Поверенный великих тайн
Предыстория
История Малой церкви начинается во времена императрицы Екатерины I. Именно тогда в зимней императорской резиденции появился храм в честь Сретения Господня. Такое посвящение неслучайно: по одной из версий, оно связано с первым голосованием Земского собора 1613 года при избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, родоначальника императорской династии, которое состоялось на следующий день после праздника Сретения Господня. В 1735 году придворным архитектором Франческо Растрелли для императрицы Анны Иоанновны был построен третий по счету Зимний дворец. Многие историки неофициально называют его первым, поскольку его предшественники больше походили на обычные дома. По проекту Растрелли в дворцовом здании были устроены небольшой придворный театр и церковь. Сретенский дворцовый храм был освящен архиепископом Новгородским Феофаном (Прокоповичем) в октябре 1735 года. Тогда он занимал более обширную площадь, включая в себя нынешнее помещение Ротонды и Церковную лестницу.
Императрица Елизавета Петровна, пожелав расширить Зимний дворец, велела Растрелли спроектировать уже две домовые церкви: Большую для «большого двора» и Малую — для «молодого двора» наследника-цесаревича Петра Феодоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. Большой храм располагался ближе к покоям императрицы, а Малый сократили до современных объемов.
Пока строился пятый (нынешний) Зимний дворец, императорская семья проживала во временной резиденции. В ней также был домовый храм, примыкавший к Тронному залу. После восшествия на престол императрицы Екатерины II временный дворец был разобран, а богатый иконостас придворной церкви передали «с уборами и кафедрой для поставления» во Входоиерусалимскую (Знаменскую) церковь на Знаменской площади.
Начало
Малая придворная церковь современного Зимнего дворца была освящена в честь Сретения Господня в январе 1768 года в память о первом дворцовом храме. Она расположилась на втором этаже. Как и предполагалось, храм использовался для камерных богослужений императорской семьи. В 1826 году, когда император Николай I с семьей занял все три этажа северо-западного дворцового ризалита (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту), значение Малой церкви возросло: она получила статус соборной. На протяжении всего правления Николая I в Сретенском храме ежегодно 14 декабря проходило богослужение в память о трагических событиях начала его царствования. Сам император часто пел здесь на клиросе.
Образная фантазия на тему значения Сретенского храма в жизни императорской семьи содержится в книге «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге» Александра Башуцкого, вышедшей в 1839 году: «Остановитесь на пороге этой укромной, домашней, семейной царской церкви. Довольно в ней пищи для сердца; чувствам возвышенным и умилительным много в ней простора для воспоминаний, располагающих к мышлению. С младенческих лет до лет зрелых; от детского урока, от детской забавы до необъятного труда государствования; от мольбы ребенка до той мольбы, подобной мольбе в вертограде, в годины испытаний, когда Царь повторял, может быть: „Отче! Да мимо идет от меня чаша сия, обаче не яко же аз хощу, но яко же ты!“ Вспомните, сообразите: что знал и видел этот храм, безмолвный поверенный великих тайн, глубоких молений, нам простым смертным недоступных, святых чувств и заветов семейных, чистых радостей и великих печалей царских — то о народных торжествах, то о бедствиях народных? Здесь цари, слагая величие свое на порог, обнаженные сердцем притекали к Богу! Понятно ли теперь, почему эта церковь столь драгоценна Государю…»
Изображений интерьера Сретенской церкви этого периода не сохранилось. Известно только, что её украсил лепкой мастер Джани, работавший также над декором Большой церкви.
После пожара
Как и Большой собор, Малая церковь погибла в огне печально знаменитого пожара 1837 года. Та декабрьская ночь стала потрясением для многих. В пожаре, продолжавшемся около 30 часов, полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, погибли люди, были начисто уничтожены исторические интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана и Росси, сгорели многие исторические рукописи и хроники, оказались навсегда утрачены многочисленные произведения искусства. Реставрация дворца заняла более двух лет.
Дворцовые храмы были восстановлены по проекту архитектора Василия Стасова. Во время ремонта в императорской резиденции богослужения проходили в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. Стасов хотел отказаться от воссоздания прежнего вида Сретенского храма и сделать его двусветным, однако это не было одобрено императором. Николай I повелел с возможной точностью возобновить всё как было, и сам активно участвовал в проекте восстановления храма, по памяти указывая архитектору формы, орнаменты, цвет деталей интерьера и сгоревших икон. К делу были подключены великие княжны, придворные, служители храма и даже певчие. Как пишет в своей книге Башуцкий, «эти милые дети часто стояли целыми часами во время служения. В их взоры впились, так сказать, все украшения. Они передавали архитектору многие подробности, которые могли ускользнуть от всякого другого: рассказывая об образах, они припоминали цвет одежд, яркая краска которых их поражала; они говорили о предметах, которые долго приманивали их ребяческое внимание: тут был крест, этот святитель был с седою бородой, тот держал Евангелие, тот кадило…» Интересная деталь, которую также упоминает автор: некоторые живописные украшения на стенах церкви были воссозданы в прежнем виде благодаря храму Рождества Христова на Песках. Один из художников вспомнил, как снимал копии с этих украшений для Христорождественской церкви, где они впоследствии были написаны.
