Поход за сутью времен

При миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии открыты курсы, где учат не только проводить, но и разрабатывать собственные экскурсии на исторические темы. В основе методики преподавания — такой принцип: каждая экскурсия должна не просто интересно излагать факты, но раскрывать общую картину и даже историософский смысл эпохи, о которой ведется повествование.
Раздел: ПОДРОБНО
Поход за сутью времен
Журнал: № 5 (май) 2018Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 29 мая 2018

БЕДНЫЙ, БЕДНЫЙ ПАВЕЛ

— Что вы знаете об императоре Павле I?

Две команды школьников по семь человек, все — ученики 7–8 классов гатчинской гимназии Александра III, собрались напротив центрального входа в Инженерный замок, главное архитектурное наследие Петербурга эпохи царствования «рыцаря на престоле», встретившего в этой неприступной, как он полагал, цитадели свою смерть. Ребята приехали послушать экскурсию, подготовленную учениками курсов «Режиссура экскурсионного дела» при миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии. И, как оказалось, при­ехали на нее «подкованными».

— Император Павел правил четыре года, в Михайловском замке жил 40 дней!

— Про него кино сняли, «Бедный, бедный Павел» называется.

— Он был добрым человеком, хорошо относился к крестьянам!

Команда, давшая правильный ответ, получает жетон с изображением мальтийского креста — главного символа Мальтийского ордена, великим магистром которого, де-факто, Павел I был с 1798 по 1801 год.

— Вам жетон! И вам тоже!

— А еще у Павла было две жены, его отцом был Пётр III, а матерью — Елизавета Вторая.

— Да не Елизавета Вторая, а Екатерина Вторая, — поправляют конкуренты, — мать свою он недолюбливал за то, что она убила его отца.

— Вот и нет! У него были нормальные отношения с матерью.

Экскурсоводы, ученики курсов «Режиссура экскурсионного дела», чуть не сбиваются со счета — по сколько же дать жетонов той и другой команде. Ведь от того, сколько «мальтийских крестов» смогут набрать ребята, зависит, какая команда победит по результатам сегодняшней экскурсии.


И СНОВА СТАНИСЛАВСКИЙ

Курсы «Режиссура экскурсионного дела» были открыты в 2013 году по инициативе Натальи Рыжовой, которая до этого закончила учебу в Школе театральной педагогики (см. «ВЖ» № 11, 2017) при миссионерском отделе. Ей настолько понравился разработанный Станиславским метод действенного анализа, который педагог курсов Любовь Серебрякова положила в основу преподавания, что Наталья предложила попробовать эту систему и в подготовке православных экскурсоводов.

— Действительно, система Станиславского универсальна для раскрытия творческого потенциа­ла, — говорит Любовь Серебрякова. — Ну и мы не отказались: раз есть запрос, давайте пробовать.

На формирование первой группы учеников не понадобилось много времени. Сначала предполагалось, что занятия продлятся три месяца, но потом оказалось, что этого мало — за этот период можно разработать и поставить только одну экскурсию, под руководством только одного режиссера.

— А попробовать свои силы хотели все, — говорит Любовь Серебрякова. — И хотя над экскурсией работают всей командой, вместе продумывают детали, вместе, по очереди, проводят её, но именно режиссер формирует главную идею экскурсии и сводит все её элементы так, чтобы идея была понята слушателями.

Сейчас, спустя пять лет после набора первой группы учащихся, занятия длятся девять месяцев, с сентября по май, а в июне проходит защита режиссерами своей работы в миссионерском отделе (защиту принимает председатель отдела протоиерей Георгий Иоффе). Но самый главный экзамен экскурсоводы и режиссеры держат «в поле», перед своими слушателями и зрителями. В течение учебного года экскурсий проходит ровно столько, сколько учеников в группе — чтобы каждый попробовал себя в качестве режиссера. Тема каждой экскурсии — время правления одного из российских императоров. Имя царя выпадает каждому в жеребьевке.

— Примечательно, — говорит Любовь Серебрякова, — что ни разу нашим ученикам не выпадало имя Николая II. Думаю, это промыслительно — слишком уж разнятся мнения об эпохе правления последнего императора.


