Полемический исихазм

Святитель Григорий Палама — один из тех отцов Церкви, тех христианских авторов, которых все знают по имени, но об учении которых не знают примерно ничего. А ведь так называемый паламитский синтез, учение о Божественных энергиях, о Фаворском свете, о молитве — фундамент православного богословия в его современном виде. О богословии Григория Паламы беседуем с доктором философских наук Дмитрием Бирюковым.
Святитель Григорий Палама. Фессалоники (?). 1370–1380-е годы
Журнал: № 11 (ноябрь) 2021Автор: Артем Гравин Опубликовано: 30 ноября 2021

О чем спорят богословы

— Дмитрий Сергеевич, о чем спорили святитель Григорий Палама и Варлаам Калабрийский?

— Начало полемики Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским, в то время преподавателем в Фессалониках, относится к 1335 году. Незадолго до этого, в правление византийского императора Андроника III Палеолога, Византия и Рим начали переговорный процесс с целью объединения Православной и Католической Церквей. Приехавшие в Византию папские легаты предоставили аргументы в пользу Filioque — католического учения, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но «и от Сына». В 1334–1336 годах ответ папским легатам сформулировали сразу три значительных византийских богослова: Григорий Палама, Варлаам Калабрийский и Никифор Григора (последние два вскоре стали противниками свт. Григория в спорах, позже названных паламитскими).

Греческий монах Варлаам Калабрийский, воспитывавшийся в латинском окружении, был назначен главным представителем Византийской Церкви при переговорах с легатами. В рамках этих переговоров в 1334 году он, задавшись целью достичь соглашения между византийцами и латинянами, начал писать речи и диалоги, в том числе «Трактат против латинян», где рассуждал о природе богословия и отстаивал византийскую православную позицию, согласно которой Святой Дух исходит только от Отца.

Дмитрий Сергеевич Бирюков

родился в 1978 году в Санкт-Петербурге. Закончил Санкт-Петербургский политехнический университет и Высшую религиозно-философскую школу. Получил степень кандидата философских наук на Философском факультете СПбГУ, степень доктора философских наук на Философском факультете РГГУ, степень PhD в области философии в Падуанском университете (Италия). Научный сотрудник Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.


— О деятельности Варлаама стало известно Паламе…

— Да, и у Паламы после прочтения варлаамовского трактата «Против латинян» возникли некоторые критические вопросы, из-за которых между ними и завязалась переписка, вначале через общего друга Григория Акиндина (который позже стал антипаламитом), а потом непосредственно. В переписке Палама выступает против тезиса Варлаама о невозможности построить аподиктический, то есть необходимо доказывающий, силлогизм в богословии, что означает невозможность какой-либо доказательности в этой науке, а также полемизирует с некоторыми деталями аргументации Варлаама против filioque (как он их понимает).


— Но ключевым для Паламы был вопрос о возможности доказательности в богословии?

— Да. Варлаам считал, что применительно к Богу не может быть выстроено доказательство, убеждающее с необходимостью. И, соответственно, невозможны аподиктические силлогизмы. Однако применительно к Божественному могут строиться диалектические (то есть не необходимые, но увещевательные и правдоподобные) силлогизмы, построенные на общепринимаемых положениях.

Позиция же Паламы была такова, что доказательность в богословии возможна и необходима. При этом силлогизмы о Боге должны строиться не на основании общих понятий человеческого ума, но — и это принципиальный для Паламы момент — посылкой для доказательства в богословии должно быть положение, взятое из Писания или церковного Предания. Только такого рода богословский силлогизм возможен для Паламы, и он будет уже не диалектическим, а аподиктическим (то есть не увещевающим или правдоподобным, а необходимым), являющим истины о Боге.


Встреча с Богом: между ratio и emotio

Святитель Григорий Палама. Ватопед, Афон. 1371 год.
Святитель Григорий Палама. Ватопед, Афон. 1371 год.

— В чем же заключалось принципиальное различие между позициями Григория Паламы и Варлаама Калабрийского с практико-антропологической точки зрения? Чем отличалось их понимание практической сути и цели богообщения?

— Действительно, спор между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским начался с вещей, которые будто бы не имеют никакого отношения к антропологии: проблема filioque, применимость тех или иных типов силлогизмов к описанию разного рода опыта. Но затем, в ходе развития этого спора, в их переписке стали всё чаще возникать именно антропологические темы. Выяснилось, что базовые понятия о человечестве и о том, что такое человек, какую структуру имеет иерархия тех или иных его способностей, у Паламы и Варлаама принципиально разные.

Оказалось, что Варлаам понимает совершенство человека таким образом, что рациональная сфера в нем должна развиваться максимально полно, а эмоциональная вовсе не важна. Соответственно, в идеале весь человек должен превратиться в этакое своеобразное ratio, полностью контролирующее свое emotio. При этом в эмоциях для религиозной практики Варлаам вообще не видел какого-либо смысла.

