Православные СМИ Петербурга: итоги года и планы на будущее
В рамках работы Епархиальной Рождественской выставки прошел круглый стол журнала, в котором приняли участие те, кто отвечает за информационное пространство в нашем городе — журналисты православных СМИ. Подводя итоги уходящего года, они рассказали о том, чего удалось достигнуть, и обсудили проблемы, неизбежно встающие перед теми, кто хочет завоевать не только умы, но и души своих читателей, слушателей и зрителей.
Раздел: Дискуссия
В рамках работы Епархиальной Рождественской выставки прошел круглый стол журнала, в котором приняли участие те, кто отвечает за информационное пространство в нашем городе — журналисты православных СМИ. Подводя итоги уходящего года, они рассказали о том, чего удалось достигнуть, и обсудили проблемы, неизбежно встающие перед теми, кто хочет завоевать не только умы, но и души своих читателей, слушателей и зрителей.
Хорошо уже то, что мы есть
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СИМОНОВ
ВЕДУЩИЙ КРУГЛОГО СТОЛА, КЛИРИК ХРАМА БОГОЯВЛЕНИЯ НА ГУТУЕВСКОМ ОСТРОВЕ
Как вы оцениваете итоги прошедшего года? Довольны ли вы ими?
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СОРОКИН
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «ВОДА ЖИВАЯ»
Ушедший год оставляет чувство удовлетворения. Те перспективы, которые мы себе намечали, нами еще только осваиваются. Есть еще, к чему стремиться. И в то же время православные СМИ по-прежнему остаются на периферии общественного сознания.
АЛЕКСАНДР РАТНИКОВ
РУКОВОДИТЕЛЬ РЕПОРТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»
Прошедший год был уже одиннадцатым для нашего радио. Многое сделано за это время, но в Ленинградской области нас не могли послушать. В прошедшем году нам удалось начать вещание на Лугу. У нас появились новые программы, в которых мы можем прикоснуться к социальным темам, волнующим наших слушателей. Появилась программа «Возвращение в Петербург» (автор и ведущая Марина Лобанова), где поднимается тема топонимики, переименования улиц нашего города, которые носят имена террористов.
СЕРГЕЙ РОМАНОВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «ВЕЧНЫЙ ЗОВ»
Наверное, самое большое достижение — то, что мы сохранились. Был создан Попечительский совет газеты, который возглавил протоиерей Всеволод Чаплин. Газета увеличила объем, хотя и сократилась периодичность. Мы надеемся на изменения к лучшему, поскольку интерес к тематике наших просветительских материалов растет. В прошедшем году мы опубликовали интервью со многими интересными людьми — артистами и политиками. В целом я доволен этим годом.
АНТОН ПЕПЕЛЯЕВ
ГЛАВА ПЕТЕРБУРГСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ТЕЛЕКАНАЛА «СОЮЗ» (ЕКАТЕРИНБУРГ)
Телеканал «Союз» давно находится в Санкт-Петербурге. Помимо того, что мы вещаем здесь в нескольких кабельных сетях, несколько лет мы снимали здесь сюжеты, но снимали удаленно. У нас были операторы, которые выезжали на события и отправляли материалы в Екатеринбург. Я приехал в Петербург летом ушедшего года, познакомился с прекрасными людьми. В июне нас приютил в Лавре владыка Назарий для того, чтобы решить организационные вопросы, снимать больше сюжетов и быстрее выдавать их в эфир. Поэтому 2011 год для нас — первый год нашего коллектива в Петербурге. Конечно, у нас много планов на следующий год. Мы собираемся устроить студию прямого эфира и приглашать петербургских священников для участия в наших передачах. Такую возможность мы получили в Москве в 2010 году, и многих московских батюшек мы «открыли» для наших зрителей. Мы хотим, чтобы передачи прямого эфира из Петербурга выходили регулярно, еженедельно, хотим проводить прямые трансляции служб из Троицкого собора Лавры.
ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ «ПРАВОСЛАВИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
На мой взгляд, 2011 год был удачным, хотя я занимаюсь глобальной сетью Интернет, где трудно получить адекватную обратную связь. В прошлом году я начал снимать личное видео на православные сюжеты и выкладывать материалы в сети YouTube. В основном, я записываю интервью с интересными людьми, которые готовы рассказать о себе и своих занятиях.
