Поющий миллионер

Современные олигархи инвестируют деньги в западные футбольные клубы и автомобильные заводы, а в дореволюционной России миллионеры вкладывали капитал в отечественную культуру.
Раздел: Камертон
Поющий миллионер
Журнал: № 2 (февраль) 2012Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 18 февраля 2012
Современные олигархи инвестируют деньги в западные футбольные клубы и автомобильные заводы, а в дореволюционной России миллионеры вкладывали капитал в отечественную культуру. Благодаря деятельности предпринимателей-старообрядцев династии Морозовых были построены десятки храмов, училищ, больниц. Один из представителей династии Арсений Иванович Морозов остался в истории не только как крупный фабрикант, но и как покровитель знаменитого на всю Россию старообрядческого хора. Рассказ об этом коллективе продолжает серию публикаций об известных церковных хорах прошлого.


Богородск и его обитатели
Порой в прессе встречаются сообщения, что Арсений Морозов был основателем знаменитого старообрядческого хора, получившего его имя. Это не так. Он не был ни организатором Морозовского хора, ни его музыкальным руководителем. Хор возник примерно через десять лет после рождения Арсения Морозова (1850) при старообрядческой моленной в городе Богородске (ныне подмосковный Ногинск).

Богородск в то время был крупнейшим промышленным центром России благодаря Богородско-Глуховской мануфактуре, основанной в 1845–1847 годах Захаром Морозовым — дедом Арсения. К концу XIX века мануфактура стала высокоразвитым предприятием с новейшими технологиями и передовыми методами решения социальных проблем. С самых первых лет основания фабрики в Богородске существовала большая община старообрядцев‑поповцев. Прихожанами Глуховской моленной были рабочие и служащие фабрики, а также старообрядцы Богородска и окрестных деревень.

В этом промышленном центре и родился Арсений Морозов.

Купцы-старообрядцы
В среде, где рос Арсений Морозов, царил особый дух: большинство купцов старообрядческого происхождения были блестяще образованными людьми. В своей деятельности они не руководствовались жаждой богатства: их интересовало не столько накопление капитала, сколько производство. Они создавали заводы, фабрики, а также городскую инфраструктуру: дома, больницы, учебные заведения, издавали газеты, спонсировали учреждения культуры. Так оставили след в русской культуре не только Морозовы, но и Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Рябушинские…

Молодой Арсений Морозов учился в московском Коммерческом училище и в Великобритании, где прожил несколько лет и получил блестящее образование. На родину он вернулся с прекрасным знанием английского языка, также владел немецким и немного французским. Арсений был прирожденным математиком: в уме свободно манипулировал огромными цифрами, хорошо играл в шахматы.

Поселившись в родном Богородске, фаб-рикант посвятил жизнь обустройству глуховской мануфактуры и города в целом. Многие из зданий, им воздвигнутых, до сих пор составляют основу городского хозяйства. Он же построил в городе трамвайную линию и даже провел в старообрядческие деревни электричество!

Интерес к музыке
Кроме науки, техники и живописи, Арсений Иванович проявлял серьезный интерес к музыке. Он обладал мощным, красивым голосом и во время церковных служб с удовольствием пел на клиросе. Позже, когда с именем Арсения Морозова прочно свяжется «брэнд» Морозовского хора, журналисты будут называть его «поющим миллионером».

Интерес к музыке проявляли многие из старообрядческой среды того времени. Осознавая себя единственными носителями древней русской культуры, они с особым трепетом относились к ее музыкальному наследию, а долгие века «подпольного» существования выработали у них умение упорно работать и волю к преодолению трудностей.

Арсений Морозов уделял большое внимание хору Богородской моленной. По воспоминаниям современников он лично отбирал для хора способных детей и молодежь из семей своих работников, а также внимательно следил за уровнем пения в хоре и оказывал ему существенную материальную поддержку.

При активном участии Морозова в конце 1890‑х — начале 1900‑х годов хор стал крупным коллективом с отлаженной учебной и репетиционной работой. Он принимал участие во всех богослужениях в Богородске, соседнем Глухове, а также в других приходах Богородского уезда. Управлял хором даровитый мастер Иван Аверьянович Фортов, а после его смерти — регент Павел Васильевич Цветков, под руководством которого коллектив и достиг своих самых серь-езных успехов.

Первый женский хор…
Следя за развитием хора, Арсений Морозов по своей инициативе предпринимал многие новаторские шаги. Например, при хоре была организована женская группа, впоследствии выступавшая как отдельный коллектив.

В начале XX века (в отличие от Православной Церкви) в старообрядчестве женское пение не было принято, но его необходимость начала осознаваться многими. Вопрос о возможности женщинам петь в храме много раз выносился на обсуждение старообрядческих Соборов, обсуждался на страницах газет и журналов. И только в 1911 году резолюцией Освященного собора старообрядческих епископов было разрешено женское пение в храме «по усмотрению епархиального епископа, соображаясь с обстоятельствами и общественным мнением». Женский хор Морозова был организован за 11 лет до принятия этой резолюции и стал первым женским старообрядческим хором, что наряду с некоторыми другими начинаниями Арсения Морозова повлекло множество упреков в его адрес.

Этому способствовал и характер Арсения Ивановича, в котором объединялись подчас противоположные друг другу черты. С одной стороны, Морозов был великодушным, по настоящему увлеченным своим делом, с другой — стремился добиться цели, нередко подавляя волю окружающих людей, проявляя чрезмерную властность во многих делах, касающихся не только пения, но и строительства храмов, общественной жизни. Часто Морозовым руководило желание отличиться, сделать что-то лучше, чем у других.
Несмотря на это, большинство проектов Арсения Морозова процветало. Так и женский хор через несколько лет после своего основания вышел на сцену как самостоятельный и выступил с блестящим успехом. Это случилось во время концерта в Большом зале Московской консерватории 25 марта 1908 года. Морозовский хор выступил в полном составе, а во втором отделении пела женская группа хора.

Концерт имел огромный успех. Московские газеты писали, что любители хорового пения услышали «чудные звуки», «великолепное исполнение», «отличные голосовые данные».
В связи с концертной деятельностью коллектив приобрел официальное название «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры А. И. Морозова».

Ко времени этого выступления в хоре значительно увеличилось количество певчих: оно колебалось примерно от 200 до 300 человек. Хор (впервые среди старообрядческих коллективов) сделал записи на граммофонные пластинки фирм Beka Grand и Gramophone.

Описывая все эти успехи, нельзя забывать об одной вещи: кроме руководителей хора, в нем в большинстве своем пели люди без серьезного музыкального образования — рабочие глуховской мануфактуры и жители прилегающих к ней деревень.

К сожалению, после 1917 года Морозовский хор распался, но часть певчих не прекращала богослужебной деятельности до последних дней существования общины, предположительно до середины 1920‑х годов.

Возможно ли сегодня представить любительский хор такого уровня? Скорее всего, нет. Дело здесь и в том, что общедоступность музыки значительно снижает желание создавать ее своими силами, и во многих других факторах. Быть может, чтобы создать второй хор Морозова, нам нужны новые поющие миллионеры.  

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Камертон"

10 октября, четверг