От редакции:
Все родители хотят, чтобы их ребенок учился в хорошей школе. Но для верующих пап и мам выбор нередко сопряжен с очень важным вопросом: будет ли она светской или православной? Православные учебные заведения уже два десятка лет существуют во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. И столько же лет среди верующих идут споры об их нужности. В нашем городе школ, официально вошедших в составленный епархией реестр православных учреждений, всего четыре: Православная медицинская гимназия, школа народного искусства Императрицы Александры Фёдоровны, Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского и средняя общеобразовательная православная школа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Есть и не зарегистрированные официально, и те, кто не афиширует свою религиозную направленность. Одни школы успешны, другие разве что выживают. Но накопленный опыт уже позволяет говорить о православных учебных заведениях как о вполне реальной альтернативе светскому образованию. Другое дело, что содержание «православного образования» до сих пор неясно. Что радикально нового предлагают православные школы, если они готовы противопоставить себя светской гуманистической педагогике? Ведь любой хороший учитель старается воспитать ребенка на началах добра, на самых лучших примерах. Достоинства и недостатки православных школ, их прошлое и настоящее мы обсуждаем в материалах рубрики «Подробно».
Альтернативный мир
Православная школа (как ее представляет большинство) — это что-то вроде воскресной, с той разницей, что в нее надо ходить каждый день. Малочисленные классы, почти семейная обстановка, есть специальные дисциплины, закладывающие основы духовности. И главное, там спокойно можно (и нужно) исповедовать свою веру: молиться, осенять себя крестом, соблюдать посты. Дети должны не ругаться матом, не курить на переменах, не драться, не воровать. Словом, православная школа часто воспринимается как альтернативный мир, где можно спрятаться от тех проблем, с которыми дети сталкиваются в обычной школе.
Условно учеников православных школ можно разделить на несколько категорий. Первая — это просто дети из глубоко воцерковленных семей, в частности семей священников. У которых православие уже настолько органично вошло в каждую минуту жизни, что ежедневная молитва, участие в богослужении и для взрослых, и для детей — внутренняя потребность. Они идут в православные школы, потому что там им комфортнее, там не нужно объяснять многие ставшие давно привычными вещи.
Вторая категория — это потенциальные «белые вороны» обычных школ. Если ребенок православный и не скрывает этого от одноклассников, он рискует стать объектом насмешек с их стороны. Длинная юбка у девочки, «дремучее» незнание мира компьютерных и игрушечных монстров… Взрослым такие детали кажутся незначительными, но дети быстро подмечают «чужака». Одни начинают приспосабливаться: дома читают православные книжки, а в школе рассказывают, что вечером «мочили зомбиков» в очередной стрелялке. Другим помогает грамотное поведение и советы родителей (православные мамы нередко идут в родительские комитеты, чтобы быть в курсе ситуации в классе), рассудительный подход духовников, мудрые, хоть и не церковные, учителя. Но все-таки проблема «белых ворон» неизбывна: ведь есть и взрослые, которые ведут себя на светской работе подчеркнуто «по-православному» и считают, что ребенку такое внешнее «исповедничество» тоже лишь на пользу, для укрепления веры. Найдут ли их дети комфортную среду в православной школе или станут и там «белой вороной», привыкнув противопоставлять себя окружающим, — зависит уже от степени ненадломленности детской личности.
Третью категорию учащихся условно можно назвать новоначальными. Как правило, родители таких детей сами недавно пришли в Церковь. Они были лишены в детстве религиозного воспитания и не совсем понимают, как воспитывать в вере собственное чадо. Хорошо, когда такие родители «возрастают духовно» вслед за своим ребенком. А если «не получается»? Когда семейный уклад идет вразрез с воспитанием в школе, сложно ждать от ребенка большего, нежели формальное отношение к «обрядам».
