Проблемы подражания
Что такое священство, храм, Литургия? Вопросы, казалось бы, элементарные — особенно для людей, которые регулярно сталкиваются с этими понятиями. Однако слова эти многозначные и таинственные: в них скрывается уйма смысла и немалое количество недоумений.
Их попытались разъяснить участники круглого стола, прошедшего в рамках традиционной просветительской конференции «Священство Христа и священство Церкви» в Феодоровском соборе.
Их попытались разъяснить участники круглого стола, прошедшего в рамках традиционной просветительской конференции «Священство Христа и священство Церкви» в Феодоровском соборе.
Раздел: Дискуссия
Что такое священство, храм, Литургия? Вопросы, казалось бы, элементарные — особенно для людей, которые регулярно сталкиваются с этими понятиями. Однако слова эти многозначные и таинственные: в них скрывается уйма смысла и немалое количество недоумений. Их попытались разъяснить участники круглого стола, прошедшего в рамках традиционной просветительской конференции «Священство Христа и священство Церкви» в Феодоровском соборе.
Мы нуждаемся в посредниках
ведущий круглого стола, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Российском Государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена
В Апокалипсисе апостола мы читаем описание Небесного Иерусалима: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр. 21, 22). Что же такое храм как собрание христиан? В книге отца Николая Афанасьева «Трапеза Господня» показывается приоритет древних христианских собраний, когда главным для общины было собираться вместе для молитвы. Со временем появились культовые здания и различные литургические традиции. В наше время в церковных кругах ведется полемика по поводу необходимости этих традиций. Ведь всё профанное в жизни христианина становится сакральным, потому что его пронизывает Христос. Царствие Божие внутри нас, и Христос посреди нас, как мы свидетельствуем во время Литургии. Многие люди считают древние христианские традиции возвращением к ветхозаветному или даже языческому образу жизни, потому что в них появились снова культовые здания и жрецы. Так ли это?
профессор, заведующий кафедрой библеистики филологичес-кого факультета СПбГУ
Метафора является необходимым средством для осмысления духовной жизни. Там, где речь идет о духовных вещах, мы не всегда можем найти нужные слова, поскольку дело касается той реальности, которая не входит в жизненный опыт. Поэтому в настоящее время мы называем «храмом» нечто отличное от того, что понималось под ним в ветхозаветной традиции.
Первые христиане собирались по домам, богослужение проходило вокруг стола, Евхаристия была подлинной едой. Священства не было, поскольку апостолы — это посланники, оно появилось только во II веке после разрушения Храма Соломона. По-видимому, ранее нельзя было употреблять этот термин в отношении руководителя христианской общины. Но когда возобновляется институт священства, это название становится метафорой — ведь суть совершенно меняется. Между жертвой в новом Храме и жертвой в старом Храме нет ничего общего. Жертва в Храме Соломона — реальные остатки язычества. Кровь жертвенного животного, пролитая на землю, — еда подземным богам. Сжигаемое на жертвеннике — еда богам на небе. Моисею не удалось избавиться от этого ритуала. В самом Храме никогда не было жертвоприношения, но на площадке рядом с Храмом языческие жертвоприношения остались, — этим были вызваны грозные обличения пророков. По этой же причине Иисус изгнал торговцев из Храма. Но в Храме не было и молитвы. Только раз в год туда входил первосвященник. Это наш храм стал домом молитвы. Новые вещи мы называем старыми именами, потому что нет других слов.
настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери
По внешним признакам и терминологии многое в христианской Литургии выглядит как воспроизведение давно минувшей реальности. Язычник живет в каждом человеке, и каждому дан Новый Завет, чтобы пре-одолеть это язычество в себе самом. Люди как будто нуждаются в посредниках между молящимися и Богом. Но за языческими формами совершается нечто совсем новое. Да, в истоках своих это формы языческие — как говорится, в хорошем смысле этого слова, ибо язык религии, язык, в конце концов, культуры, в своих основах зарождался в древних языческих религиях, которые, таким образом, можно определить как духовное детство человечества. И вот эта древняя, по происхождению своему языческая храмовая символика до сих пор является — и, наверное, останется им навсегда — ритуальным языком нашего участия в той главной Жертве, где и Приносящий, и Приносимый есть одно и то же Лицо.
