Приход, где не теряют перспективы

«Когда за городом, задумчив, я брожу…» Такой строкой начинается стихотворение Пушкина, посвященное этому некогда тихому месту на окраине новой столицы. Покой деревенского погоста, который воспел поэт: «Но как же любо мне. Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое», — давно сменился оживлением гудящего проспекта. Однако и по сей день под боком у шумной дороги есть уголок, как будто сохранивший частичку той деревенской тишины, — небольшой сквер, а в сквере Благовещенский храм.
Раздел: Приход
Приход, где не теряют перспективы
Журнал: № 03 (март) 2021Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 марта 2021

Деревенские мы

Район, в котором расположен храм, и по сей день носит название Старая Деревня.

— А мы и вправду люди деревенские, — то ли шутит, то ли всерьез говорит настоятель прихода протоиерей Феодор Гуряк. — Некоторые-то наши прихожане еще помнят вокруг храма не оживленный городской район, а огороды. Живем мы просто, особых отличий от других приходов у нас нет, — продолжает отец Феодор, — важно другое: что мы одинаково веруем, примерно одинаково чувствуем и едины в самом главном. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». Помните это знаменитое средневековое изречение, ошибочно приписываемое блаженному Августину? Очень хотелось бы, чтобы эта формула отражала и внутреннюю жизнь нашего храма. Самое главное — любить людей. Всякий раз говорю это своим студентам в семинарии. Это трудно, и даже непосильно. Но Богу всё возможно, всё могу в укрепляющем меня Господе. Боговоплощение, страдания Христа, Его славное воскресение, дарование Церкви Духа Святого — всё это было нужно, чтобы человек стал сопричастен Царству Божию, в которое нельзя войти без открытия для себя закона Любви.

 

Храм живет

Конец Литургии, настоятель вместе с другими священнослужителями выходит из алтаря, и сразу же вокруг него собираются прихожане. Приходится подождать: каждого подошедшего отец Феодор выслушивает, если нужно — дает совет. В стороне группа мирян горячо обсуждает какие-то свои приходские дела. Чувствуется, что храм живет.

В противоположном приделе несколько человек обступили второго священника, протоиерея Евгения Струговщикова, который руководит на приходе детской воскресной школой. Кстати, сегодня должно состояться первое после почти годичного перерыва занятие «воскрески». Это большое событие для прихода, который только-только начинает оправляться от последствий коронавирусного карантина.

— Да, минувший год сильно отличался от всех прошлых лет, — говорит отец Феодор. — И он стал очень важным годом для нас. Это был настоящий кризис. Не в обывательском или экономическом смысле, а кризис в том смысле, который изначально вкладывался в это слово. Да, наша вера подверглась суду, каждый ответил себе на вопрос, зачем ему вера, что он ждет от нее? Может, кто-то надеялся, что храм, службы помогут человеку обойти беды стороной? В прошлом году мы увидели, что болезнь не делит людей на верующих и неверующих. Христианство — не о том, чтобы мир был безопасен для нас, христианство — о нас самих, о том, каким Христос хочет видеть лично меня в этом мире.

Протоирей Феодор Гуряк служит настоятелем с 2002 года

Протоирей Феодор Гуряк служит настоятелем с 2002 года 


Вылезти из скорлупы

Действительно, каким? Вот я, вот мир. Можно ли мне, приходу или Церкви спрятаться от него в скорлупу, дающую чувство если не всеобъемлющей, то хотя бы информационной безопасности? Священник Александр Дорохов был назначен на приход около года назад, незадолго до начала пандемии, говорит, что умение выслушать порой и критику, суметь ответить на неё, а иногда и согласиться — важнейшее умение, которым должен обладать священник.

— Мы живем в эпоху кликбейта, где нет запроса на истину, а есть запрос на жареные заголовки, на поверхностные суждения и мнения. Люди насыщаются ими, возмущаются, кто-то идет в Церковь за ответом. Я как священник должен уметь этот ответ дать, не должен сторониться разговора, диалога и не могу отделаться от собеседника общими избитыми фразами.

На приходе отец Александр отвечает за молодежное служение. Раз в месяц он вместе с группой молодых людей собирается в приходском доме, чтобы обсудить заранее выбранную тему, ту, которая в данный момент больше всего интересует прихожан. Тема может быть совершенно любой, от разборов Священного Писания до вопросов экологии.

— Я в молодежном служении руководствуюсь следующим принципом: запрос на разговор должен исходить от самой молодежи. У каждого свои проблемы, свои заботы, семья, работа. Лучшее, что я могу предложить им, — это модерация, «экспертное» мнение священнослужителя, не более, а все вопросы они формулируют сами. Наш храм — не единственное место, где встречаются эти молодые люди. Они общаются и вне прихода, вместе ходят в кафе, работают, и обсуждают те же самые вопросы и без меня. В храме они могут обсудить эти вопросы со мной как священником.

