Потенциальная община

Что такое социальные учреждения в привычном понимании? Серые облезлые стены, длинные очереди, сердитые тетеньки, которым всегда не до нас. Однако в последнее время происходит постепенная ломка таких стереотипов. Например, Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района заботится не только о качественном досуге своих подопечных (пожилых и инвалидов), но даже об их духовном просвещении.
Журнал: № 12 (декабрь) 2011Автор: Ирина ЛевинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 1 декабря 2011
Что такое социальные учреждения в привычном понимании? Серые облезлые стены, длинные очереди, сердитые тетеньки, которым всегда не до нас. Однако в последнее время происходит постепенная ломка таких стереотипов. Например, Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района заботится не только о качественном досуге своих подопечных (пожилых и инвалидов), но даже об их духовном просвещении.

Стать белыми изнутри
— Давайте стараться жить так, чтобы нам стать белыми изнутри, — говорит иерей Николай Святченко, клирик храма святителя Николая на Коломяжском проспекте, обращаясь к молодым инвалидам. Он одет в светло-серое облачение, наверное, чтобы не вызывать привычных траурных ассоциаций. Встреча проходит в одной из комнат недавно открывшегося центра для молодых инвалидов на Богатырском проспекте. Около десяти ребят слушают отца Николая, иногда отвечают на его вопросы. Священник старается вовлечь слушателей в беседу, что непросто, потому что группа неоднородна по своему интеллектуальному развитию, приходится ориентироваться на слабеньких.
Для отца Николая опыт проведения таких бесед — новое в его пастырской практике. Задача не из простых: излагать молодым людям информацию, словно детям. Какие образы использовать? Это ведь не проповедь с амвона или занятие в воскресной школе.

— Моя первая мысль была: «Могу ли я что-то реально полезное сделать для этих людей?» Были сомнения, но потом они развеялись. Люди, которые имеют физические или интеллектуальные нарушения, в нашей стране практически находятся за порогом социальной жизни, и слово Евангелия до них доходит редко. И я решил, что надо найти время и силы, чтобы использовать эту возможность. Я уверен, что надо идти во все существующие общества, которые готовы принять священника.

Неофициальное дело официальной структуры
Удивительно, что здесь, в государственном учреждении, принимают священника очень радушно: заказывают машину, чтобы привезти его из храма и отвезти обратно, после встречи обсуждают, как сделать беседы более эффективными, рассказывают об особенностях ребят. Инициатива приглашать священнослужителей для бесед исходила от директора Комплексного центра обслуживания населения Приморского района Татьяны Томащук. Она была убеждена в необходимости этого, что уже само по себе необычно, не вяжется с привычным образом работника государственной структуры. Курирует направление Ольга Ушакова — специалист по социальной работе Центра. Сначала она, узнав о планирующемся нововведении, даже растерялась. Но затем обратилась к благочинному района протоиерею Ипполиту Ковальскому, который назначил протоиерея Александра Рябкова, клирика храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, работать с Комплексным центром. 

— Отец Александр сразу удивительно легко нашел общий язык с пожилыми людьми, настолько он чуткий, интеллигентный человек, — рассказывает Ольга Ушакова. — Для пожилых людей уникальна сама возможность так запросто побеседовать со священнослужителем.

У Центра уже солидный опыт организации подобных встреч, и только совсем недавно начались такие же беседы с молодыми инвалидами. Сотрудники постоянно ищут новые точки соприкосновения с Церковью: «В поддержке священника нуждаются и родители больных детей, — уверена Ольга Ушакова. — Когда в семье рождается такой малыш, на родителей ложится огромная нагрузка, причем не только физическая, но и духовная».

Миссия среди пожилых
Уже почти год священник Александр Рябков проводит беседы с пожилыми людьми, которые участвуют в программах Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района (социальный дом, отделение временного проживания и два отделения дневного пребывания). Встречи проходят 1-2 раза в месяц, в них принимает участие до 30 человек. Каждую беседу отец Александр начинает со знакомства, рассказывает он и о храме великомученика Димитрия Солунского, который находится в этом районе. 

— Обычно я стараюсь слушающих раскрепостить, чтобы они не стеснялись спрашивать то, что им интересно. Вопросы у них очень разнообразные. Чаще всего спрашивают о Свидетелях Иеговы и новых сектах (видимо, пожилые люди нередко сталкиваются с их вниманием к себе). На втором месте вопросы о внутренней жизни Церкви и обо мне лично — как я пришел к вере, как стал священником, о моей семейной жизни. Нам удается и на богословские темы поговорить. Например, спрашивают о значении праздников, а я на основе этого стараюсь раскрывать Православное вероучение.

Важно, что эти встречи не проходят как «обязаловка»: не хочешь беседовать — можно в это время побыть в библиотеке или пойти к медсестре на прием. Некоторые подопечные Центра — некрещеные или исповедают другие религии, но им тоже бывает интересно узнать о православии. Для многих из них такое общение — это первый шаг к Церкви. И самое главное, что Церковь сама приходит к ним, входит в их жизнь.

— Я пытаюсь показать, что священник — нормальный человек, которому можно задать любой вопрос. Мне самому интересно общаться с пожилыми людьми, они рассказывают истории о себе, своей жизни, эти моменты важны для меня. Это люди поколения 1930–40‑х годов, они всю жизнь были далеки от веры, в церкви себя чувствуют чужими, в отличие от своих матерей и бабушек. Я считаю, что работа с молодежью важна, но и современным пожилым людям нужно внимание, надо помочь им прийти в храм. Для одиноких людей важно, что ими кто-то интересуется. Я уверен, что священникам надо ходить «в народ», ни в коем случае не отказываясь, когда зовут, иначе это будет настоящим предательством по отношению к благовестию Христову.

Рождение Церкви?
Вот так в Приморском районе в отдельно взятом учреждении сложилась уникальная ситуация взаимодействия Церкви и государства. В такой форме сотрудничества трудно увидеть попытки превратить социальное учреждение в церковную общину. Это невозможно и не нужно. Но если воспринимать весь мир (особенно те места, в которых собираются одинокие, уязвленные, страдающие) как Тело Христово, которое нуждается во внимании, заботе, врачевании боли, то эти священники приносят дар общения, весть о Божией любви, Самого Христа в жизнь людей. Можно сказать, что таким образом проявляется Церковь. Вернее, церковное видение мира как потенциальной общины и каждого как потенциального члена Тела Христова. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Крупный план"

13 декабря, пятница
rss

№ 12 (декабрь) 2011

Обложка

Тема номера:Церковь - Тело Христово