К четвертой категории учеников можно отнести «трудных» детей, не поддающихся воспитанию в обычных школах и семье. Помещение такого ребенка в православную школу — порой последняя надежда отчаявшихся родителей. Надо ли говорить, что «перевоспитать» удается не всех, и для такого ребенка православная школа может стать тюрьмой, выйдя из которой, он примется наверстывать упущенное.
Таким образом вопрос, по какому принципу принимать учеников, становится определяющим. Если школа не ограничена принципом религиозной корпоративности и берет всех желающих, то в ней за одной партой может оказаться и глубоко верующий ребенок, и совершенно далекий от Церкви шалопай. Налицо ситуация, которой боится часть родителей, предпочитая по этой самой причине православную школу светской! А если школа берет «только своих» и глубоко погружена в православную субкультуру, нет ли здесь опасности стать «духовным изолятором» в современном, таком разном, мире, где все равно этим детям придется жить?
Гимназия «Горница» приписана к гимназии святого Александра Невского, а расположена на территории Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Кроме общеобразовательных предметов здесь преподают церковно-славянский язык, дети изучают каллиграфию и пишут пером и чернилами. Каждое учебное утро начинается с чтения общешкольного молитвенного правила.
И без программы, и без финансирования…
Другой важный вопрос, с которым пришлось столкнуться каждой православной школе — вопрос финансового выживания. «Спрос на православные школы (и не только среди верующих) растет, — констатирует заместитель председателя
Епархиального отдела религиозного образования и катехизации (ЕОРОиК)
священник Илия Макаров. — Но открывать с нуля новые учебные заведения без помощи меценатов нереально». Некоторые школы зарегистрированы как «общеобразовательные с православным компонентом» и получают субсидии от государства, но их все равно недостаточно. Поэтому и такие школы тоже вынуждены брать плату за обучение. Например, в Православной медицинской гимназии, реализованной на базе государственного учебного заведения, она составляет 7 тысяч рублей в месяц, а в частной гимназии святого Александра Невского — колеблется от 13 до 17 тысяч.
— Мы одиннадцать лет работаем не покладая рук, подготавливая для государства образованного человека: хорошего, честного, воспитанного, православного, — недоумевает Наталья Владимировна Каранаева, директор гимназии святого Александра Невского. — А если вспомнить, что 90% наших учеников пришли к нам из массовой школы, ничего не зная или не желая знать, а учителя кропотливо учили их работать с книгой, получать знания — это же титанический труд! И мы отдаем результат этого труда обществу бесплатно! Так почему государство не может обратить на нас внимание и дать нам денег на развитие школы?
Еще один важный вопрос, сразу выливающийся в проблему, — по какой программе обучать детей?
— Когда появились первые православные школы, возникла некая эйфория, — вспоминает проректор по учебно-методической работе ББИ святого апостола Андрея Галина Леонидовна Муравник, которая была связана с первыми православными учебными заведениями Москвы. — Ведь стало можно слово Божие произносить, о Христе рассказывать, через другие общеобразовательные дисциплины вести детей к вере. Но эйфория быстро прошла. Дело в том, что православные школы создавались как частные, они не получали от государства финансирования. Большую плату брать с родителей было невозможно, поэтому школы были очень бедными: плохие здания, плохое оборудование. Остро стоял кадровый вопрос. Одни считали, что в православных школах должны работать только православные люди. Пусть и не педагоги вовсе, зато не скажут детям ничего сомнительного. Много школ пошли по этому пути и столкнулись с очень низким уровнем преподавания. Другие стали привлекать серьезных профессионалов‑педагогов, уважительно относящихся к Церкви, ожидая, что, находясь в православной среде, они и сами постепенно придут к вере. Но, главное, было непонятно, чему учить детей? Чем эти школы будут отличаться от светских?..
Отсутствие концепции стало общей бедой православных школ первых лет. Некоторые пытались написать собственные учебники, ввести новые предметы вроде «православной» математики или химии. Некоторые взялись возрождать модель православной гимназии XIX — начала XX века. В этом был налет театральности, и качество обучения тоже страдало. Не было и современных методик православного воспитания, да и откуда им было взяться после семидесятилетнего «перерыва»? Это приводило к проблеме, в просторечье хлестко названной «перекормили».