Старый иконостас полностью выгорел. В новый, работы резчика Василия Бобкова, были вставлены спасенные от огня иконы нижнего ряда и образ Симеона Богоприимца из верхнего. Придворный живописец Тимофей Нефф написал заново образа, погибшие при пожаре: на стенах храма поместили его руки иконы Трех святителей и Иакова, брата Господня, а в иконостасе — небольшую по размеру Тайную Вечерю. Художник Николай Майков создал для Сретенского храма иконы «Богоявление» и «Поклонение волхвов», а также по рисунку Неффа написал «Сошествие Святого Духа на апостолов» в плафоне. Золоченый барочный орнамент в Малой церкви выполнил Иван Дылев, член знаменитой артели лепщиков Дылевых, которые работали в Петербурге над самыми крупными государственными и частными заказами. Скульптуры ангелов, увенчавшие иконостас, исполнил немецкий мастер Иосиф Герман. Позднее он изваяет ангелов, украшающих сегодня балюстраду главного купола Исаакиевского собора.
Купольных сводов у Сретенской церкви не было: она располагалась на втором этаже, а прямо над ней находилась Бриллиантовая комната. Над храмом располагалась и дворцовая звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела протоиерей Аристарх Израилев.
Восстановленную Малую церковь Зимнего дворца освятил накануне престольного праздника 1 февраля (ст. ст.) 1839 года митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров). В конце XIX века в ризницу храма поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантократор.
Малая церковь продолжала играть важную роль в повседневной жизни императорской семьи. В дневниках императора Николая II времен его жизни в Зимнем дворце регулярно встречаются упоминания о посещениях обедни в Сретенском храме. Вот запись от 2 февраля (ст. ст.) 1904 года: «по случаю храмового праздника нашей Малой церкви была обедня с семейством и завтраком». Нужно отметить, что престольный праздник Малого храма был событием, на которое всегда собиралось всё семейство.
После начала Первой мировой войны в Зимнем дворце развернулся военный госпиталь, носивший имя цесаревича Алексея. Согласно «Журналу по Собору Императорского Зимнего дворца», в Малой церкви проходили молебны с участием императрицы, великих княжон и членов комитетов, которые занимались помощью раненым, солдатским семьям и сиротам.
После Февральской революции Временное правительство национализировало Зимний дворец, включая обе домовые церкви. В 1917 году императорская резиденция и Эрмитаж были объявлены государственными музеями. Сретенскую церковь ликвидировали как храм. В 1927 году она была открыта для осмотра в рамках музейной экспозиции Исторических комнат, но через два года Музей Революции получил помещение Малой церкви для устройства Лектория воскресного рабочего университета. Иконостас был разобран, его фрагменты, а также элементы декора принял на хранение Музей истории города.
При послевоенной реставрации Зимнего дворца навязывалась идея окончательно убрать все оставшиеся следы пребывания церкви: стены закрыли щитами, плафон забелили, заложили основной вход. Однако декоративное убранство не было полностью уничтожено: реставраторы сделали всё возможное, чтобы сохранить для потомков оригинальный интерьер. Помещение храма служило выставочным залом, а в дальнейшем здесь разместились реставрационные мастерские Эрмитажа. Одним из знаменитых и трагичных эпизодов этого периода в истории храма стала реставрация картины Рембрандта «Даная», которую в июне 1985 года облил кислотой и порезал ножом сумасшедший посетитель. Восстановление шедевра длилось около двенадцати лет, в помещении Малой церкви Зимнего дворца были созданы подходящие для картины климат и освещение.
Работы по возрождению храмового интерьера Сретенской церкви начались в 2016 году. Благодаря усилиям реставраторов конца 1940‑х годов многое удалось восстановить, что-то — создать заново. В запасниках Эрмитажа нашлось несколько спасенных исторических головок херувимов из папье-маше. Удалось расчистить оригинальную позолоту, а также плафон с изображением Сошествия Святого Духа на апостолов работы Майкова, был отреставрирован паркет. Иконостас решили не восстанавливать: из шестнадцати исторических икон, к сожалению, сохранились только две в коллекции Русского музея.
Отреставрированное помещение Сретенской церкви открыли в 2021 году как выставочный зал. В ней прошли выставки «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа» и «Пасха в России». До мая 2024 года можно посетить экспозицию «Русский стиль» в искусстве. От Николая I до Николая II».