Преступление
без наказания
Недавно в широкий прокат вышел новый фильм Андрея Звягинцева «Елена», лауреат фестиваля в Каннах. Фильм, который многие ждали и который в прессе уже окрестили «нашумевшим». Редакция попросила посмотреть этот фильм художника, сценариста, кинорежиссера Виктора Тихомирова.
Раздел: Афиша "ВЖ"
Сюжет новой картины незатейлив: женщина в интересах бездельника-сына (от пре-дыдущего брака) и внука-лоботряса убивает богатого мужа, поскольку тот не собирался «правильно» распорядиться наследством. Всплакнув на похоронах, она запускает ликующую родню в оставшуюся от погибшего квартиру, где и предполагает жить, оставаясь любимой бабушкой… Может быть, зритель ожидает мук раскаянья и терзания души, как у Раскольникова? Может, думает, что героиня в дальнейшем бросится от отчаянья под поезд? Напрасно. Не будет ничего такого. Уж не в этом ли смысл фильма? Как выразились авторы и некоторые журналисты на пресс-конференции: «Это про нас! Это сильно!» Да с какой же стати? Я лично никого не убивал и никто из моих близких или друзей ничего подобного не затевает. И, кажется, хорошо, если режиссер не ведает, что творит (а похоже).
Звягинцев — крепкий профессионал и в работе с актерами, и в выборе оператора. Музыка — самая подходящая, и ритм. Но ведь этого мало, хотя зритель послушно старается не упускать деталей, придавать всему значение и высокий смысл. Но кроме эстетизации ничтожества никакого смысла не обнаруживается. Пусто! Стоило ли тратить немалый бюджет и совокупный талант коллектива на повторение ежедневных телехроник о том, как убивают даже родню ради скорейшего приближения к рекламным образцам пот-ребления? Самый широкий зритель, если досмотрит до конца, так и решит: «Эх, повезло людям! Вон какая достойная женщина, любит деток, терпит от них и прощает. И нечего у нее на пути вставать! По-быстрому надо решать вопросы: сыпанула яду, и нет проблем!»
Тоскливое чувство охватывает еще и от невольного сравнения главной героини с героиней картины А. Сокурова «Александра». Звягинцев утверждал, что не имел этого в виду и не замечал такой аналогии. Тем хуже для него, ибо аналогия бросается в глаза. Та же благородная полнота женщины-матери и супруги, те же исполненные достоинства жесты и позы. Даже нарочито грубая дочь мужа от другого брака введена в сюжет, чтобы подчеркнуть насколько Елена добра и обаятельна. Заботливость обо всех и усталость в лице. Но у Сокурова это следствие и продолжение духовного совершенства героини, ее внутренней непоколебимой крепости. У Звягинцева — ни то, ни се. «Бога нет, и все позволено», но не персонажу, а режиссеру и идущему за ним зрителю.
Кстати и приделанная к сюжету сцена в церкви. Как будто чтоб уколоть верующих: вот, мол, и Бог не захотел удержать от убийства, наоборот, даже помог спрятать концы в воду. Ну и конечно не обошлось без пошлости в виде орудия убийства — «Виагры». Ладно бы хоть не было всем известной вызывающе пошлой поп-группы с таким названием…
Вот и мечется зритель от ложного глубокомыслия к подозрительной простоте. И чего напрягались классики русской литературы, когда можно было тоже обаятельным Раскольникову или Анне Карениной так просто решить проблемы? Главное, не надо было после этого «заморачиваться».
Отдельно о международных наградах. Не стоило бы поддаваться этому диктату иностранного мнения, но уж такова русская традиция. Богатый сосед всегда правее. Лет 15 назад на международных фестивалях непременно давали призы нашим фильмам, в которых русские выглядели пьяными, сопливыми, в грязных ушанках с оторванными ушами (сам наблюдал не раз.) Теперь фестивальным жюри милы образы русских в виде стремительно плодящихся, закоренелых в своей лени, немотивированно агрессивных персонажей. Убитый Еленой муж, с которым она неплохо прожила десять лет, — олицетворение западного человека: культурного, спортивного, ценящего и преумножающего комфорт и твердо стоящего на его страже, что требует непременного уединения (супруги размещаются в разных комнатах). Он многого достиг трудом и способностями, но по слабости и толерантности вынужден терпеть и содержать навязавшуюся заодно с женой ленивую и маргинальную родню. «Вот в один прекрасный день родня эта вас и угробит!» — как бы предостерегает автор. Благодарная цивилизованная аудитория умиляется и дарит автора призами.
Честное слово, не жалко, только ни зависти, ни сочувствия не вызывает.