«В определенном возрасте надо оставлять детям пространство, не прижимать их православием к стенке, а то можно случайно вызвать обратную реакцию: „Да идите вы со своим православием!“ — пишет на одном из форумов зарегистрировавшаяся под ником ubreitid педагог. — Именно поэтому я считаю, что нельзя постоянно тюкать ребенка нормами морали и нравственности, как делают в гимназии. Маленьких еще да, а вот подростков!.. Страшны тетеньки и дяденьки, которые пожили всласть, а потом пришли в Церковь и ринулись замаливать грехи, воспитывая молодежь. Это настоящее образовательное зло с четками в руках».
Православная школа Шостаковичей была основана в 1998 году семьей композитора Максима Шостаковича, сына Дмитрия Шостаковича. Большую часть своего существования школа находилась в храме великомученицы Екатерины на Васильевском острове. Два года назад школа переехала в отдельное здание. На сегодняшний день в ней обучаются около ста детей. Помимо общеобразовательных предметов, музыкального образования, театрального и народного творчества ребята изучают Закон Божий, перед началом занятий читают молитвенное правило, совершают паломнические поездки.
Бога бояться — или Бога любить
Двадцать лет развития православного образования позволили опытным путем понять, как строить обучение. Сегодняшние православные школы преподают дисциплины по общеобразовательным предметам (в которых при этом расставляются христианские акценты), выдают аттестаты гособразца. Качество обучения в таких учреждениях не хуже, а в некоторых случаях лучше многих других школ. Например, Православная медицинская гимназия несколько лет остается в пятерке лучших школ Выборгского района по результатам сдачи ЕГЭ. Директор гимназии уверен, что блестящий результат — синтез общеобразовательной программы и православного подхода к воспитанию.
— Светское воспитание основано на толерантности: если ученик не хочет что-то делать, его выбор учитель должен уважать, — говорит директор Православной медицинской гимназии, кандидат физико-математических наук Анатолий Анатольевич Поляков. — В православной школе совершенно иной подход к воспитанию, он строится на соблюдении заповедей Божиих. Ученики должны уважать, почитать учителей, как родителей (это пятая заповедь). Результат — учителю не надо тратить время на наведение порядка в классе, в доброжелательной атмосфере у него получается дать больше материала.
В основу методики православного воспитания в этой гимназии положено понятие А. С. Макаренко «дисциплинированный комфорт». При поступлении (в гимназию берут только детей из православных семей) ученики знакомятся с правилами внутренней дисциплины. В необходимости соблюдения этих правил гимназисты убеждаются из нравственных бесед с преподавателями и священником. Для исправления нарушителей разработана целая система, от бесед с директором, письменного анализа своего проступка до прочтения перед всем классом выученной заранее басни Крылова «Свинья под дубом» — с обсуждением в свете этого произведения своего поступка. Некоторые родители считают такие меры слишком жесткими. Директор гимназии уверен: если договариваться с учениками о возможном наказании заранее, до крайностей доходит редко. Зато воспитательные усилия дают эффект, давно утраченный во многих светских школах, которые так и не смогли найти что-то существенное взамен упраздненной системы советского воспитания.
В гимназии святого Александра Невского другой подход: православное воспитание отталкивается не от идеи послушания, а от постепенного возрастания в христианской любви. Другие и условия приема. В это учебное заведение берут и верующих, и неверующих детей, которым нужно рассказывать о Боге и церковной жизни деликатно и понемногу.