Параллельно со служением отец Александр получает светское образование психолога.

— Знание психологии может сильно помочь в пастырском служении, — считает отец Александр, — и особенно — снова возвращаемся к современной ситуации — сейчас, когда многие находятся в состоянии фрустрации из-за пандемии, ограничений, всеобщего кризиса. Если человек пришел с болью, страданиями, для начала нужно уметь хотя бы снизить градус этих страданий.

На детских занятиях воскресной школы могут присутствовать и родители

На детских занятиях воскресной школы могут присутствовать и родители 


Струговщиковы: тогда и сейчас

Первые страницы истории этого храма писались две с половиной сотни лет тому назад одним из самых авантюрных российских политиков той эпохи — графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым. Участник множества дворцовых и межгосударственных интриг, дважды приговоренный к смерти и дважды её избежавший, Бестужев-Рюмин получил земли на окраине Петербурга в дар от императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году он выстроил здесь деревянный храм для переселяемых из Малороссии крепостных крестьян. В начале XIX века храм сгорел после того как в него попала молния, и новый владелец этих земель Сергей Савич Яковлев решил построить на месте уничтоженной деревянной церкви каменную, которую и освятили в 1809 году. Со временем у Благовещенского храма появилось два придела — святого благоверного князя Александра Невского и святых мучеников Тимофея и Мавры. Второй придел был возведен по приказу владельца имения после кончины его супруги, Мавры Борисовны Яковлевой, урожденной Струговщиковой. Кроме того что мученица Мавра была святой покровительницей покойной, так еще и история подвига этих святых стала примером не только христианской, но и супружеской любви:

— Они претерпели мучения во время гонения императора Диоклетиана, — рассказывает настоятель храма протоиерей Феодор Гуряк. — Их схватили на 20 день после венчания, принуждали отречься от веры, а после отказа распяли. Вися на крестах, они признавались в любви ко Христу и друг к другу.

Прихожане любят вспоминать об интересном совпадении: один из священников храма, отец Евгений, носит ту же самую фамилию, что и Мавра Борисовна в девичестве, — Струговщиков.

Отец Евгений был назначен в храм в 2000 году и помнит его еще в неотреставрированном состоянии. Сегодня он руководит воскресной школой для детей:

— Название «школа» не совсем корректно. Мы хотим уйти от формализма, наладить живое общение. Приглашаем на занятия и родителей, пожалуйста, пусть приходят. И им нравится. Школьная составляющая в наших занятиях второстепенна и является поводом для сердечного разговора. Формальная часть, конечно, присутствует. В этом году мы изучаем Ветхий Завет, в следующем будем изучать Новый, а еще через год приступим к литургике, но всегда это лишь повод для общения. Главное, чтобы и родителям с детьми было интересно, и детям с родителями не скучно. У нас получается. Недавно мы обсуждали все вместе разницу между Священным Писанием и Священным Преданием. Родители признавались, что открыли для себя много нового, но и дети принимали самое активное участие в беседе. Знаете, у кого-то из ученых есть фраза: «Если вы, будучи ученым, не можете объяснить, чем вы занимаетесь, пятилетнему ребенку, вы — шарлатан». 


Колокольня: новый взгляд

Помещения, в которых проходят занятия воскресной школы, изначально не принадлежали приходу, а стояли бесхозными. Заниматься зданием возможности ни у города, ни у находящегося по соседству «Атомпроекта» не было, поэтому пустующие пространства с радостью отдали в бессрочную аренду приходу. Еще два десятилетия назад здесь совершались богослужения, потому что сам храм тоже находился в довольно плачевном состоянии: в советское время в нем располагался завод резиновых изделий.

— Храм отреставрировали только к 300-летию Санкт-Петербурга, — рассказывает отец настоятель, — я как раз недавно был сюда назначен. Это была очень непростая задача.

Сегодня храм, приходской дом и колокольня, кажется, составляют единый архитектурный ансамбль. Если не знать подробностей, можно подумать, что так оно и было запланировано с самого начала. Исторически же колокольня находилась совсем в другом месте: сейчас она стоит у улицы Савушкина, а сто лет назад примыкала вплотную к храму. В 1947 году её снесли для расширения Приморского проспекта.

— Поэтому восстановление колокольни на прежнем месте не представлялось возможным, сейчас там дорога, — комментирует настоятель.

Красивое решение нашел недавно почивший петербургский архитектор Рафаэль Даянов — большой специалист по городской храмовой архитектуре, в числе прочего — автор проекта воссоздания храма Рождества Христова на Песках. Он предложил построить колокольню у противоположной стороны приходского дома, чтобы создать таким образом впечатление единого архитектурного ансамбля, и, кроме того, изменил архитектурное решение колокольни, облегчив её силуэт.

