Православная выставка. Репутация в условиях «свободного рынка»
Православные выставки за последнее десятилетие стали обязательным элементом церковной жизни. Десятки приходов и монастырей, множество мастерских, издательств, благотворительных фондов стекаются со всего мира, чтобы показать, чем они служат Богу, поделиться талантами, порадовать успехами. Одновременно тема выставок оказывается на острие обсуждений едва ли не всех церковных «посиделок» и онлайн-дискуссий в интернете. О том, чем должна быть православная выставка и чем она является, рассуждает сотрудник Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии иерей Алексий Волчков.
Традиция проведения православных выставок обязана своим рождением нашему городу. Именно здесь в 1995 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, усилиями выставочного объединения «РЕСТЭК» была проведена первая выставка «Православная Русь». С тех пор география проведения выставок постоянно расширялась, охватывая регионы, ближнее и дальнее зарубежье. К 2011 году в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Великом Новгороде, а также за рубежом, в 7 странах и 10 городах Латинской Америки, «РЕСТЭКом» было реализовано 62 проекта. В настоящее время «Православная Русь» — это единственный масштабный православный выставочный проект, который реализуется в формате церковно-общественной выставки-форума по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Православная выставка или выставочное православие
Учитывая эти заслуги ВО «РЕСТЭК», остаток статьи, наверное, можно было бы посвятить подробному описанию деятельности и планов этой организации. Но что-то заставляет нас, людей причастных к проведению подобных мероприятий, на время забыть о том достойном, что было сделано, и обратиться к серьезному и вдумчивому разговору о проблемах, стоящих перед выставочным движением.
Наверное, каждый активный пользователь интернета, участник онлайн-дискуссий, представитель ЖЖ-со-общества согласится с довольно печальной истиной — отношение в сети к православным выставкам крайне критическое. Если старшее поколение наших прихожан остаются верными посетителями подобных мероприятий, то те, кто помоложе или поактивнее, часто не видят особого смысла в такой форме православной жизни. Причина отторжения — неудовлетворенность содержанием, которое предлагают православные выставки.
Возникает вопрос: стоит ли прислушиваться к призывам критиков и навсегда отказаться от формата выставок? Ведь, по сути, выставка — это встреча, собрание тех, кто обычно никогда не встречается. В этом смысле формат выставки не может устареть или стать неинтересным. Тогда в чем проблема?
Пожалуй, наибольшую угрозу формату православной выставки наносит тот факт, что в последние годы в нашем городе вместо традиционных четырех выставок в год (две выставки, подготовленные «РЕСТЭКом», и две — Отделом образования Санкт-Петербургской епархии) проводится девять. Если раньше организовывать православные выставки могло только выставочное объединение такого профессионального уровня, как «РЕСТЭК», то теперь это может сделать любой коммерсант, получив благословение в Епархиальном управлении. Качество выставок и степень уважения к ним при этом не могут не падать. А ведь в сознании православного человека, который не обязан знать, кто является организатором конкретной выставки, урон наносится репутации выставок в целом. Надо ли городу такое обилие «православных ярмарок»? Скорее, тут важно действовать по принципу «лучше меньше, да лучше».
Каждая выставка является результатом взаимодействия трех субъектов: организатора, участников и епархии. Ответственность организатора — создание необходимых условий для экспозиции. Предполагается, что если торговые площади организованы рационально, в выставочном зале светло и не душно, решены вопросы безопасности, петербуржцы своевременно узнали о грядущем мероприятии и стали его посетителями, то организатор свою работу выполнил хорошо. А что именно предлагается на стендах — личный выбор и вклад участников выставки. На столиках могут быть выставлены ценные издания книг или мастерски написанные иконы, но при этом соседний стенд может представлять собой довольно печальное зрелище. «Чудотворная» икона, возле которой стоит батюшка с помазанием, множество объявлений («Молебен от колдовства», «Молебен от безработицы», «Молебен от бесплодия» и проч.) с указанием цен за эти ритуальные услуги — типичные элементы доброй трети всех стендов новоявленных выставок. Такие стенды очень радуют критиков с фотоаппаратами: снимки этих «прилавков» публикуются и долго смакуются в различных антицерковных интернет-ресурсах (например, в блог-сообществе ru_antireligion). Чем меньше внимания организатор уделяет контролю над контентом выставки, тем меньше делается «хороших» стендов, тем больше «плохих».
