Прилежание и верность. К 300‑летию победы при Гангуте
Казалось, храм великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля никогда уже не сбросит строительные леса и не явится в прежнем великолепии. В прежнем — нет, но к знаменательному юбилею Пантелеимоновская церковь предстанет полностью воссозданной в новом ключе с опорой на старые традиции.
Раздел: Приход
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Автор: Андрей ГориченскийФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 8 августа 2014
Казалось, храм великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля никогда уже не сбросит строительные леса и не явится в прежнем великолепии. В прежнем — нет, но к знаменательному юбилею Пантелеимоновская церковь предстанет полностью воссозданной в новом ключе с опорой на старые традиции.
Акцент на примирении
Приходская жизнь будущего храма зародилась в 1714 году, вокруг иконы святого Пантелеимона на Партикулярных верфях (верфи для постройки гражданских судов на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка). Сначала в Соляном городке стояла богослужебная палатка, затем, в 1718 году, указом Петра I была построена деревянная церковь. Позже она была покрыта штукатуркой, преобразована в мазанковую церковь. Уже после смерти Петра построен каменный храм. Новая церковь была освящена 27 июля (7 августа) 1739 года епископом Вологодским Амвросием. В XIX веке церковь перестраивалась и расширялась.
В 1914‑м, к 200‑летию битвы при Гангуте при храме были поставлены две мраморные мемориальные доски с перечнем участвовавших в битве полков. В 1936 году храм закрыли, позже там располагались склад, ткацкая мастерская и в конце концов Музей истории города с выставкой «Гангутский мемориал». В 1991 году церковь была возвращена епархии, возобновились богослужения. Но до полной реставрации храма дело дошло только в начале нулевых.
Сейчас Пантелеимоновская церковь активно готовится к предстоящему празднику: 300‑летию Гангутского сражения и приходской жизни храма. Будет поставлена новая мраморная мемориальная доска. В храме была написана икона равноапостольного князя Владимира, эту икону доставили на Афон на паруснике «Мир» курсанты из государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова. Планируется, что в конце июля на том же паруснике моряки, клир и прихожане отправятся к местам боевой славы, в том числе к мысу Гангут, где будет отслужена панихида по участникам сражения. А 9 августа они пришвартуются в акватории Невы и пройдут крестным ходом к храму с иконой святого Владимира.
Настоятель Пантелеимоновской церкви протоиерей Александр Румянцев не скрывает волнения и радости от предстоящего праздника:
— У Петра I всякому событию был свой девиз, — говорит он. — У Гангута такой: «Прилежание и верность превосходят силу». Эти слова у нас вырезаны на золотых табличках в нижней части иконостаса. На Монетном дворе мы отлили медали с девизом Ништадтского мира «Союзом мира связуем». К 300‑летию битвы при Гангуте объявлен поэтический конкурс на эту тему, и победитель получит такую медаль. Она очень интересная: на ней Ноев ковчег посреди бушующего моря, сверху летит голубица с веточкой маслины, а по сторонам Стокгольм и Санкт-Петербург, между ними радуга. Мы хотели сделать акцент не на войне, а на примирении сторон.
Храм сегодня
Первое, что видишь в храме, — мемориальная экспозиция, посвященная сражениям при Гангуте, Гренгаме и Ништадтскому миру. Благодаря ей в храме появляются не только обычные прихожане, но и моряки, и школьники, пришедшие на экскурсию.
— Прихожане храмов в центре города — это, как правило, одни и те же люди, — рассказывает отец Александр. — Они «перетекают» из одного храма в другой: ходят и в Казанский собор, и в «Спас-на-Крови», и к нам. Причем это не только пожилые люди; сейчас в храмах всё больше молодежи. Часто к нам приходят и иностранцы: паломники и туристы. Они заходят в лучшем случае просто свечку поставить, но у экспозиции задерживаются, рассматривают, им интересно. Как наступает пора сессий, приходят студенты из Художественно-промышленной академии имени Штиглица, что по соседству: молятся, свечки ставят — переживают.
При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, прихожане вместе ездят в паломничества. Поскольку храм носит имя целителя Пантелеимона, одним из приходских служений считается медицинская помощь: на добровольной основе врачи из числа прихожан проводят лекции, дают консультации.