ПОД ЗНАКОМ ЗОДИАКА

Сегодня экскурсоводов трое: Татьяна Болсуновская, Светлана Терлюк и её сын Мэйсем (в крещении Мои­сей) Терлюк. Режиссер экскурсии — Татьяна. Задача — донести до школьников главную мысль: «Павел I — рыцарь и реформатор на престоле». И не просто донести, а так, чтобы детям было не скучно и, наоборот, захотелось бы побывать на такой экскурсии еще раз.

— Давайте теперь подойдем вот к этому памятнику Петру I, — начинает свою речь Мэйсем. — Модель скульптуры изготовил Бартоломео Карло Растрелли еще при жизни Петра I, но увидеть свое творение не успел — умер в возрасте 44 лет. Отлил памятник в бронзе его сын, Бартоломео Франческо Растрелли. Но ни Екатерине I, ни дочери Петра Елизавете, ни Екатерине II скульптура не нравилась, лишь Павел, взойдя на престол, решает установить её здесь. Сам придумывает надпись на пьедестал: «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая». По бокам пьедестала вы можете видеть два барельефа. Что на них изображено?

— Сражения!

— Правильно.

— Одно на море, второе на суше.

— Точно! Кстати, именно Павел провел в русской армии реформу, многие положения которой были актуальны еще долгие годы. Именно «павловская» шинель спасла не одну жизнь в Отечественной войне с Наполеоном.

Немаловажная часть каждой экскурсии — квесты, игровые модули, которые разбавляют теоретическую часть, переключая внимание слушателей, не позволяя им заскучать во время повествования.

— Итак, — продолжает экскурсовод Мэйсем, — сейчас поиграем. Пусть каждая команда выберет из своего состава человека, которому я загадаю слово. Затем он должен показать загаданное своей команде лишь только жестами, мимикой и позами. Даю подсказку — загаданное изображено на барельефе.

Хватило трех минут, чтобы одна из команд наконец-то начала догадываться, о чем идет речь.

— Кит? Ангел? Собака? Может, быть, лев?

— Точно, лев! Вот же он, в правом верхнем углу, посмотрите.

— Так, — задает следующий вопрос экскурсовод, — вы угадали, получаете жетон. Но что же именно изображено на барельефе?

— Гангутское сражение, — школьники, как говорилось выше, пришли на экскурсию подготовленными.

— Молодцы. Но при чем здесь лев?

Небольшое замешательство, минутная заминка, раздумья.

— Может быть, лев — символ Швеции? — прозвучала первая догадка.

— А может, это символ «львиной» храбрости русских моряков? — предложил кто-то.

— Всё не то, — говорит экскурсовод. — Посмотрите, где изображен лев?

— На небе!

— А что обычно мы видим в небе?

— Солнце, звезды…

— Правильно, звезды. Вот вам и ключ, — дает подсказку Мэйсем. — Лев и звезды, что это может быть?

Еще одна недолгая заминка.

— Знак зодиака, лев! — наконец-то догадались игроки. — Но почему?

— Это обозначение месяца победного боя, который произошел 27 июля. А на втором барельефе, где изображена Полтавская битва, другой знак зодиака — рак, потому что сражение состоялось 27 июня.


ПРАКТИКА И ИСТОРИОСОФИЯ

Подготовка экскурсоводов и режиссеров экскурсий проходит в миссионерском отделе епархии. Практические занятия ведет Любовь Серебрякова, теоретическую часть, вернее историософскую, — Ирина Кучеренко. Историософия — раздел в философии, рассматривающий и истолковывающий исторический процесс с определенных мировоззренческих позиций. В данном случае — с православных.

— Главная идея всех наших экскурсий звучит так: «Царь — соборная душа народа», — говорит Ирина Кучеренко. — Изучая правление того или иного императора, принимаемые им законы, нюансы внешней и внутренней политики, мы понимаем, какие процессы проходили в стране и народе в целом. Говоря о реформах Павла, мы видим, каковы были в тогдашнем российском обществе проблемы, решать которые взялся император. Вспоминая заговор и убийство царя, мы всегда имеем в виду, кому была выгодна его смерть — высшему дворянству, не желавшему ужесточения своего положения, и главному международному сопернику России — Анг­лии.

