Пришли пить воду

В кругах воцерковленной молодежи «Агиасма» считается чуть ли не образцовым объединением, и во многом это справедливо благодаря личности и харизме её руководителя иерея Димитрия Дмитриева. Попробуем разобраться, в чем кроется успех общины и что думают про это сами агиасмовцы. 
Журнал: № 11 (ноябрь) 2018Автор: Андрей Гореликов Опубликовано: 21 ноября 2018

МАЛЫЙ КРУГ

Два десятка постоянных участников — существенная цифра для подобного собрания. А в социальных сетях на страницу общины подписаны сотни человек. Едва ли такое насыщенное и самодостаточное явление, как «Агиасма», можно понять за один краткий визит на регулярную встречу сообщества. Как и в любой старой доброй компании, здесь много «своих историй», всем понятных намеков и умолчаний, поэтому новичку приходится угадывать и идти на ощупь. А сами ребята из «Агиасмы», надо подчеркнуть, не говоря о руководителях, совершенно открыты и даже настойчиво зовут репортера, незнакомого человека, в круг, где читают Евангелие.

Разбирают притчу о десяти девах из Евангелия от Матфея. Каждому в круге достается по строчке, чтобы попробовать Слово на вкус, войти в ритм собрания и начать говорить. В последующем обсуждении участвует не каждый, но большинство им захвачено. Читающие задают вопросы: должны, например, были мудрые девы поделиться маслом с неразумными? Могли ли последние успеть купить масла? Почему они разделились поровну?

Все, в общем, склоняются к мнению, что за теми закрытыми дверями — Царствие Небесное. Кто-то предполагает, что Царствие не есть собственно место, а есть состояние души, в котором одни, неведомо даже для себя, уже находятся, а другие нет. Или же это ситуация, к переживанию которой не все готовы, и правда обнажается, когда лишь приходит время «поправить светильники свои». Может быть, для кого-то подобное чтение в кругу — просто занятное времяпрепровождение, но для многих — проявление невидимой, но прочной общности. Которая, однако, не возникает раз и навсегда, а нуждается в постоянном укреплении.


ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

«Мы — не община», — говорит иерей Димитрий Дмитриев. Пять лет на посту руководителя «Агиасмы» представляются ему недостаточным сроком, чтобы говорить про подлинное единение всех участников сообщества. Священник считает, что община рождается, когда проблемы перестают разделять на «своих» и «чужих», когда каждому в этом кругу гарантирована помощь и участие хотя бы на бытовом уровне. Для этого нужно, прежде всего, больше времени.

— Года полтора уходит только на то, чтобы некоторые участники встреч перестали относиться друг к другу с неприязнью, — отмечает отец Димитрий.

Крепким долговременным связям могут мешать обстоятельства, например, женитьба одного из участников: обычно она знаменует переход из «молодежной» части прихожан на следующую ступень. Возможно, сказывается недостаток общих дел, на которые не остается сил, средств и времени. Социальное служение слабо развито в молодежных клубах, хотя оно как раз может сблизить самых разных людей. Раньше в «Агиасме», правда, помогали своим бабушкам из прихода в больницах и дома, но постоянного служения не получилось.

При этом, считает отец Димитрий, за последние пятнадцать-двадцать лет удалось сделать существенно ниже преграду между Церковью и молодежью, научиться привлекать людей к православию. В наши дни, говорит священник, протестантские и «новые религиозные» течения в России уже не конкуренты православию. В девяностые годы дело обстояло иначе, и не в последнюю очередь потому, что люди хотели идти туда, где читают и обсуждают Слово Божие. Молодежные клубы как раз предоставляют эту возможность и способствуют «неформальной катехизации». Именно чтения Евангелия — альфа и омега жизни подобных клубов. С одной стороны, это действительно привлекает людей, а сверх того, как показала практика, те, кто посещают евангельские чтения, как правило, становятся самыми активными членами клуба. С другой же стороны, для участия в евангельских чтениях необходимо преодолеть некий внутренний барьер и совершить первый шаг, к чему некоторые сразу оказываются неспособны. Пропускать через себя и говорить, предлагать в дар свою мысль психологически сложно для человека стеснительного или привыкшего к пассивному потреблению.


СЕРЬЕЗНОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

В «Агиасме» читают лекции известные в городе люди. В клуб приходят и священники, и ученые, и богословы. Часто тут можно видеть историка Сергея Фирсова или литературоведа Петра Бухаркина. Темы для встреч стараются подбирать интересные для участников клуба: богословские мотивы в романе «Мастер и Маргарита», проблемы стяжательства в современном мире… Проводятся здесь и кинопоказы, игры, концерты.

— Я обычно хожу в другой клуб, в Купчино, но здесь — самый лучший, — говорит мне молодой человек после предваряющего встречу молебна.

Аналогичные отзывы про «Агиасму» слышу от многих: чувство постоянной наполненности жизни сообщества, которое молодежь емко называет «движухой», подкупает людей даже не вполне воцерковленных. Но в идеале это только начало пути.

После евангельских чтений и обсуждения действительно следует обширная неформальная часть: стихи, песни, обсуждение последних новостей — от приходских событий до глобальной политики. Отец Димитрий направляет веселый настрой общей беседы так же спокойно, как руководит серьезным обсуждением Писания. Все знают, что жизнь клуба, его удача и популярность немыслимы без таланта и харизмы руководителя. В этом секрет успеха большинства аналогичных сообществ (как, в иных случаях, и возможный источник проблем).


НЕ СУПЕРМЕНЫ, НО СПАСАТЕЛИ

Отец Димитрий считает, что межчеловеческая горизонталь общения прихожан друг с другом должна скрепляться вертикалью — общением с Богом. На практике эта схема часто просто размывается или замещается иерархией ложной: «гуруизм» давно стал распространенной проблемой христианских сообществ.

— Это напоминает уловки разнообразных новых религиозных движений, овладевших эффективными технологиями подчинения увлеченного молодого человека воле «пастыря», — говорит отец Димитрий. — Должно уйти мнение о священнике как о супермене. Он не супермен, он — спасатель. Спасатель тоже хороший человек, но не умеет летать и не ходит сквозь стены. Если у него есть порой прозрения, то они кратковременны и происходят по воле Божией.

Таким образом, задача «кормчего» православного клуба — не просто создать среду комфортного общения, но связать деятельность клуба с жизнью храма. Последнее эффективно только тогда, когда собравшиеся знают: христианская жизнь заключается в постоянной работе над собой. Не всем легко принять такую мысль. «Фрилансерам» от церковной жизни, как выражается отец Димитрий, достаточно кратких посещений храмов и клубов тут и там, крупиц информации с лекций и кинопоказов — своего рода хобби или досуг с пользой для души. Но в то же время интуитивно понятно, что вообще ведет молодых людей на встречи при храме — жажда Смысла.

Сила молодого человека, его шанс противостоять лжи — во многом в том, что он не боится быть странным. С обывательской же точки зрения православная община — это странное место со странными обычаями. На встрече в молодежном клубе при Церкви ты принимаешь эту странность — и находишь в ней спокойствие.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"