Архимандрит Зинон (Теодор),
иконописец
Верно замечено, что слово «священник» — метафора. Чаще всего его употребляет по отношению к себе Григорий Богослов, но он был поэт. При рукоположении в священники епископ произносит слова о поставлении диакона во пресвитера. Слово «священник» вносит путаницу в церковный лексикон. В понимании христианской общины первых веков священник был только один — Христос, Который принес Себя в жертву и вошел за завесу в Святая святых. А предстоятелем христианской общины является епископ или пресвитер. Он приносит словесную службу от лица всей общины, потому что все одновременно говорить и благодарить не могут. Сама община выделяет из своей среды этого человека, который ее представляет перед Богом. Его отличает от всех прочих христиан во время Евхаристии только функция. По отношению к Святым Дарам он такой же христианин.
Двойные стандарты
Иерей Димитрий Симонов
В народном благочестии храм стал местом мистическим. Соответственно, по странной логике, вне храма можно вести себя подобно так называемым «воскресным христианам», т. е. жить не по заповедям, а как захочется. Не является ли это стремление разделить мир на профанное и сак-ральное попыткой уйти от избранничества и жить по двойным стандартам?
Протоиерей Александр Сорокин
Эта антиномия хорошо выражается двумя тезисами из Евангелия. С одной стороны, Христос говорит, что Царство Божие пришло, а с другой стороны, в наши уста Он вкладывает слова молитвы: «да приидет Царствие Твое». Царство здесь, но чтобы в него войти, нужно самому совершить усилие. То раздвоение, о котором Вы говорите, того же порядка. Христос освящает всё и вся, но при этом мы — дети падшего мира, и нам трудно вслед за Христом быть светильниками для мира. Мы способны концентрироваться только в храме, этом особом месте, которое специально отводим для сосредоточения.
Анатолий Алексеевич Алексеев
Мой университетский учитель греческого языка Александр Иосифович Зайцев всегда говорил: «Я иду в святилище БАН» (Библиотека Академии наук). Так же он говорил о студенческой аудитории, куда шел преподавать. Думаю, когда отец Зинон работает в своей келии, он тоже ощущает себя в святилище. Я так себя чувствую за своим рабочим столом. Проб-лема нашего общества — отчуждение от подлинных ценностей. Труд священен, если он идет на пользу людям и истине.
секретарь ОВЦС МП по межхристи-анским отноше-ниям, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери
Сакрализация — категория языческая. Склонность делить всё на священное и профанное свойственно языческому миру. Христианство — это десакрализация, всё одинаково священно и сопричастно Богу. В Церкви можно решать и экономические вопросы, если в тот или иной момент они обретают свое духовное, подлинное звучание.
Сакрализация пространства
Константин Морозов,
чтец храма пророка Илии, сотрудник епархиального Отдела религиозного образования и катехизации
Наверное, человек так устроен, что сакрализирует самое важное в своей жизни. В культуре Древней Руси присутствовала сакрализация пространства, пример этому — кремли в наших городах. В некоторых современных христианских общинах присутствует сакрализация своей собственной подготовки к христианской жизни. Например, в московском приходе отца Георгия Кочеткова не пускают к Чаше бабушек, не прошедших катехизациюв их общине.
Протоиерей Димитрий Сизоненко
Если члены общины употребляют свои дары для служения Церкви, они не делят христиан на «продвинутых» и тех, кто в пути. Когда на приходе есть живая община, во время Литургии осязаемо чувствуешь, что это не ты священнодействуешь — более или менее талантливо, — а вся Церковь.
клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери
Глядя на обилие православных выставок в нашем городе, можно сделать вывод о народной любви к сакральному. Сакральным, во мнении народа, может стать что угодно, если это сделано в монастыре, в особое время и особыми людьми — монахами, священниками и т. д. Православный маркетинг стал выгоден для фирм-производителей. Но когда человек приходит в Церковь, необходимо дать ему возможность переосмыслить то, что он считает сакральным с детства. В нашей православной жизни есть и здоровая, правильная сакральность. Она должна касаться Логоса: всего, что мы слышим, читаем, проповедуем, основываясь на Писании, и церковного собрания: Евхаристии и братской жизни.
