Предпринимательство как служение
Все находят себе место
Создатель и председатель союза Владислав Жукович рассказывает, что, как и многие, пришел к вере, когда оказался на грани жизни и смерти. «Когда я понял, что остался жив только благодаря Богу, произошла переоценка ценностей, — вспоминает он. — Я подумал: раз уж Господь распорядился так, что я стал предпринимателем, я должен совершать какие-то благие дела, но какие именно, совершенно не представлял. Про предпринимателей прошлого не знал практически ничего, других верующих предпринимателей в моем окружении тоже не было».
Владислав Константинович решил найти дело, которое бы решало одну из важных проблем в обществе. И пришел к выводу, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, имеют причиной духовно-нравственное нездоровье людей, от которых что-то зависит. Следовательно, надо заниматься духовным просвещением. «Благотворителей в этой сфере было очень мало, — продолжает он. — Люди с легкостью жертвуют на храмы, помогают больным и бедным, но мало кто готов финансировать какой-то просветительский проект. Статистика из года в год показывает, что из тех, кто ассоциирует себя с православием (а таковых 80 процентов), воцерковленных всего два процента. Получается, что у нас мало людей, живущих церковной жизнью, — и как же мы можем говорить об изменениях в нашей стране! Непонимание того, что такое Церковь, её глубинного, сакрального смысла обедняет человека».
Владислав Жукович узнал про Православный центр духовного возрождения, познакомился с его руководителем Любовью Афанасьевой, которая получила благословение на эту деятельность еще от владыки Иоанна (Снычева). Центр реализовал множество благотворительных проектов в тюрьмах, детских домах, организовал столовую для малоимущих. Любовь Васильевна как раз и предложила Владиславу организовать клуб православных предпринимателей.
Поначалу Владислав Константинович считал, что нужно просто найти предпринимателей, которые хотят заниматься благотворительностью. Но игумен Пётр (Еремеев), тогдашний ректор Православного института святого Иоанна Богослова и наместник Высоко-Петровского монастыря в Москве, посоветовал не делать сразу упор на благотворительность, объяснил, что люди охотнее пойдут не туда, где от них чего-то хотят, а туда, где им готовы что-то предложить; тяга к благотворительности должна созреть, и человек сам изъявит желание включиться в эту деятельность.
Создание Союза православных предпринимателей было благословлено на Святой Горе Афон в 2012 году, а тогдашний ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Амвросий (ныне митрополит Тверской и Кашинский) согласился стать духовным наставником. Связь с петербургскими Духовными школами сохраняется: помещение, где собирается союз, располагается в здании Духовной академии, священники из СПбДА совершают богослужения на собраниях союза. «Мы создавали сообщество при владыке Амвросии, поддерживаем с ним отношения, он продолжает относиться к нам как добрый пастырь», — отмечает Владислав Жукович.
Интересно, что союз никогда не давал никакой рекламы, не заявлял о себе в СМИ — все люди приходили благодаря «сарафанному радио». В сообществе бизнесменов, очевидно, есть вступительный взнос? Удивительно, но нет: ведь это не просто объединение бизнесменов, а объединение православных. Туда могут прийти как вполне благополучные крупные и средние бизнесмены, так и представители малого бизнеса, и те, кто только задумал стартап. Приходят даже обанкротившиеся предприниматели, которые надеются снова вернуться в бизнес. Владислав Жукович считает, что кому-то отказывать — не по-христиански: «Если человек пришел, значит, его Господь привел. Надо понять его проблемы, помочь ему. Обычно в профессиональных сообществах к начинающим, которым нечего предложить, которые не могут поделиться опытом, мягко говоря, не проявляют интереса. Наше сообщество формировалось иначе. Все находят себе место: создают совместные проекты, покупают друг у друга продукцию или услуги. Бывало, что и обанкротившиеся возрождали бизнес. Сила объединения может выражаться и во взаимопомощи, и в общем информационном поле, чего так не хватает нам, православным. Мы очень разрозненные, не привыкли обращаться к „своим“. А в союзе, если у кого-то есть проблемы, мы собираемся и обсуждаем, все жертвуют личным временем, чтобы помочь одному человеку».
Принцип членства простой: человеку, который хочет вступить в сообщество, предоставляют полную информацию, и он решает, подходит ему это или нет. А дальше каждый находит себе применение с учетом своих возможностей. Можно оказать помощь проектам союза финансово, оказать трудовое участие, привлечь свои связи или знакомства, стать экспертом. В союзе есть и молодежное крыло, туда могут прийти молодые люди, которые интересуется предпринимательской деятельностью.
— Мы берем только воцерковленных христиан, это для нас важно, — подчеркивает Владислав Константинович.