Продавать просветительские книги или собирать пожертвования в благотворительный фонд гораздо менее рентабельно, чем торговать молебнами и поминальными записками. Поэтому с математической неизбежностью «невидимая рука рынка» превращает православную выставку в торжище требами, святынями и «святыньками». Спасением от такой перспективы может быть более активное участие епархиальных отделов в организации выставки. Что мешает Миссионерскому или Информационно-издательскому отделам отслеживать содержание выставочных стендов? Нарушитель правил может получить замечание, а после нескольких замечаний — удален с текущей выставки и не допущен к участию в следующей.
Замечу, что низкое качество выставочного контента — вина прежде всего не организаторов, а нас самих, православных людей России. Ведь это наши монастыри, наши приходы, то есть это мы с вами приезжаем на выставку исключительно для сбора средств путем продажи треб. Именно мы, православные люди города Санкт-Петербурга, идем на выставки не для покупки редких книг или профессионально написанных икон, а для того, чтобы заказать молебен, «дешевую требу» или какое-то экзотическое «моление у чаши» у неизвестного монастыря. И этим мы неизбежно формируем содержание выставки. Спрос рождает предложение.
Эта тенденция в корне противоречит целям, которые ставит перед собой, организуя выставки, ВО «РЕСТЭК». Например, с 4 по 7 ноября 2011 года в Москве «РЕСТЭК» совместно с Патриаршим советом по культуре провел X церковно-общественную выставку-форум «„Православная Русь“ — к Дню народного единства». Спецификой этого форума было сведение к минимуму коммерческой составляющей, ей были поставлены жесткие границы. Основным элементом московской выставки стали электронные презентации каждой из епархий нашей Церкви. Посетитель выставки не покупал товар, а узнавал что-то, знакомился с кем-то. От ярмарки и рынка к форуму и фестивалю — вот тот вектор, который диктует логика внутреннего развития православных выставок.
Между sacrum и profanum
Многих коробит непонятное смешение на православных выставках того, что относится к миру «священного» (иконы, обряды), и того, что связано с реальностью «профанного» (торговля). Отсутствие чуткости, такта и вкуса в совмещении этих двух составляющих любой выставки вызывает недоумение. А на христианской выставке — естественным образом вдвойне смущает ум и вызывает отторжение. От того, что на выставку привезены для поклонения десятки различных икон, выставка не превратится в храм. Наоборот, иконы и помазание окажутся составляющей рынка. И это дискредитирует и святыню, и представление о священном. Кстати, правила для участников выставки-форума, изданные дирекцией «РЕСТЭКА», строго запрещают какие-либо помазания и совершение треб. Ведь для всего этого существует храм!
Каждая фирма, желающая стать организатором православной выставки, должна понять одну важную духовную истину. Постановка коммерческого интереса первостепенной целью деятельности может — при работе над православной выставкой особенно — нанести непоправимый вред душе человека, ввести его в соблазн, создать неверное представление о православном христианстве. Проведение православной выставки — это сложное дело, осуществить которое на должном уровне по силам далеко не всем. Наконец, перед руководством епархий Русской Православной Церкви стоит необходимость осознать тот факт, что благословение на проведение выставок уместно давать только проверенным, способным «держать марку» партнерам.
То, какими станут православные выставки, зависит от всех нас. Эта статья — результат обсуждений и дискуссий на разных уровнях: в среде священнослужителей, прихожан, экспонентов, профессионалов‑выставочников — стала попыткой осмысления правильного развития выставочного процесса, при котором необходимо удержать репутацию и не сбиться с пути в условиях «свободного рынка».