ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА ВАРСОНОФИЯ В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ
Крещение Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 год
Журнал: № 1 (январь) 2016Страницы: 4-5 Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 25 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вскоре после Крещения «в водах Иорданских» от Иоанна Господь наш Иисус Христос удалился в пустыню Иудейскую, где пробыл 40 дней, искушаемый сатаною. Вокруг Иисуса Христа находились звери — обитатели пустыни, и ангелы служили Ему.

Вскоре был взят под стражу святой Иоанн Предтеча — проповедник покаяния. А проповедь покаяния зазвучала из уст Самого Спасителя. Об этом евангелист Марк сообщает: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 14–15).

Господь наш Иисус Христос, укрепленный Духом в пустыне, возвратился к Себе на родину, в Галилею, и стал проповедовать о Царствии Божием. С Его пришествием Царствие Божие приблизилось, но для того чтобы стать его полноправным членом, нужно стяжать веру, предваряемую покаянием, исправлением своей жизни.

Это, дорогие братья и сестры, касается каждого из нас. Условия всем понятны и для каждого человека доступны.

Что значит покаяние? Это не просто считать себя грешником — хотя для многих и это труд великий. Мы призываем приходящих в храм на исповеди назвать свои грехи. На это многие говорят: «Мне не в чем каяться, у меня нет грехов». Тутуж не приходится удивляться тому, что человек живет безо всякого сопоставления своей жизни с Евангелием. Увидеть себя согрешающим, нарушающим Закон Божий, уставы Церкви — это первый шаг к исправлению своей жизни. Грех — это болезнь души. И как тело больное мы спешим уврачевать — так и душевные болезни, а их бывает очень много, нужно также врачевать незамедлительно, чтобы они не переходили в стадию хронических недугов: дурных привычек.

Покаяться означает отстать от грехов, изменить образ своей жизни, доселе казавшийся — в человеческом смысле — чуть ли не идеалом. Но наше человеческое мнение часто бывает повернуто совершенно в обратную сторону от Бога, и тогда мы не видим, что Он хочет от нас совсем противоположного тому, чего хочется нам.

Перемена греховной, беспечной жизни предполагает стремление насытить свою жизнь добрыми мыслями и поступками. Но для этого одних человеческих усилий бывает мало. Нужна помощь свыше, нужна благодать Божия, которая помогает нам врачевать наши болезни и подает силы для творения добра и жизни по заповедям Божиим.

Заповеди Божии изложены в Евангелии. Жить по Евангелию — это значит жить качественно новой жизнью. Это значит приобрести качества нового человека во Христе, облечься в смирение и кротость, в чистоту и милосердие, в любовь чистую и нелицемерную.

Но этому всему непросто научиться. Испорченность нашей природы, давние греховные привычки не позволяют нам сразу стать духовными и святыми. Предстоит большая борьба за жизнь человека. Весь наш человеческий путь мы проходим в этой борьбе — то одна часть победит, то другая. Постоянно падая и спотыкаясь, человек должен в течение жизни преодолеть в себе тягу ко всему греховному и страстному. Должен освободить свою душу от увлечения тленным, земным — и понудить себя полюбить Господа как единственную свою надежду на вечное спасение. Никто так не любит человека, как Господь, и потому естественно было бы на эту любовь ответить своею любовью.

Всякая любовь человека, творимая помимо Господа — это ложная любовь. Всё, что человек должен и обязан любить, нужно ему делать только во свете своей любви к Господу. И ничего не должен человек предпочитать Господу — ни даже любви к родителям, ни любви к детям… Одним словом, Господь для души стоит на первом месте.

Господь принес Себя в жертву за нас, Он понес страдания и муки, предназначенные нам как нарушителям Закона Божия. Человек должен это знать, должен понимать, Кто для него Господь, а потому и любить Господа мы должны любовью такой же полной, какой возлюбил Он нас.