АЛЕКСЕЙ ПИРОГОВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР РАДИО «БЛАГОДАТНАЯ МАРИЯ»
Мы открываем примерно две-три единицы новой программной продукции каждый месяц. Это новые передачи, которые потом постоянно идут в программе. Наше вещание вышло на Выборг и трассу «Скандинавия». В пакете теле- радиоканалов вышли на Иркутск. Нужно продвигаться дальше — на спутник и цифровое вещание.
Целевая аудитория
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СИМОНОВ
Социологические прогнозы по-прежнему показывают, что церковных людей не более 4%. Эта цифра не увеличивается, хотя сочувствующих и интересующихся несколько больше. Какой вы видите свою целевую аудиторию?
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СОРОКИН
В продолжение своего пессимистичного ответа на предыдущий вопрос могу только сказать, что аудитория нашего издания — это 4% от названных Вами четырех процентов.
АНТОН ПЕПЕЛЯЕВ
Телеканал «Союз» существует только на пожертвования. Мы подсчитали, что за семь лет количество жертвователей превысило 4 млн человек. Эта цифра внушает нам оптимизм.
АЛЕКСАНДР РАТНИКОВ
У нас появилась новая программа «Легко ли быть молодым» (автор Людмила Зотова). В ней активное участие принимают молодые люди, которые не очень близки к Церкви. Они обсуждают свои жизненные проблемы: легко ли учиться в школе, получить высшее образование, устроиться на работу. Программа «Давайте разберемся», которую уже год веду я, тоже затрагивает социальные вопросы, и в ней также принимают участие в большей степени светские люди. В этой программе у нас минимальное количество священнослужителей. Не могу назвать точных цифр, но народ, а главное — молодежь, активно участвует в жизни нашей редакции.
СЕРГЕЙ РОМАНОВ
Я согласен с отцом Александром в том, что ситуация с христианскими и миссионерскими печатными СМИ плачевная, поскольку их мало, и тираж ничтожен. Но есть и обнадеживающие факты, которые говорят о том, что интерес к таким материалам растет. Наша газета имеет подзаголовок «Россия, Церковь, общество». Эта тематика мало освещается светскими СМИ. Те люди, которым попадается на глаза наша газета (к сожалению, не так часто, как хотелось бы), удивляются: «Почему мы раньше о вашей газете не знали?» Это вопрос PR-технологий, раскрутки издания, в чем нуждается каждый журнал и газета. На основе наших газетных материалов мы издали уже четыре книги в светских издательствах, и они распространяются в обычных книжных магазинах. Просветительские материалы востребованы теми, кто ищет Бога.
АЛЕКСЕЙ ПИРОГОВ
У России женское лицо. Большинство наших радиослушателей — женщины. Хотелось бы, конечно, чтобы было больше мужчин, но я как журналист знаю, что целевую аудиторию воспитывают. Если нет передач, предназначенных для мужчин, то мужчины среди слушателей и не появятся. А когда в сетке вещания предусмотрены соответствующие передачи, то мужчины начинают включать радиоприемник. Таким образом воспитывается определенная часть целевой аудитории. Это мужчины, которые, возможно, не посещают Церковь. Что касается рейтингов — пресловутых четырех процентов, то рейтинги в первую очередь составляются в коммерческих целях. Большая часть рейтингов — заказная и не очень показательная. Они предназначены для дальнейшего размещения рекламы. Христианские станции находятся в самом низу, поскольку никто не заинтересован в размещении там специальной рекламы. Мне кажется, что сейчас аудитория меняется и становится более разумной и серьезной. Это видно по вопросам наших радиослушателей. Возможно, это обусловлено контекстом сегодняшней жизни, которая ставит перед нами серьезнейшие вопросы.
Воспитание аудитории…
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СИМОНОВ
Самое удобное — не воспитывать, а плыть по течению, давать то, что хотят массы. Так делает подавляющее большинство коммерческих светских изданий и радиостанций. Что же значит — воспитать аудиторию в современных условиях?
АЛЕКСЕЙ ПИРОГОВ
На мой взгляд, наибольшую конкуренцию для церковных СМИ составляют светские телеканалы. Мы — не такие уж большие мастера в деле воспитания, а в светских СМИ работают далеко не глупые люди, которые знают, как завладеть не просто умом, а душой человека. Если у нас не будет сотен профессиональных журналистов, которые смогут адекватно противостоять этому натиску, то нам никогда не воспитать аудиторию. Это не просто технологии, это искусство журналистики. Нельзя плыть по течению.