— Мы готовы взаимодействовать и с другими людьми, но не принимаем их в сообщество. Даже среди нас, православных христиан, случаются разногласия, и тогда мы собираем совет, приглашаем священников. А если человек неверующий или из другой конфессии, будет еще сложнее договориться.
Межприходская община
Предприниматели собираются каждый понедельник. Встречи всегда начинаются с молебна трем святым, которых члены союза считают покровителями бизнеса: преподобным Серафиму Вырицкому и Иосифу Волоцкому и святителю Спиридону Тримифунтскому. Молебен служат священнослужители из Духовной академии.
Обычно в программе есть встреча с каким-то гостем. В дни поста это в основном священники, в остальные дни приходят и священники, и светские гости: например, эксперты по маркетингу, юристы, экономисты, видные деятели культуры и искусства. Можно участвовать заочно, особенно это важно для коллег из других регионов — вслед за Петербургом сообщества православных предпринимателей развиваются в Москве, Липецке, Воронеже, Твери и других городах. Петербуржцы также могут присоединиться онлайн к заседанию в другом городе.
— К сожалению, на приходах люди мало знают друг о друге, — продолжает Владислав Жукович. — В храме, куда я хожу, мы семь лет общались с одним человеком, пока я не узнал случайно, что он предприниматель, а он, в свою очередь, что я — председатель Союза православных предпринимателей. И такая ситуация нередко встречается в приходах, хотя бывают исключения. У приснопамятного протоиерея Николая Беляева, старшего священника Иоанновского монастыря, на приходе были организованы общины юристов, бухгалтеров и прочая; была там и община предпринимателей, но это — редчайший случай. Наш Союз — это, по сути, межприходская община. Мы понимаем, что предприниматели стремятся помогать в первую очередь своим приходам, и наше сообщество не призвано это изменить. Мы стараемся создать условия для их духовного развития, личностного, профессионального роста. Наш призыв ко всем православным предпринимателям — приходить, знакомиться, пополнять нашу общину и получать новые возможности для развития.
В деятельности Союза православных предпринимателей — несколько направлений, каждое окормляется священниками, которые входят в попечительский совет. Каждый член союза, или «союзник», должен выбрать из проектов то, что находит отклик в его сердце.
Протоиерей Вячеслав Харинов занимается проектом «Неизвестная незаконченная война» — это увековечение памяти погибших в Великой Отечественной войне, поездки по местам боевой славы. Иерей Илия Макаров курирует образовательные и культурные проекты: православные бизнесмены поддерживают проекты и епархиального отдела религиозного образования и катехизации, и совета по культуре, которыми руководит отец Илия. Протоиерей Александр Дягилев занимается семейными проектами. Многие бизнесмены с женами принимали участие в выездах проекта «Супружеские встречи»: «Мне очень понравилась методика, она работает. Мы с супругой приезжали в одном состоянии, а уезжали совсем в другом», — делится Владислав Жукович.
А иерей Артемий Наумов, настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе, занимается популяризацией исторического наследия дореволюционной России.
— Сотрудничество с Союзом православных предпринимателей началось в 2014 году, когда мы стали обустраивать храм на территории Большого Гостиного двора, — рассказывает иерей Артемий Наумов. — Там начинал свою деятельность преподобный Серафим Вырицкий — он работал в лавке своего земляка, и мы обратились к администрации Гостиного двора с предложением посвятить храм памяти этого святого. Позже в том же здании, где расположен храм, был устроен Музей петербургского купечества. Всё это делалось совместно и с администрацией Гостиного двора, и с Союзом православных предпринимателей. Знаковое событие для «союзников» — наш храм преподобного Серафима Вырицкого стал первым храмом, который освятил митрополит Варсонофий по вступлении на Санкт-Петербургскую кафедру.
Раз отец Артемий стал сотрудничать с «союзниками», он стал и особо молиться о них:
— У нас образовалась молитвенная связь: за каждой Литургией в храмах, где я служу настоятелем, стали поминать членов союза в молитвах о здравии, кроме того, у нас есть синодик, в который мы вписали имена некоторых купцов — благотворителей и устроителей храмов; их мы поминаем за заупокойными службами, — продолжает отец Артемий. — Ежегодно мы стараемся выехать в Вырицу, в часовню преподобного Серафима. Организуем и дальнее паломничество — в Рыбинск, впервые мы туда отправились в 2016 году, в год 150-летия со дня рождения преподобного. Под Рыбинском находилось село Вахромеево, родина Серафима Вырицкого. Села уже нет, там чистое поле, к которому подбираться надо через болота и леса на вездеходах. Мы сопровождаем в этих поездках епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. На месте деревни устроена часовня — на средства и «союзников», и местных благотворителей — точная копия часовни на месте захоронения преподобного в Вырице. Раз в год владыка Вениамин служит в ней Литургию.
