Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
Служение под прицелом фотокамер
В любой день и в любую погоду перед Казанским собором — многолюдно. Именуемый в народе «казанским пятачком» небольшой скверик с фонтаном — популярное место отдыха и встреч. Это самый центр города, Невский проспект, совсем близко три станции метро. Многие из спешащих по делам горожан «по пути» заходят в Казанский поставить свечку. Но еще больше здесь тех, кто приехал издалека. В соборе соединяются два разных потока: паломнический и туристический. Паломники приезжают припасть к чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Перед образом в любой день выстраивается очередь. Туристов же со всего мира привлекает архитектура и внутреннее убранство собора. Храм полностью передан епархии, доступ в него, как и в любой храм города, тем, кто далек от православной веры, не закрыт.
Казанский собор
строился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Старая церковь к концу XVIII века обветшала, и император Павел I повелел воздвигнуть для Казанской иконы величественный храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Это был принципиально «националистический» проект: в нем участвовали архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графа Строганова, и исключительно русские мастера всех специальностей. Освященный в 1811 г. собор стал главным храмом города и общенациональной святыней. С 1928 г. он был в руках обновленцев, а в 1932 г. в его здании устроили Музей истории религии и атеизма. В запасниках и на чердаке «бывшего собора» дожидались своего часа святые мощи Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких. Они были обретены и торжественно переданы Церкви в начале 1990 гг. Тогда же началось постепенное возвращение собора. Первое время в храме еще работал музей — и уже совершал службы формировавшийся приход, который возглавил первый настоятель игумен Сергий (Кузьмин). 1 июля 1996 г. настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Павел Красноцветов. В 1999 г. собор стал кафедральным, музей же окончательно переехал лишь в 2001 г. (см. «ВЖ» № 7–8, 2011).Вопрос, не мешают ли туристы внутренней жизни собора, вызывает здесь искреннее недоумение:
— Мы находимся в центре города, Казанская икона — наша общая святыня, поставленная в основание города, это не к нам, к Ней люди идут, — говорит настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов. — И в советское время некоторые приходили в собор, будто бы в музей, но чтобы помолиться. А сейчас другие времена, люди привыкли к свободному общению с Церковью, мешать им в этом не нужно.
Словно иллюстрируя эти слова, несколько китайских туристов, завидев отца Павла, останавливаются, с большим почтением слушают. Одна из женщин произносит: «Thank you», складывает ладошки и склоняется перед настоятелем для благословения. Как тут разделишь вошедших в Казанский собор людей на туристов и паломников? Но всё же, чтобы не было помех молитвенному настрою, в будни Литургию проводят в южном приделе, который специально отгораживают. А в выходные группки перемещающихся по собору во время богослужения туристов растворяются в изобилии верующих. Прихожане терпеливо относятся к постоянному «броуновскому движению» туристов. Несмотря на запрет, экскурсанты, особенно иранцы и многочисленные китайцы, фотографируют, поэтому исповедание веры происходит буквально под прицелом фотокамер.
Те, кто пришел в собор впервые, могут воспользоваться услугами экскурсионного бюро, которое работает по расписанию, связанному с церковными службами. Его лавка находится у главного, западного, входа в собор (со стороны Казанской улицы). Опытные экскурсоводы предлагают экскурсии по собору после Литургии и до вечерней службы. Есть здесь и аудиогид на четырех языках. Небольшой, похожий на ручку прибор и интерактивный буклет позволяют индивидуально познакомиться с собором, не мешая молящимся.
— В церковь приходят люди XXI века, — говорит разработчик аудиогида Наталья Феофанова, руководитель просветительского отдела Казанского собора. — И мы уровню XXI века соответствуем.
Справка:
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР — главный храм епархии, в котором установлена архиерейская кафедра, то есть возвышение для архиерея в середине храма, откуда епископ ведет службу. Кафедра является символом епископской власти.
147 по штату
Сколько в Казанском соборе прихожан? Об этом можно судить по большому количеству причастников и тому, сколько просфор расходится и в будни, и особенно в праздники. Заметно, что люди «прикипели» к храму: многие ездят сюда с окраин, подбирают работу с удобным графиком, чтобы нести приходское послушание. Казанский собор сегодня похож на большой живой организм, для слаженного функционирования которого необходимо в буквальном смысле со-трудничество разных служб.
В штате 147 человек — это настоящие профессионалы в своих областях. Помимо различных административных служб здесь есть швейная мастерская, большая трапезная с кухней, просфорня, солидная библиотека с разнообразными книгами, фильмами, журналами, инженер по пожарной безопасности, художник, информационная служба… Работают взрослая и детская воскресные школы, реставрационные мастерские (столярная, лепная, позолотная) со штатом высококлассных мастеров. Собор полностью живет за счет прихода. В числе прочего Приходским советом финансируются и дорогостоящие ремонтные работы: под контролем главного архитектора Казанского собора Марка Коляды они продолжаются до сих пор, собор благоукрашается. Реставрационные работы оплачивает и контролирует государство в лице КГИОП.
Священники и прихожане Казанского собора стараются возродить общинные традиции приходской жизни. Проходят общие собрания; сплотить людей помогает и социальная служба, львиная доля забот которой направлена на «своих».
— Мы поддерживаем малоимущих, многодетных, одиноких прихожан, — рассказывает руководитель социальной службы Марина Гусарова. — Адресно можем собрать вещи, материальную помощь, найти волонтера по уходу за болящим, помочь добраться до храма. Но рамками прихода мы не ограничиваемся. Дважды в год отправляем посылки в тюрьмы. Не отталкиваем и бездомных, которые, случается, обращаются в собор за одеждой или питанием.
Собор вмещает больше пяти тысяч человек. Порядок в таком большом храме — дело нелегкое. Летом с Невского проспекта летит пыль, зимой каждый вошедший приносит на подошвах обуви соль и грязь. Нереставрированный, из серого и розового мрамора, пол приходится несколько раз в день убирать моющим пылесосом. Хватает работы и охранникам. Одно время в соборе пробовали промышлять карманники с Невского проспекта. После серии краж на приходе организовали собственную службу охраны, которая несет службу совместно со смотрителями. Когда собор принимает великие святыни (в числе последних — ковчег с десницей святого великомученика Георгия Победоносца), управляться с многотысячными вереницами паломников помогают специально нанимаемая частная охранная фирма и добровольцы-волонтеры (попробовать войти в их число можно, заполнив специальную форму, лежащую при входе).
Продолжение читайте в следующей публикации