 

Социальное служение

— В декабре минувшего года мы все переболели коронавирусом, — говорит настоятель, — и даже сложно представить, как бы приход пережил этот период, если бы не наши диаконы, Игорь Мудрый и Феодор Белышев. Они вдвоем всё на себе вытянули: служили, закупали свечи и маски для прихожан, еду для нашей трапезной. Занимались настоящим диаконским служением. В остальное время за социальную работу у нас отвечает Нонна Ивановна.

Во многом социальная помощь прихода направлена на собственных же прихожан.

— Мы помогаем им одеждой, медикаментами, кого-то нужно просто поддержать добрым словом, — говорит Нонна Ивановна. — В основном это пожилые прихожане, многодетные семьи, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Для повышения эффективности работы была создана группа в WhatsApp. В период пандемии появилась возможность оперативной помощи нуждающимся — срочно собрать средства на лекарства, поддерживать друг друга в сложное время ограничения на посещения богослужений.

Сама Нонна Ивановна по первому образованию инженер-строитель, по второму — педагог-психолог.

— Когда два года назад я взялась за это служение, я не до конца определилась с тем, в каком направлении стоит работать. Сейчас могу сказать, что социальная работа — это не только, например, материальная помощь или сбор вещей для бездомных (мы периодически отвозим вещи в храм Петра и Павла при университете имени Герцена, прихожане которого окормляют живущих на улице людей). Поздравить прихожан-ветеранов, организовать праздник для блокадников — разве это не социальная работа? Приезжал митрополит, мы вместе с волонтерами пекли «жаворонков» для причастников, — по традиции их готовят на праздник Сорока севастийских мучеников, но мы решили порадовать прихожан просто так.

В декабре взрослый сын-инвалид одной из прихожанок попал в больницу. 31-го числа, перед самым Новым годом, его выписали, но у матери не было денег, чтобы оплатить такси и привезти сына домой, не говоря уже о приобретении лекарств.

— Тогда я кинула клич в нашей группе в WhatsApp, и буквально через час мы собрали 14 тысяч.

При храме действует подразделение известной патриотической детской организации «Витязи». Руководитель отряда Егор Казаков — прихожанин Благовещенского храма с самого раннего детства. К «Витязям», история которых началась в русских эмигрантских кругах, он примкнул в подростковом возрасте. Долгое время был членом дружины при Князь-Владимирском соборе, а когда достиг 17-летнего возраста, подумал, что не хочет расставаться с движением. Так родилась идея организовать отряд при родном Благовещенском храме, что и было осуществлено в 2015 году. «Витязи» собираются каждую неделю. На встречах они изучают основы православия и родную историю, после этих занятий и посиделок за чашкой чая — игровая часть, на которой может быть разыграна баталия из русской истории, например, Ледовое побоище. Несут «Витязи» и социальное служение: организуют праздники в детских домах и домах престарелых. Традиционно два раза в год — осенью и весной — отряд прихода выбирается в двухдневный поход, а летом вместе с другими отрядами и дружинами (в одной дружине несколько отрядов) ребята собираются в общем большом летнем лагере в Псковской области.

 

Современники

Приход после долгих месяцев карантина возвращается к полноценной жизни. В ближайшее время здесь планируется провести первое за долгое время заседание дискуссионного клуба «Современник». Ведет его протоиерей Дионисий Мозокин.

— Этот образовательный проект существует уже десять лет, — говорит отец Дионисий. — Название его не случайно, ведь на встречах клуба мы занимаемся христианской критикой современности. Критикой не в смысле критиканства, а критикой в смысле всестороннего анализа. Мы опираемся как на святых отцов, так и на современных мыслителей — как христианских, так и светских. Тема обсуждения, например «Вопросы этики в современную эпоху», как и тексты для работы, например книга «Этика» Алена Бадью или «Идол и дистанция» Жана-Люка Мариона, определяются заранее, на встрече мы обсуждаем прочитанное и обдуманное. Зачем нужны все эти интеллектуальные изыскания? Чтобы приблизиться к пониманию христианства в современном мире и его места в нем.

 

Перспектива

— Проблема перспективы — главная проблема нашего времени, — рассуждает отец Феодор Гуряк. — Куда ни глянь, везде проблемы: нет ноутбука — проблема, маленькая зарплата — проблема, плохая погода — и то проблема, и все они отягощают нашу жизнь. У христиан по-другому. Возникли трудности? — ничего, я буду стараться, и с помощью Божией всё получится. Живое общение с Господом помогает человеку обрести ценность собственного существования. Свет благодати озаряет душу и сердце человека, и всё становится на свои места. Для христианина перспектива очевидна, путь, по которому нужно идти, очевиден: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Сейчас, в постмодернистскую эпоху, нет истины, есть только мнение, которым я делюсь в соцсетях. Потеря связи с Господом, Который желает человеку спасения, лишает человека перспективы, вечной перспективы, которой, а не несколькими десятками лет, и измеряется человеческая жизнь.  

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"