— Предыдущий настоятель игумен Сергий (Кузьмин) возродил главным образом приходскую жизнь храма, вновь собрал общину, организовал регулярные богослужения, — добавляет отец Александр. — Мне остались только технические вопросы, которых, впрочем, было немало.
Новое и старое
Реставрация, длившаяся с 2002 года, почти закончена. Сейчас завершается работа над самой трудоемкой и дорогостоящей частью храма — иконостасом. На горнем месте в алтаре — икона святого Пантелеимона, новонаписанная (та, подле которой три века назад возникла часовня, была утеряна в XX веке). Что-то восстановить уже не получится: купол, например, воссоздан лишь частично, и видно, что он пережил тяжелые времена. Стены и колонны среднего храма украшены необычным, почти восточным, цветочным орнаментом. А потолок безраздельно занимает Андреевский крест.
Основная сложность при воссоздании заключалась в практически полном отсутствии свидетельств о дореволюционном интерьере храма. Всё что есть — три черно-белые фотографии со стертыми контурами и смазанными цветами. Специалисты сумели лишь частично выявить элементы оригинальной архитектуры и интерьера.
— Пытаться вернуть старое и разрозненное для нас не имело смысла — хотя бы потому, что это просто невозможно, — признается настоятель. — Мы не стали просить вернуть нам наши колокола, которые сейчас висят в Петропавловской крепости — мы отлили новые на Балтийском заводе. Иконы в нашем храме почти все тоже — новонаписанные.
Для работы над иконами отец Александр пригласил молодого художника Георгия Панайотова. Для него это не дебют: многие из его икон находятся в храмах и частных коллекциях, неоднократно проходили персональные выставки. Георгием написана и большая часть иконостаса. В своей работе он соединяет византийские и русские традиции иконописи. Ровные линии, мягкие цвета естественно сочетаются с рамами в стиле петровского барокко.
— Я в детстве случайно заглянул в мастерскую иконописца — и тогда меня это совершенно поразило, — говорит Гергий Панайотов. — Стоял и смотрел, как работает мастер, целых три часа, а потом он позвал меня к себе в ученики. Этот иконостас был для меня своего рода испытанием, во многом благодаря скульптору Игорю Илюткину. Работать с ним было очень необычно — столько разных вариантов резьбы, украшений он сумел найти.
— В чем причина успеха? Нужно доверять людям умелым и позволять им ситуацию творчески развивать, — отмечает протоиерей Александр Румянцев. — Кто-то чувствует в этом иконостасе греческий дух, кто-то — истинно петербургский, кто-то — почему-то московский. Но на самом деле нет никакого другого духа, кроме православного, который нас всех объединяет.
Лебединая песня
Особенность рам и резьбы иконостаса заключается в полном отсутствии машинной работы — мастер Игорь Илюткин всё делает вручную:
— Резьба должна быть живая, — говорит он. — Ну а что может машина? Да, всё будет ровно, все линии правильные, всё здорово. Но зачем это нужно, кому?
В советское время иконостас был полностью демонтирован. А на фотографиях практически невозможно определить, где проходит та или иная линия.
— В любом случае, должна быть гармония, — поясняет мастер, — Здесь сложно было сделать что-то другое, ведь архитектура подразумевает определенный стиль. Я просто вырезал то, что здесь просилось само.
— Игорь всегда говорит о резьбе, что это его лебединая песня, — добавляет отец Александр. — Каждый раз он работает как последний. Каждый завиток в его работе можно разглядывать подолгу, получать от этого эстетическое удовольствие. А ведь главная цель иконостаса — привлечь человека к молитве. И через созерцание рукотворной красоты перейти к созерцанию нерукотворной.
Иконостас почти завершен. Осталось только добавить четырех ангелов на самый верх.
Интерьер и архитектура храма воссозданы на основе сохранившихся оригинальных элементов
— Я знаю, можно было сделать лучше, — говорит Игорь Илюткин. — Предела совершенству нет. Но мне ничуть не стыдно. Я вот что думаю: люди что-то сделали и сохранили для нас. Если что-то не дошло, то это надо хотя бы восстановить. Нельзя просто взять и оборвать историю: до сих пор было так, а теперь пойдет по-другому. Забывать людей, которые старались, вкладывали свою душу, — это неправильно.
Андрей Гориченский
фото: Андрей Петров