— Если посадить перед детьми батюшку, который начнет говорить, что Бог — это любовь и нужно любить ближнего, дети его не поймут, — делится своими наблюдениями Наталья Владимировна Каранаева, директор гимназии святого Александра Невского. — Дети просто не знают, что такое любовь. Они это понимают буквально, например, как первую любовьмальчика и девочки. Тем более, сегодня это понятие опошлено тем, что льется из телевизора. Мы в первую очередь учим их любить самых близких — маму, папу, свою семью. Ведь многие дети даже не знают, когда день ангела у бабушки, где воевал дедушка (прадедушка)! Потом они понимают, как можно любить соседа, потому что он хороший, умный человек, потом открывают любовь к Родине, к ближнему. А уж потом можно говорить и о Боге.
Дать христианское мировоззрение, основываясь на обычной программе, — такую цель преследует и школа преподобных Сергия и Германа Валаамских. Сейчас она функционирует на базе общеобразовательной школы, но не по своей воле: не имея собственного помещения, это православное учебное заведение было вынуждено несколько раз переезжать. Малочисленные православные классы расформировали, и дети теперь учатся в обычных классах, а духовно-нравственное воспитание получают в кружках в виде дополнительного образования. Директор и духовник школы иеромонах Антипа (Никаноров) считает, что даже из такой ситуации можно извлечь воспитательную пользу: ученики не отгорожены от проблем светского мира, но решают их не в одиночку, а с помощью своих педагогов и единоверцев. Однако половина родителей с этим не согласилась и детей из школы забрала.
Итак, единого подхода к духовному воспитанию у современных православных школ все-таки нет. С одной стороны, это хорошо: каждый родитель может найти образовательное учреждение на свой вкус. С другой стороны, когда нет однозначного ответа, кого, каким образом и для чего воспитывают православные школы, в обществе создается весьма туманное представление об их профпригодности и перспективах.
Школа Народных Искусств Императрицы Александры Фёдоровны, основанная в 1911 году самой императрицей, возродившись, продолжает заложенную традицию. В расписании — уроки ткачества, вышивки, золотого шитья, кружевоплетения, народного костюма, колокольного звона, иконописания, северной игрушки, столярного и гончарного дела. Есть отдельный урок по русским народным играм: в них и играют на переменах в школьном дворе.
Не отделяться, а внедряться
— Перспективы у православных школ есть, — убежден иерей Илия Макаров, заместитель председателя ЕОРОиК. — Во‑первых, существует ряд светских школ, где очень силен православный компонент. Как правило, они дают знания на духовно-нравственной основе в рамках дополнительного образования. Пока по каким-то критериям они не подходят под понятие православная школа, однако заинтересованы развиваться в этом направлении. Во‑вторых, можно назвать несколько крупных воскресных школ на приходах, в которых на самом деле осуществляется образовательная деятельность. Посещающие их дети официально числятся на домашнем обучении в обычных школах, где сдают всё экстерном, но на деле учатся в своей приходской школе. Эти школы могут получить государственную аккредитацию согласно современному законодательству и даже какое-то бюджетное финансирование, чтобы развиваться дальше. Считаю, что развитие духовно-просветительских центров на приходах — это очень перспективный путь.
Маргарита Белова, член экспертного совета СПбАППО и один из авторов учебника по ОПК, считает, что сейчас важно усиливать православное направление в светской школе, для невоцерковленных ребят — в виде уроков ОПК, для верующих детей — в виде факультативов богословской тематики. Где взять такое количество верующих или уважительно относящихся к религии учителей-профессионалов? «Выпускники пединститутов могут „напитаться“ православным мировоззрением на епархиальных катехизаторских курсах, — предлагает отец Илия Макаров, — и такие курсанты у нас есть». Да и при СПбАППО уже несколько лет действуют курсы для преподавателей ОРКиСЭ (основы религиозных культур и светской этики), где из шести предлагаемых модулей педагоги могут выбрать основы православной культуры. Получается, возможности для роста существуют. Было бы желание.
А желание должно быть. Ведь все больше и больше людей сегодня признает, что только христианские основы могут стать противовесом нарастающей бездуховности общества. А значит, нужно использовать любой шанс для формирования христианского мировоззрения у ребенка: как в светских школах, так и в православных.
Елена Миловидова