Архимандрит Зинон
Я хотел бы сказать о сакральности храма. (Римские язычники обвиняли христиан в атеизме по той причине, что у них не было храма. По их мнению, божество обитает только в храме, и поелику у этих людей нет храма, значит, они безбожники.) Если мы посмотрим, как выглядело храмовое пространство хотя бы в III — начале IV века (я имею в виду римские базилики, которые сохранились хоть и в переделанном, но не поврежденном виде), мы придем к выводу, что организация храмового пространства обусловлена тем, что в храме совершается. Это место для экклесии, собрания, где совершается служение Слову посредством слова. Если мы представим, что апостол Павел сейчас зайдет в православный храм, — он вообще не поймет, куда он попал. Для того чтобы сакральность храма была здоровой, нужно храмовое пространство освободить от всего, что мешает таковому его восприятию.
Ритуал для человека
настоятель Благовещенского собора в Шлиссельбурге
Я не могу согласиться с тем, что наша «искусственная» сакрализация храмового или бытового пространства — возвращение к язычеству. Переступая порог храма, мы отделяем притвор от цент-ральной части, нефа. Затем мы выделяем алтарную часть как самую священную, устанавливая там особые правила поведения. И это правильно! Разве можно сказать, что обычные хлеб и вино так же святы, как и евхаристические? Нет, конечно. И то, и другое дары, но дары различные…
Протоиерей Димитрий Сизоненко
В эти дихотомические категории культуры «профанное-сакральное» и «свои-чужие» христианство вносит свои коррективы. Последняя глава Апокалипсиса говорит о восстановлении полноты творения, в которой нет этого противопоставления, поскольку слава Божия наполняет всё. Что не исключает необходимости определенного ритуализма в жизни, о котором сказал отец Евгений. Любой согласится с тем, что ритуал человеку необходим, поскольку он структурирует нашу жизнь. Другое дело, что христианство поправляет: «не человек для субботы, а суббота для человека», т. е. не человек для ритуала и таинства, а ритуал для человека.
Протоиерей Евгений Горячев
Я думаю, в Русской Православной Церкви есть большие сложности в отношении содержательного подражания Христу и евангельскому христианству. Большинству не у кого научиться. В какой-то момент приходится честно признаваться прихожанам: «Я не знаю, куда вести вас дальше; есть святые отцы, учитесь у них». Наша страна пережила кризис разрыва традиции духовной жизни. Хотя формы давно восстановлены, — открываются приходы, священство продолжает поставляться и т. д., но отеческого, апостольского, подлинно христианского отношения к членам общины, друг к другу еще очень мало. Увы, но пока что в России мы можем черпать живительные соки настоящей церковности лишь из Нового Завета. Народ, правда, говорит о старцах, но я перестал ездить по монастырям, потому что за исключением небольшого количества людей огромных духовных дарований, в основном, это игра в духовную жизнь. А люди продолжают ждать. Ждать от духовенства утешения во Христе. У нас, священников, может быть масса знаний по самым различным вопросам, но ты попробуй-ка утешить человека в Духе Святом! В Церкви была традиция передача даров Святого Духа не просто через руковозложение, а от учителя к ученику, как в случае Серафима Саровского и Мотовилова. Там, где из жизни человечества уходит живое веяние Духа Святого, никакими институциями, благотворительными организациями, чаепитиями мы не сможем это заменить. Человек, конечно, должен чувствовать Бога, должен! И если мы, священники, плохо этому учим, значит, мы сами плохо научены. А значит, надо начинать учиться заново: и пастве, и пастырям.
Протоиерей Александр Сорокин
Главная задача оглашения в нашем храме — показать Христа, явить красоту и смысл Евангелия, чтобы каждый, прошедший оглашение, мог выработать свой собственный безошибочный вкус, с помощью которого ощущать, где вещает подлинно дух Христов, кто бы ни выступал с амвона или еще с каких-либо высоких кафедр. Церковь — это пространство свободы, как бы это пространство ни извращалось, и кто бы ни ограничивал эту свободу в каких-то вопросах. К сожалению, люди этой свободой пользуются по-разному, особенно те, кто имеет более широкие полномочия, по сравнению с простыми мирянами. Желаю, чтобы у всех нас был вкус к тому, что подлинное есть Евангелие, а что является его искажением. Как, например, об этом писал апостол Павел в самом начале Послания к Галатам (Гал. 1, 6-7).
Подготовила Ольга Сергеева