Перед тем как формировать экскурсию, каждый ученик, принимающий участие в её разработке, читает материал об эпохе в целом, а потом начинает выделять для себя какие-то отдельные, наиболее интересные моменты. Из них и формируется блок, который будет освещать экскурсовод. Увлеченный темой, он скорее заинтересует ею своих слушателей. Задача режиссера — создать цельную картину из таких разрозненных кусков, подобрать лейтмотив. На занятии, предпоследнем перед посвященной эпохе царствования Павла I экскурсией, режиссер Татьяна рассказывала:

— Обычно тема приходит уже на последнем занятии, когда понятны и проработаны все детали. Из мелочей выстраивается картина. Мы, например, так и не знаем еще, какова будет тема нашей экскурсии. Может, заострить внимание на противоречиях правления Павла? Pro et contra? Но проблема в том, что о его эпохе ходит слишком много мифов, легенд, наговоров, так что, может, и не стоит на этом акцентировать внимание.


РЫЦАРЬ-РЕФОРМАТОР

И все-таки не «Pro et contra», а «Рыцарь и реформатор на престоле» стало темой экскурсии. Этим двум граням в жизни и правлении императора посвящен весь рассказ, подготовленный Татьяной, Мэйсемом и Светланой.

— После крещения Павла императрица Елизавета Петровна приказывает перенести спальню внука на свою сторону, — рассказывает Светлана. — Отец Павла, император Пётр III, был сторонником прусской системы государственности, бабушка же не хотела, чтобы будущий царь, коим она с самого рождения видела своего внука, заразился прусским духом. Первым преподавателем Павла она ставит Фёдора Бехтеева, в прошлом дипломата во Франции. Но он вскоре погибает, и на его место назначается Никита Панин, масон и приверженец конституционной монархии. Вы знаете, кто такие масоны?

— У них задание — развалить Церковь и государство, — первой звучит конспирологическая версия.

— Масоны — это что-то наподобие церкви, у них свой устав, свои ритуалы, обряды, — выдвигает кто-то более взвешенную теорию.

— Правильно, — говорит Светлана, — получите жетон! Масоны — организация с тайным посвящением. Её членами были декабристы, Радищев… Может быть, именно близким знакомством с масонством объясняется то, что Павел принял под свое покровительство мальтийских рыцарей, когда те бежали от войск наполеоновской Франции, воплощавшей в жизнь многие идеи вольных каменщиков…

Тут стоит сказать, что епархиальные курсы «Режиссура экскурсионного дела» допускают индивидуальный взгляд экскурсовода на события истории. Главное — придерживаться темы и основной идеи.

Экскурсия переходит во внутренний двор Инженерного замка, где установлен памятник Павлу I. Татьяна рассказывает о внутренней политике Павла I, его крестьянской реформе, манифесте о трехдневной барщине, тех прогрессивных начинаниях, которые, не будь прерваны, могли бы значительно облегчить жизнь простого народа в Российской империи.

— А еще Павел I открыл просительное окно, куда любой, вне зависимости от сословной принадлежности, мог опустить прошение или жалобу на имя императора. Ключ царь хранил у себя и каждый день лично проверял содержимое ящика.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЯТИЛЕТКА

Преподаватель курсов Любовь Серебрякова рассказывает, что на раскрытие каждой темы экскурсовод должен тратить не больше пяти минут. Дольше — уже тяжело для слушателя, даже для взрослого, не говоря о детях.

— Когда начинаешь собирать материал, всё кажется таким захватывающим и интересным, хочется рассказать обо всем сразу. Но нельзя. Не раз за эти годы ученики спорили со мной, что пять минут — это слишком мало, но каждый раз они на личном опыте удостоверялись, что пять минут — это предел. Некоторые наши выпускники, когда начинали вести собственные экскурсии, приходили ко мне и говорили: «Любовь Юрьевна, вы были правы!».

Однажды учиться на курсы ­«Режиссура экскурсионного дела» пришел целый коллектив — делегация из Гатчинской епархии. В Тайцах восстанавливался храм святого Александра Невского — усыпальница Демидовых, приход хотел привлечь туда паломников. Так и родилась идея проводить экскурсии по тем историческим местам. А вскоре и сама Любовь Серебрякова стала прихожанкой того прихода. «А мы очень хотели, чтобы вы к нам пришли, и молились об этом», — сказал ей тогда настоятель храма прото­иерей Михаил Владимиров.

