Покаянный канон святого Андрея Критского
В понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон святителя Андрея Критского.
Раздел: ПРАЗДНИК
Журнал: № 3 (март) 2014 Опубликовано: 6 марта 2014
В понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон святителя Андрея Критского. Андрей Критский (660–740 гг.) родился в Дамаске, монашествовал в Иерусалиме, 20 лет служил диаконом в Софии Константинопольской. При патриархе Константинопольском Кире (706–712 гг.) он был рукоположен в епископы с титулом архиепископа Крита. В годы епископства прославился как чудотворец и храмостроитель.
Святой Андрей написал гораздо меньше, чем ему (как и прочим великим византийским богословам) приписывается. Известно 60 проповедей, ходивших в рукописях под его авторством. Из них подлинных — едва ли половина.
Святой Андрей также известен как мелод. Мелод — не просто поэт и не просто композитор, это составитель мелоса — поэтических текстов, предназначенных для церковного пения. Андрею Критскому принадлежит множество ирмосов, тропарей и стихир. Как предполагают некоторые ученые, святитель сыграл ключевую роль в том, что 9-песенный канон вытеснил из литургической практики жанр кондака.
Так это или нет, но имя Андрея Критского носит самый известный канон — Покаянный Великий, читаемый на первой седмице Великого поста. Написал его святитель действительно во время своего искреннего раскаяния. Дело в том, что в 712 году император Филиппик, убежденный монофелит (монофелиты, от греч. μόνος один, единственный, θέλημα воля, — сторонники учения, согласно которому Христос обладал божественной и человеческой природой, но имел единую божественную волю), созвал Собор, который был призван отменить постановления VI Вселенского собора (680), осудившего учение об одной воле во Христе. Среди епископов, участвовавших в соборе 712 года, был и святой Андрей. Император уже через год был свергнут, православие вновь стало государственной религией, а святитель искренне раскаялся в том, что подписывал еретические постановления. Плодом этого покаяния и стал Великий канон, в котором молящийся окидывает взором всю историю Ветхого и Нового заветов, везде находя примеры грехопадения и духовного восстановления человека.