Палама же предлагает иное понимание этой проблемы. Так, в споре с Варлаамом он развивает представление о свете, который появляется в душе человека при приближении его к совершенству. И, в связи с этим, антропологическая схема Паламы предполагает, что стремящийся к совершенству человек углубляется в самого себя и, обращая свой ум внутрь, зрит в себе некий сверхчувственный свет, который, по святителю Григорию, является Божественным. В тот момент, когда данный свет просвещает ум человека, его рациональная способность умолкает, но при этом человек может испытывать определенные аффекты эмоционального характера: радость, веселье и даже слезы.



— Это — «изобретение» святителя?

Император Андроник III Палеолог. Миниатюра. XIV век
Император Андроник III Палеолог. Миниатюра. XIV век

— Думаю, нет. Такую аффективную эмоциональную составляющую человеческого существа, понимаемую как некое естественное проявление человека при встрече с Богом, я думаю, Палама заимствует из какой-то ближневосточной богословской культуры и учений поздневизантийских мистиков, таких как Симеон Новый Богослов: этот отец Церкви также нередко довольно детально описывает эмоциональное возбуждение, которое случается с человеком при встрече с Богом.

Попытаюсь резюмировать. Согласно Варламу, человек в состоянии совершенства становится чистым ratio, эмоциональная сфера перестает играть сколь-нибудь значимую роль в его жизни. А согласно Паламе, в совершенном состоянии рациональная сфера человеческого духа умолкает, в то время как эмоциональная может являть себя в виде определенных аффектов.

Хотя, я должен сказать, при более внимательном чтении текстов святителя Григория можно обратить внимание на то, что его позиция перио­дически меняется и, в принципе, представляется разнообразной. Так, иногда он упоминает про слезы, радость, эмоциональное возбуждение человека при встрече с Богом и озарении его Божественным светом. А иногда Палама, наоборот, может говорить про необходимость ровности духа и бесстрастия в этом состоянии. Можно сказать, что и то и другое для Паламы представлялось нормальным в перспективе богообщения.


Положение тела в молитве

— Еще одной проблемной точкой в споре Паламы и Варлаама было отношение к специфической исихастской молитвенной практике, которая у Варлаама вызывала немалый скепсис…

— Да! Этот момент возник в переписке между Паламой и Варлаамом параллельно со спором о богословском методе в приложении к filioque. Насколько можно реконструировать исторический контекст, Варлаам во второй половине 1330-х годов встретился с некими монахами-исихастами. Вероятно, это были монахи-простецы; они поведали ему о методе, который используют в молитве. Затем Варлаам встретился с кружком образованных монахов Игнатия Исихаста, к которым был близок сам Григорий Палама и куда входил его друг Давид Дисипат.

Судя по всему, от этих более образованных монахов Варлаам услышал примерно то же самое учение о молитвенных техниках, что ему рассказали ранее более простые монахи. И если свое недоумение во время первой встречи Варлаам списал на малообразованность тех монахов-простецов, то когда он услышал подобные же суждения от монахов ученых, то пришел в совершенное негодование. Варлаам даже написал жалобу в Константинопольский синод по этому поводу. Синод рассмотрел эту жалобу, но не нашел в описании Варлаама ничего предосудительного и не предпринял никаких действий.



— Что же услышал Варлаам от монахов-простецов и ученых монахов? Что его так шокировало?

— Он услышал об определенных духовных техниках, которые состоят в том, что монах читает молитвы, приняв особое положение тела, подразумевающее специфическую изогнутость вперед, когда взгляд молящегося вперяется в его собственный пуп. Согласно монахам-исихастам, это положение тела позволяет установить концентрацию внимания, необходимую для молитвы. Собственно, именно эти молитвенные техники и защищал Григорий Палама. И по каким-то причинам именно это вызвало взрыв негодования у Варлаама Калабрийского.

В рамках своего богословия Палама проводил аналогию между, грубо говоря, теоретической антропологией и молитвенными практиками. Как я уже говорил ранее, для него было очень близким учение о том, что ум человека должен быть обращен на самого себя, чтобы в перспективе собственного совершенства человек мог увидеть внутри себя Божественный свет. Соответственно, эту обращенность ума Палама сравнивает с сообразным «круговым» положением тела.

В такой перспективе спор Паламы с Варлаамом перешел в практическое русло. Варлаам так и не смог принять аргументацию Паламы о том, что нет ничего ужасного в этих техниках, но, наоборот, они помогают концентрации. В результате всех этих несогласий с Паламой и его сторонниками он в итоге уехал из Византии в Италию и стал там католическим епископом.