Новая старая культура
Отец Артемий вместе с «союзниками» разыскивают и восстанавливают могилы купцов-благотворителей. Так, в августе прошлого года был установлен и освящен крест на могиле писателя, издателя и благотворителя Николая Лейкина (1841–1906) на Литераторских мостках. Рядом с надгробием установлена табличка с QR-кодом, с помощью которого можно прослушать на телефоне биографическую информацию о благотворителе. Скоро будет установлена еще одна табличка с QR-кодом — в усыпальнице семьи Русановых. Место это хорошо знакомо петербуржцам как храм святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище Александро-Невской лавры: храм был построен в 1868–1871 годах на средства известного лесопромышленника Николая Русанова (1820–1882) для захоронения членов семьи Русановых. Эта работа проводится совместно с КГИОП.
Историк Вячеслав Минин закончил Университет культуры по специальности «музееведение». В союзе он собирает информацию о дореволюционных предпринимателях и благотворителях в Петербурге, пишет статьи, которые размещаются на сайте «Наследие Петербурга», занимается выпуском календарей о деятельности предпринимателей. Последний по времени календарь был посвящен учебным заведениям и тем, кто благотворил этим заведениям в Петербурге, а также известным благотворителям, которые учились в этих учебных заведениях.
— Мне самому интересно наследие купечества: мои дальние родственники тоже были купцами-благотворителями, — объясняет Вячеслав Анатольевич. — Я собирал материалы и писал статьи и о Воробьёвых, и о Тарасовых. Алла Краско, вице-президент Российского генеалогического общества, к сожалению, недавно ушедшая из жизни, написала книгу о родословной купцов Тарасовых, я помогал ей собирать материал. Интересующие нас имена мы находим в различных источниках — купеческих книгах, заметках в периодике. Сохранились сведения о благотворительных обществах, о тех, кто в них состоял. Если находим имя купца, выясняем, что был за человек, чем занимался, есть ли данные о его семье.
Почему для Союза православных предпринимателей так важно возвращение памяти о прошлом предпринимательства в нашей стране?
— В дореволюционной России большая часть общества была охвачена кооперативным движением, — объясняет Владислав Жукович. — При этом внутри всегда была Церковь, она выступала и гарантом, и помогающей стороной. Кооперация вывела страну на принципиально новый уровень экономического развития. После 1917 года эти традиции по понятным причинам были прерваны. Современная потребительская культура воспитывает из человека эгоиста, одиночку. В дальнейшем развитии России, я считаю, должно быть всё основано на объединении, служении ближнему.
В западной модели построения бизнеса, считает Владислав Константинович, есть много хорошего, но русские предприниматели совершали поступки, которые никак не укладываются в рамки этих моделей.
— Нам как раз просто понять купцов и промышленников прошлого. Например, один купец тридцать лет искал всех, кому был должен его покойный отец, чтобы восстановить доброе имя отца. Другой купец однажды понял, что из-за жаркой погоды у всех торговцев мясом пропадет товар. Он пришел на биржу, взял да и выкупил у всех купцов их товар, хотя был риск банкротства. Вдруг погода поменялась, мясо не испортилось, купец продал весь товар и получил прибыль. В годы кризиса предприниматели искали возможность не поднять цены, а, наоборот, понизить, то есть шли навстречу покупателям. Знаете, что означает выражение «стереть в порошок»? Многие ошибочно думают, что это значит жестоко наказать или даже убить. Но в дореволюционной России это означало совсем другое. Если человек брал в долг, это записывали мелом на доске. Когда подходил срок и он долг не отдавал, надпись стиралась «в порошок», и с этим человеком больше никто не имел дела.
Конечно, православные предприниматели хотят возродить такие подзабытые современным бизнесом понятия, как «репутация», «честное купеческое слово». «Главный пример для предпринимателей — преподобный Серафим Вырицкий, который не только богател материально, но и богател в Бога», — говорит иерей Артемий Наумов.
— 1990-е обесценили само понятие «предпринимательство»: в сознании людей так и осталось представление о бизнесменах как о неких барыгах, хапугах, которые стремятся к прибыли любой ценой, — констатирует исполнительный директор Союза православных предпринимателей Павел Фокин. — Собственно, если говорить о классическом европейском капитализме, то во главу угла положен принцип получения выгоды, а всё остальное отнюдь не обязательно.
Владислав Жукович считает, что негативное отношение к предпринимательству преодолеть до конца вряд ли удастся.