АНТОН ПЕПЕЛЯЕВ
В интернете есть удачные примеры, когда наши коллеги набирают рейтинг, публикуя на православных сайтах выступления, скажем, Ивана Охлобыстина и других известных москвичей, видеоматериалы нынешней политической жизни с комментариями.
АЛЕКСЕЙ ПИРОГОВ
Надо строить все на дискуссионности, а не на скандале. Для церковных СМИ это неприемлемо. Есть технологии раскрутки одних и тех же персонажей, появляющихся в эфире. Информационные технологии не имеют ничего общего с нормальной журналистикой.
…и воспитание журналистов
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СИМОНОВ
Где нам взять сотни хороших церковных журналистов?
АЛЕКСЕЙ ПИРОГОВ
Людей нужно брать из добровольцев и на первых порах ничего не платить. Пусть он докажет, что он журналист. Пусть ходит в добровольцах до тех пор, пока не зарекомендует себя. Журналиста воспитывают непосредственно в редакции, как «сына полка». Когда в университете выпускают огромное количество журналистов, а они при этом не знают, кто такой, скажем, Робертино Лоретти, и никогда не читали Достоевского, то пусть они занимаются чем-то другим. К рекомендациям светских журналистов надо прислушиваться с большой долей осторожности, поскольку многие из них сейчас политически ангажированы.
АНТОН ПЕПЕЛЯЕВ
В нашей редакции работает более 150 человек. Среди них нет ни одного теолога или семинариста. Мы пробовали брать их на работу, но не получается у людей работать на телевидении. Как показал наш опыт, массовость в воспитании хороших специалистов невозможна. Надо индивидуально воспитывать самородков.
АЛЕКСАНДР РАТНИКОВ
Могу только согласиться с тем, что диплом журналиста не делает человека профессионалом в этой сфере. Действительно, журналистика — работа штучная. Конечно, нужно давать сотрудникам средства к существованию, но наши возможности настолько минимальны, что без истинной веры и огромного желания просто невозможно удержаться на этой работе. Шесть лет я работаю на радио «Град Петров» и пять из них — вне штата. Перейдя в штат, я даже немного потерял в оплате, но это невозможно сравнить с тем вознаграждением, которое получает от работы в нашем коллективе моя душа.
Быть или не быть в интернете
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СИМОНОВ
Мы должны признать, что молодежь на сегодняшний день почти всю информацию получает через интернет, а те, кто постарше — через телевидение. Электронные носители информации постепенно заполняют нашу жизнь: аудиокниги в автомобилях, букридеры в метро. Видите ли вы возможность выхода в интернет-пространство для церковных СМИ?
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СОРОКИН
У всех СМИ сейчас есть свой сайт. Я уверен, что наша аудитория еще далеко не исчерпана. Сейчас мы активно развиваем нашу интернет-составляющую — информационное агентство «Вода живая» — и занимаемся другими интернет-проектами.
АЛЕКСАНДР РАТНИКОВ
Наш сайт тоже всем известен. Совместно с ИА «Вода живая» мы начали новый проект — веб-диакония. Сегодня без интернета и электронных носителей никуда не деться. Мы выпускаем диски со своими программами.
СЕРГЕЙ РОМАНОВ
Лично я верю, что, несмотря на кризис, печатные СМИ были, есть и будут. Электронным СМИ не удастся заменить печатную продукцию. Другое дело, что молодежь сейчас мало интересуется газетами и журналами. Но люди постарше продолжают читать печатные издания. Возможно, что вскоре интерес к электронике уменьшится.
ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ
Статистика просмотров видеосюжетов в YouTube постоянно увеличивается. У некоторых сюжетов количество просмотров достигает 120 000.
АНТОН ПЕПЕЛЯЕВ
Люди сейчас ищут информацию в интернете, потому что это самый доступный способ найти что-то уникальное и достоверное. Нам, церковным СМИ, трудно выйти к людям не только потому, что это очень дорогие технологии, но и из-за политических препон. Для того чтобы телеканал «Союз» был в каждом телевизоре в Санкт-Петербурге, нужны подписи пяти чиновников из городской администрации. Три подписи есть, а две подписи нам не получить никогда, как нам ответили. Есть люди, которым невыгодно, чтобы церковные СМИ были широко доступны. К сожалению, пока еще чиновники решают, что нам смотреть, читать и слушать.