Исихастский собор 1351 года в Константинополе. Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина. 1371–1375 годы
Исихастский собор 1351 года в Константинополе. Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина. 1371–1375 годы


Рационализм до Декарта

— Мне кажется интересным, что Варлаам в данном случае представляется этаким рациона­листом в стиле Декарта…

— Считается, и совершенно справедливо, что Варлаам здесь следовал стоическому ходу мысли. Он даже написал на втором этапе своей писательской деятельности трактат об аффектах, стоический подход в нем очень чувствуется. Для стоиков характерна максимальная рационализация душевной и эмоциональной сфер человека. И в этом смысле Варлаам был стоиком и симпатизировал стоицизму. Кстати, не удивлюсь, если декартовский ход мысли тоже как-то зависим от стоицизма. Но это, наверное, требует отдельного исследования. Вообще, всем, кто заинтересовался мыслью Варлаама Калабрийского, я рекомендую к прочтению недавно защищенную диссертацию Эльги Канаевой, посвященную его учению. В ней Эльга Юрьевна дотошно разбирает как теоретическое учение Варлаама, развитие его представлений о богопознании, о filioque, так и учение Варлаама об аффектах.


Человек родствен Богу

— А Григорий Палама к рациональной сфере и к знанию, обретаемому в её рамках, относился скептически или с неким интуитивным доверием?

— Я бы сказал, что учение святителя Григория Паламы об уме предполагает две составляющие. С одной стороны, дискурсивное, рациональное, научное познание Палама ставит по своей ценности довольно низко. Согласно его пониманию, человек должен, возрастая и соединяясь с Богом, сделать так, чтобы дискурсивная способность ума умолкла. Но, по Паламе, человек имеет и некую другую способность ума, не дискурсивную. И вот она-то и есть то самое главное, что есть в человеке в перспективе богообщения. Многие исследователи, такие как протопресвитер Иоанн Мейендорф, делали акцент на этом аспекте учения Григория Паламы, подчеркивая его важность и отмечая, что эта способность и есть ум в собственном смысле. На мой взгляд, Палама здесь исходит из Евагрия и евагрианства — учений, которые, в свою очередь, восходят к платонизму. Это учение Палама использует довольно часто. Оно присутствует и в его переписке с Варлаамом, и в тексте «Триады в защиту священно-безмолствующих». Возвращаясь же к антропологии, важно отметить, что, по святителю Григорию, этою умной составляющей собственного существа человек, в некотором смысле, родствен Богу.


— В чем эта родственность заключается?

— Когда Палама говорит о различении в Боге сущности и энергий, то об энергиях он постоянно говорит как о некоей умной реалии: для энергий характерно в первую очередь то, что они умные. А теперь задумаемся. Паламитское различение между сущностью и энергиями в Боге предполагает, что сущность — это то, что в Боге непознаваемо и непричаствуемо, а энергии — это то, что причаствуемо и познаваемо. За счет чего энергии познаются умом человека? За счет того, что, грубо говоря, в природе этих энергий заложено то, что они умные. Здесь тоже проявляется некая «противоречивость», заложенная в учении Паламы, но, на мой взгляд, это «противоречивость» в хорошем смысле слова.

Кратко говоря, то, что энергии являются умными, означает, что они предназначены для умопостижения. А в человеке есть для этого соответствующая умная способность. Стоит отметить, что Божественные энергии являются умными и тогда, когда их никто не постигает, когда нет тварного мира, предположим, и человека, который их мог бы умопостигать. Но именно за счет корреляции между Божественным и человеческим на основании категории умности человек оказывается сродствен Божеству. Палама об этом пишет не один раз.

Монах на вершине лествицы Иоанна Лествичника. Миниатюра. Афон. XIV век
Монах на вершине лествицы Иоанна Лествичника. Миниатюра. Афон. XIV век

Умопостижение лошадей и людей

— Если мы говорим о тварных энергиях, которые, собственно, есть у каждого из нас как представителей тварного мира, то они тоже могут быть названы умными в каких-то случаях?

— Интересный вопрос. Конечно же, они умопостигаемы. То есть энергии — это то, проявление чего мы можем воспринять умом и на основании чего мы можем отличить одно существо от другого. Я тебя отличаю от другого человека на основании того, что твои энергии я воспринимаю своим умом и вижу, что ты в своих энергиях отличен от другого человека в его энергиях. А энергии вообще человеческих существ как таковые отличны от энергий лошадей. Энергии лошади проявляются в том, что лошадь ржет, ест сено и производит какие-то другие действия, характерные для лошади. А люди энергийно проявляются другим, своим способом.



— Но это не умные, а чувственно-материальные процессы…

— Однако для нас-то они являются умными. Мы-то их различаем умом. Можно сказать, что в этом, по Паламе, и заключается особенность человеческой природы — в способности к умному восприятию и различению. И эта же особенность проявляется в том, что человеческое существо призвано к непосредственному умному богообщению.

При написании статьи использованы материалы, подготовленные в рамках гранта № 18-18-00134 "Наследие византийской философии в русской и западноевропейской философии XX – XXI вв."

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"