесь он публикует заслуживающие всяческого внимания и скорейшего перевода свидетельства: «Руска православна црква пред револуцијом и за време револуције» [«Русская Православная Церковь перед революцией и во время революции»] («Гласник Српске патријаршије» [«Вестник Сербского патриархата»], 1920, II, №№ 2–24; 1922, III, 1–2); «Пређашша и садашња руска патријаршија» [«Прежний и нынешний русский патриархат»] («Гласник Српске патријаршије», 1920, I, №№ 8–12); «Савремено сташе руске православне цркве» [«Современное состояние Русской Православной Церкви»] («Вестник Српске цркве» [«Вестник Сербской Церкви»], 1926, XXXI, № 7–8).
Сербские монастыри очаровывали не одного Феодора Ивановича: восторгались ими архимандрит Киприан (Керн) и С. С. Безобразов, будущий епископ Кассиан… Некоторые русские студенты сербских семинарий именно посещая монастыри Сербской Церкви избрали путь иночества. Разъезды Титова по Сербии получают отражения в статьях «По манастирима Нишке епархије» [«По монастырям Нишской епархии»] («Преглед цркве Епархије Нишке», 1926, № 10–11; 1927, №№ 4–5, 6–7) и «Погановски манастир св. Јована Богослова» («Преглед цркве Епархије нишке», 1927, № 10). Исключительно интересна его сербская книжка «Савремена мистика са православног гледишта» [«Современный мистицизм с православной точки зрения»], (Ниш, 1932).


План города Киева 1638 года из книги «Приложения к первому тому исследования заслуженного профессора протоиерея Феодора Титова: Типография Киево-Печерской Лавры». Киев, 1918
План города Киева 1638 года из книги «Приложения к первому тому исследования заслуженного профессора протоиерея Феодора Титова: Типография Киево-Печерской Лавры». Киев, 1918


Обращает на себя внимание его отношение и к новейшим публикациям зарубежных русских богословов, о которых уцелевшие в свободном мире профессора старой русской духовной школы ­как-то… стеснялись писать. В частности, он доброжелательно и почти сразу по выходе в свет разбирает очень путаное сочинение Л. П. Карсавина «О Началах. Часть I. Бог и тварный мир» (Берлин, 1925) и дает доброжелательную оценку этой первой попытке богословствования, вышедшей из-под пера петроградского медиевиста-­итальяниста и будущего столпа сомнительной евразийской премудрости, чем надежно ограждает Льва Платоновича от возможных обвинений в недопустимом модернизме. Старательно разбирает он и «Агнца Божия» (Париж, 1934) протоиерея Сергия Булгакова. Это едва ли не последнее из напечатанных им сочинений…
Профессор протоиерей Феодор Титов скончался в Белграде в 1935 году и был похоронен на кладбище в городе Земун — теперь это район Белграда на бывшем австрийском берегу Дуная. Могилу его удалось разыскать исключительно благодаря терпеливому содействию наиболее информированного ученого знатока русской жизни в Югославии новосадского уроженца Алексея Борисовича Арсеньева. Пребывающее в отличной сохранности великолепное мраморное надгробие отца Ф. И. Титова, его супруги Софии Ивановны, сына Ивана и дочери Анны — наглядное свидетельство тому, как умели в небогатом Югославянском Королевстве принимать гонимых русских ученых и устраивать их жизнь. 

Подробнее о  протоиерее Ф. И. Титове:
Ульяновский В. Историческая записка к 300‑летию КДА и её автор Фёдор Титов // Титов Ф., проф., прот. Императорская Киевская Духовная Академия в её трехвековой жизни и деятельности (1615–1915 гг.). Историческая записка. Киев, 2003. С. IX–CXXVI.
Пузович В. Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 158–177.


Могила Ф. И. Титова, его супруги Софии Ивановны (1868-1944), сына Ивана (1895-1939) и дочери Анны (1898-1944) в Белграде (фото автора)
Могила Ф. И. Титова, его супруги Софии Ивановны (1868-1944), сына Ивана (1895-1939) и дочери Анны (1898-1944) в Белграде (фото автора)



Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"