Господь предпринял труд проповеди Евангелия. Он ходил Своими пречистыми стопами по каменистым дорогам Палестины, чтобы преподать людям Свое благовестие. Он ни дня, ни минуты не имел отдыха. Он стремился успеть за три с половиной года всё что возможно открыть человечеству о смысле жизни, выстроить правильные отношения человека и Бога, показать Своего Отца любящим людей, показать Свое единство с Отцом. Обещал Господь Иисус и послать на землюДуха Святого, Который продолжит дело Сына Божия в строительстве Царства Божия.

Господь не оставил без внимания ни одну просьбу, ни одну нужду человеческую. Где бы Он ни был, Он везде исцелял, воскрешал, отирал слезы. Так поступает только истинная Любовь. В беседе с книжниками и фарисеями Господь пытался исправить их ложное воззрение на Мессию, на заповеди Божии, которые они исказили до неузнаваемости.

Проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус в доступной для простых людей форме изложил смысл Царствия Божия через различные уподобления. Его притчи глубоко западали в сердца людей, и люди, конечно, менялись. Хотя некоторыеи отходили от Него, посчитав невозможным исполнить всё, чему Он учил, но были и такие, которые пошли за Ним, оставив свои дома и занятия и став Его учениками и последователями. Через них Господь пронес проповедь далее, даже до «конца земли». Сегодня благодаря апостолам вера Христова, вера в Евангелие дошла до нас, и миллионы людей строят свою жизнь согласно Евангелию, доверяя Господу нашему Иисусу Христу как своему Спасителю.

Мы, дорогие братья и сестры, должны не только веровать в Евангелие, но и постоянно укреплять свою веру добрыми делами и поступками.

Когда Господь проповедовал Евангелие Царства Божия, Он Свои слова подкреплял деяниями и многими чудесами, и Его проповедь была потому основательной: Он говорил как власть имеющий. И мы поэтому должны говорить не столько словами, сколько добрыми делами и поступками. Лучшим свидетельством нашей веры во Христа будет наша жизнь, проходящая в любви и взаимопонимании. Нет ничего прекрасней, чем когда в наших домах царит мир и согласие, когда наше сердце щедро и милостиво, умеет прощать обиды и молиться за обидчиков и всех тех, кто не знает что творит.

Но чтобы приблизиться к этому, нам нужно побеждать свое самолюбие и свой эгоизм. Тогда сердце освободится от этих язв, сможет трезво оценивать ситуации и оказывать свою любовь нуждающимся в ней.

Голос Спасителя и Его призыв к покаянию и вере в Евангелие звучит для каждого поколения людей. Прежде всего мы сегодня слышим призывающую благодать Божию, которая разными путями приводит людей в Церковь.

Но, придя в Церковь, мы также нуждаемся в покаянии: проживши один день, мы делаем столько неправильных поступков, что все нуждаемся в милости Божией. Наше несовершенство проявляется на каждом шагу. Так как живем невнимательно, то и не можем сразу сделать правильный выбор, правильно ответить на вопрос спрашивающих, часто даже наши добрые поступки растворяем тщеславием и гордостью. Всё это нужно врачевать и лечить, ибо ничто нечистое не войдет в Царство Небесное.

Вот почему призыв к покаянию звучит и для нас, вот почему и мы должны ежедневно каяться, исправляться, умудряться, проникаться духом Евангелия. Нужно читать и творения святых отцов, которые делом исполнили Евангелие и оставили нам свои бесценные творения — они помогают нам правильно понимать Христово Учение и жить Его духом. Многие наши заблуждения — от непонимания духа Евангелия, иногда мы проявляем ревность не «по разуму», а по своейиспорченности, не желая смириться перед Церковью, а значит — и перед Богом. Покаемся, дорогие братья и сестры, в своем высокоумии, смиримся перед Богом — и будем понимать Евангелие, как учит нас Господь и Святая Церковь. Аминь.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

6 ноября, среда
rss

№ 1 (январь) 2016

Обложка