— Вот такие чудеса сопровождают меня в жизни постоянно, — говорит Любовь Серебрякова.

Несмотря на то, что режиссерско-экскурсионные курсы никогда не давали рекламы о наборе учащихся, те всегда каким-то образом находились. После выпуска первых двух наборов у педагогов не было даже мысли о том, что проект может быть продолжен. Однако летом стали звонить заинтересованные люди, которые когда-то давно, два года назад, прочитали новость об открытии курсов, и вот теперь наконец-то созрели, чтобы начать заниматься. «Может быть, возьмете нас?» — интересовались они. «Возьмем, — отвечали им, — если наберется группа хотя бы 5–6 человек, потому что меньше брать бессмысленно». Группа набралась. И продолжает набираться каждый год и по нынешний день.


ИСТОРИИ ЭКСКУРСОВОДОВ

Татьяна Болсуновская познакомилась с Любовью Серебряковой еще в Сосновом Бору, где та руководила театром «Лики». Потом Любовь Юрьевна переехала в Санкт-Петербург, и связь прервалась. Позже и Татьяна тоже перебралась в Петербург, поступив в Лесотехническую академию. Знакомство возобновилось, Татьяна подумала, что хочет попробовать себя в разработке и проведении экскурсий, и поступила на курсы.

— Моя специальность никак не связана с историей, я технарь по образованию, но считаю, что каждый должен знать прошлое своей страны и своего народа. Мы здесь не только учимся экскурсии проводить, но и получаем знания по истории России — Ирина Анатольевна читает нам замечательные лекции по историософии культуры.

Мэйсем Терлюк на вопрос, как он оказался на курсах, отвечает кратко: «Я здесь образовываюсь!» На самом деле он пошел учиться вслед за своей мамой Светланой, которая, как рассказывает она сама, приходила с каждого занятия не уставшей и «выжатой», как обычно, а наоборот, отдохнувшей.

— Думаю, что сын поэтому за мной потянулся. Для меня это большой опыт, знания и, главное, — результат. На наши первые экскурсии мы приглашали учеников воскресной школы моего прихода — храма иконы Божией Матери «Не­упиваемая чаша» при заводе АТИ. Был такой случай. Одна девочка, Марина, только вышла из больницы после операции. Был морозный, солнечный день, она идти не хотела, но мальчишки её уговорили. На экскурсии она преобразилась — будто и не болела вовсе, — квесты и игры очень нравятся детям.

Светлана проходит обучение на курсах уже во второй раз. После окончания первого «тура» она вместе с другой выпускницей курсов стала проводить свои собственные экскурсии вокруг Исаакиевского собора.


ПОСТЭКСКУРСИОННОЕ

На учебные экскурсии приглашаются не только школьники. Иногда приезжают студенты. Приходят взрослые. Из воскресных школ — очень частая аудитория — могут быть группы от самых маленьких до самых старших. Некоторые просятся и на следующий выход — но экскурсоводам нужно опробовать материал со слушателями разных возрастов.

Эта экскурсия подходит к концу. Остался последний квест, даже не квест, а просто подвижная игра, чтобы не замерзнуть. И последний вопрос — найти окна спальни, в которой был убит император Павел I. Татьяна раздает ребятам распечатанный план-схему Инженерного замка, на котором обозначены подсказки для поиска.

— Второе, третье окно от входа!

— Нет-нет, не третье.

— Да третье же.

— Первое и втрое!

— Верно.

Подсчет жетонов. Определение победителя. Символические подарки выигравшей команде — ручки, блокноты. Дети, по всей видимости, устали, но заметно, что экскурсия не прошла для них бесследно — между собой они продолжают обсуждать истории, которые услышали сегодня. Даже самый невнимательный мальчик, который отвлекался бóльшую часть экскурсии, громко, чтобы все услышали, с ноткой негодования в голосе спрашивает:

— Так, а букв-то, букв-то над входом в замок сколько? Сорок шесть или сорок семь?

— Сорок семь! — отвечают экскурсоводы. — По числу прожитых Павлом I лет — он умер на сорок седьмом году жизни.

— Так ведь я сразу же говорил, что сорок семь! А вы вначале утверждали, что сорок шесть! Нет, ну скажите им, ребята, правда ведь?

Экскурсия закончена.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"