— До сих пор предпринимательская культура находится не на очень высоком уровне. Много примеров, когда предприниматели пытаются обмануть потребителя: продают просроченные продукты, не выполняют обещания, недостойно ведут себя в кризисной ситуации. Сейчас есть программы, которые специально ограничивают срок службы товаров. Выходит новая модель телефона — и старая почему-то сразу начинает плохо работать. Да, конечно, если товары служат людям вечно, это снижает спрос на новые товары. Но эту проблему можно решить довольно просто: не ограничивать срок службы, а придумывать дополнительные способы выстраивания с покупателями долгосрочных и взаимовыгодных отношений, которые позволяют сделать пользование товаром более долговечным и удобным. Должна быть ориентированность на человека, решения должны быть основаны на любви. Не обмануть, а сделать так, чтобы человеку было лучше. В этом ключевая разница. Важно рассматривать свое дело как служение Богу и людям, чтобы за свою деятельность тебе не было стыдно.
Впрочем, никто не отрицает, что бизнесом в России заниматься непросто:
— Главный «конкурент» бизнеса — государство, — считает один из «союзников» Сергей Тельбухов. — Различные законы и постановления, которые транслируются сверху, не всегда возможно выполнять на местах. Кроме того, у нас все хотят работать в «Газпроме», сидеть на нефтяной трубе, в малый бизнес не стремятся. К сожалению, он в России очень уязвим. А в других странах, наоборот, именно представители малого бизнеса наиболее уважаемы. Одна из задач нашего союза — возродить дух предпринимательства. Доверие — основная ценность. Надо донести мысль, что если ты обманываешь — это уже не бизнес.

Знать не только Елисеевский магазин
Православные предприниматели считают, что самая главная их задача — вырастить новых православных предпринимателей. Поэтому одно из направлений их деятельности — работа со школьниками, студентами.
— Дети на вопрос, каких знают предпринимателей, говорят — Стив Джобс, Илон Маск. Редко кто вспомнит о братьях Елисеевых или о Савве Морозове. Наша задача — показать, что предпринимательство в России родилось не вчера, наши предприниматели были верующими, ставили на первое место не капитал, а нравственные принципы, — отмечает Павел Фокин.
— Когда школьников спрашиваешь, кто такие купцы, предприниматели, они отвечают: «Это те, кто обманывает людей и наживает себе богатство», — дополняет Вячеслав Минин. — Если и знают кого-то из русских купцов, то только Елисеевых, потому что Елисеевский магазин.
В прошлом году Союз православных предпринимателей выиграл президентский грант, благодаря которому создана обучающая программа для работы с несколькими школами Центрального района. Создана передвижная выставка, в которой рассказывается о купцах, имевших отношение конкретно к этим школам. Школьникам не очень интересно читать длинные тексты, поэтому приводится пять ключевых фактов о личности этого купца с инфографикой и QR-кодами, с помощью которых можно посмотреть и послушать. В рамках выставки разработали викторину, примерно тридцать вопросов, на которые можно ответить, если внимательно прочитать материал. Разработана также интерактивная игра «Созидатель», сюжет которой — создание своего дела на примере мыльного предприятия. Она учит этике мышления. Её проводят не только для школьников, но и для действующих предпринимателей.
— Мы должны суметь донести идеи русского предпринимательства следующим поколениям, потому что если мы этого не сделаем, мы будем просто жалкой копией Запада, — говорит Владислав Жукович. — Многие предприниматели в России прошлых веков поднимались «с минуса» — им надо было сначала себя выкупить из крепостных… А потом они замещали экспорт, организовывали импорт, завоевывали европейские страны. Товары из России ценились в мире, многое у нас перенимала Европа.
Хотя в современной России есть бизнесмены, которые широко занимаются благотворительностью, общая картина, считает Владислав Жукович, малоутешительная.
— До революции благотворительность была нормой, а сейчас к такому человеку недоверчиво приглядываются: может, это он деньги отмывает или ему пиар нужен. У нас исчезло ощущение, что это нормально, что всё принадлежит Богу, а ты — временный управленец, который должен правильно этим распорядиться. Многие купцы огромные суммы жертвовали государству, Церкви. Необходимо вернуть память о тех героях в предпринимательском сообществе, чьи имена заслуживают быть размещенными на памятных табличках, пусть о них устраиваются выставки, музеи. Проект «Выдающиеся предприниматели России» действует по всей стране: в одном городе выставку устроили, в другом памятник поставили или фильм сняли, и даже у светских предпринимателей, которые увидят это, может возникнуть вопрос: «А я что сделал в своей жизни?» Да и любой человек, чем бы он ни занимался, может из биографий выдающихся предпринимателей взять что-то для себя.
Союз православных предпринимателей приглашает всех желающих из числа православных христиан, занимающихся предпринимательской деятельностью.