Покинуть всё Царствия ради Евангелие в неделю 1-ю по Пятидесятнице (Всех Святых)

Сказал Господь: «Всякого, кто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Отцом Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным.
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Покинуть всё Царствия ради  Евангелие в неделю 1-ю по Пятидесятнице (Всех Святых)
Журнал: № 3 (март) 2009 Опубликовано: 1 ноября 2013
Сказал Господь: «Всякого, кто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Отцом Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным. 37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня; 38 и тот, кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня. 27 Тогда взял слово Петр и сказал Ему: «Вот, мы оставили все и пошли за Тобой; что нам будет за это?» 28 А Иисус сказал им: «Воистину говорю вам; в обновленном бытии, когда воссядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, воссядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или детей, или земли имени Моего ради, получит во сто крат больше и стяжает жизнь вечную. 30 Но многие станут из первых — последними, а из последних — первыми. 
Мф. 10, 32-33, 37-38. 20, 27-30.
Перевод Сергея Аверинцева


Когда в Церкви празднуется память всех святых, всех тех, в ком просияла правда Божия, за Литургией мы слышим евангельское чтение, в котором Спаситель зовет каждого последовать за Собой. Удивительным образом в Его устах самые привычные слова обретают особое звучание. С древнейших времен ученикам предписывалось с почтением и послушанием относиться к своим наставникам и даже всячески служить им в случае необходимости. Но в отличие от всех других учителей Христос зовет апостолов последовать за Ним так, чтобы не быть пассивными слушателями, а стать Его соработниками, свидетелями Царствия Божия, «делателями жатвы». Отныне им предстоит связать свою жизнь не столько с Его учением, сколько с Ним лично, навсегда связать свою судьбу с Его судьбой. Стать учеником Христовым означает последовать за Ним до конца, быть готовым взять на плечи Его крест, признать Его перед людьми. Спаситель здесь говорит о таком признании, которое по своей сути является исповеданием, то есть свидетельством, истинность которого при необходимости будет скреплена кровью. 

Парадоксы пути
«Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня…». Эти слова могут вызвать смущение. Разве родительская и сыновняя любовь не связана с самыми основаниями человеческого бытия? Почему же тогда требуется отказаться от этой любви? Разве есть Божия воля на то, чтобы разрушались ­семьи? 

Рано или поздно каждый человек приходит к истине, что без Спасителя любой земной путь ведет в никуда. Особенно с того момента, как Бог стал человеком и прошел этот путь до конца, то есть до смерти, бытие всякого человека, который пытается устроиться в этом мире, делая вид, что он никогда не слышал об Иисусе Христе, обречено на безысходность. Ведь в Своем Сыне Бог не просто стал человеком и прошел сквозь врата смерти, но открыл дверь воскресения к новой жизни. Вот почему Господь говорит о Себе как о единственно возможном пути и той двери, через которую можно войти к Отцу. Этот путь тесен, поэтому множество людей не решаются встать на него и рискуют в конце концов ошибиться дверью… 

Рано или поздно, хотим мы того или нет, каждому из нас предстоит встреча с Богом. Нам предстоит открыть, что Бог сокровенным образом идет рядом с нами по дорогам жизни, особенно там, где подстерегает опасность. Он проходит впереди и ждет нас на повороте. От Него не скрыты наши самые сокровенные замыслы и привязанности сердца. 

В начале нам предстояло через других людей, через наших родителей, братьев и сестер открыть Бога. Теперь нам нужно пойти за Христом, чтобы воистину обрести своих ближних в Нем. Вот почему сказано: «Кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня». 

Конечно, Спаситель пришел в мир не для того, чтобы мы противостояли друг другу. Подобно тому как Бог творит мир, разделяя воды, Он творит нас как личность, разлучая дочь и мать, сына и отца, чтобы мы обрели себя и свою свободу в Нем. И тогда мы сможем воистину возлюбить ближних, освободившись от всевозможных проявлений эгоизма. Оказывается, подлинный смысл земных отношений, их истинная цель состоит в сверхчеловеческом, в сверхприродном — в обретении своего Божественного сыновства, что гораздо важнее уз родства по плоти.

Парадокс этого пути состоит в следующем: надлежит покинуть тех, без кого мы не могли бы родиться и выжить (отец и мать), и тех, кому мы были необходимы (сы­новья и дочери), чтобы до конца последовать за Христом. И в этот решающий момент наш земной путь становится крестным путем: «Кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня».

Вопрос Петра
Апостол Петр, услышав эти слова, набирается смелости и задает вопрос: «Вот, мы оставили все и пошли за Тобой; что нам будет за это?» Его вопрос звучит нелепо, и читателю может показаться, что Петра в данный момент интересует «экономическая» сторона дела: какую компенсацию приготовил Бог ему и другим ученикам за те земные блага, от которых они отказались ради Него. Однако Петра больше беспокоит нечто другое. Услышав требование Учителя, он испытывает чувство растерянности: кто же из них окажется достойным Его? Достаточно ли того самоотречения и бедности, на которые они уже решились? И какой удел готовит для них Господь?

В ответ Христос деликатно переводит разговор в другое русло. Он говорит о новизне Царствия, об эсхатологическом характере грядущего воздаяния. Все произойдет «в обновленном бытии», когда наступит новый мир, когда откроется, что Сын человеческий, которому сейчас негде главу преклонить, в действительности есть Царь славы. Он — Высший Судия, который видит тайные помышления и справедливо воздает каждому по его делам и скрытым желаниям сердца. 

Легко можно представить себе изумление апостолов, которые слышат, что на этом суде они удостоятся чести занять избранные места рядом с Господом. Подумать только: скромные рыбаки с Галилейского моря восседают на престолах славы, то есть соцарствуют с Царем и Судией мира! Их ожидает впереди нечто несоизмеримое ни с их ожиданиями, ни с тем, от чего они отказались. 

Господь приглашает занять почетные места в Своем Царствии не в обмен на то, чем они готовы пожертвовать в этой жизни. Отказаться от земных благ нужно, чтобы свободно последовать за Хрис­том, чтобы принять ту миссию, которую Он им доверит. От судьи требуется справедливость. Вот и апостолы смогут судить справедливо лишь в той мере, в какой они свободны от земных благ, от того рабства, которое в действительности является скрытой формой идолопоклонства.

Петр не осмеливается представить список того, чем он пожертвовал, отправляясь вслед за Учителем. Но Господь знает это и подробно перечисляет Сам: дом, братья, сестры, отец, дети, земли… Он открывает им, что благодарность и признательность Бога будет без меры: «Получит во сто крат больше и стяжает жизнь вечную».

Бог не отнимет ни одного из своих даров. Вот почему апостол Павел говорит: «Все — ваше, но вы — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3, 23). Но всякий дар должен оставаться «призванием» (Рим. 11, 29), напоминанием о доб­роте Того, Кто непрестанно одаряет Своими щедротами. Отказ ради Христа от дома и земли не предполагает, что нужно все бросить, от всего избавиться. Важнее «покинуть», освободиться от инстинкта собственничества, чтобы с лю­бовью и благодарностью принять все как дар свыше. Кто способен жить так, получит во сто крат больше и станет наследником жизни вечной. Аминь.

Иерей Димитрий Сизоненко
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"