Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник

Братия хотя я и свободный человек, я сделал себя рабом всех, чтобы приобрести, если не всех, то многих. И вот для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто живут под Законом, и я — свободный от Закона — стал жить как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для тех, кто не имеет Закона, и я — не будучи беззаконником для Бога, потому что живу по закону Христову — стал жить как не имеющий Закона, чтобы приобрести Закона не имеющих...

1 Кор. 9, 19-27
Перевод архимандрита Ианнуария
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Журнал: № 1 (январь) 2012Автор: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Опубликовано: 5 января 2012
Братия хотя я и свободный человек, я сделал себя рабом всех, чтобы приобрести, если не всех, то многих. И вот для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто живут под Законом, и я — свободный от Закона — стал жить как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для тех, кто не имеет Закона, и я — не будучи беззаконником для Бога, потому что живу по закону Христову — стал жить как не имеющий Закона, чтобы приобрести Закона не имеющих; для слабых и я стал слабым, чтобы приобрести слабых; для всех я стал всем, чтобы, так или иначе, спасти хотя бы некоторых. И все это я делаю ради Евангелия, чтобы и мне стать причастником тех благ, о которых оно возвещает. Разве вы не знаете, что на стадионе бегут все участники бега, но награду получает только один? Вот и вы так бегите, чтобы получить. Но все участники состязания во всем себя ограничивают. Они — чтобы получить венок увядаемый, а мы — неувядаемый. Вот почему я и бегу не наугад, а к цели, и в бою не воздух кулаками бью. Нет, я обуздываю мое тело и как раба подчиняю его, чтобы, призывая к состязанию других, сам я не оказался ни к чему не годным.

1 Кор. 9, 19-27
Перевод архимандрита Ианнуария


Для апостола Павла самое ценное приобретение во Христе — свобода. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», — пишет он в Послании к Галатам (Гал. 5, 1). Невольное служение греху вынуждало и вынуждает людей, чтобы не быть истреб-ленными друг другом (Гал. 5, 15), подчиняться множеству законов, национальных обычаев и религиозных обрядов, которые не гарантируют спасения, но, по крайней мере, позволяют не превратить земную жизнь в откровенный ад. Но теперь во Христе апостол обрел ту свободу от иудейства и от язычества, которая дала ему возможность чувствовать себя дома в обществе тех и других. Обычно это называется умением «ладить со всеми». Почему так? Это беспринципность? Нет, конечно. Во‑первых, человек, который не видит ничего, кроме своей идеи, и никогда не пытается даже понять точку зрения других, никогда не сможет стать проповедником Евангелия Христова. Во‑вторых, свой настоящий «дом» апостол всегда носит с собой и в себе. Будучи членом любого земного общества и гражданином любого государства, свое истинное гражданство он видит не на земле. Где же? Об этом он сам пишет: «Наше жительство (то есть в современном переводе «гражданство») — на Небесах» (Флп. 3, 20). И эти «Небеса» апостол носит в себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20).

Свобода от условностей человеческого существования — прекрасное свойство миссионера, каким был апостол Павел. Вовлеченность в обычаи самых разных обществ позволила ему «приобретать» для Евангелия как можно больше людей. Миссионерская деятельность «апостола языков» была успешной именно потому, что он с полной ответственностью отдавал себя на служение Христу и людям самых разных обычаев. «Для иудеев я стал как иудей», — пишет он. Будучи свободным от Закона Моисея, апостол Павел мог с чистой совестью уважать законные иудейские обычаи. Так он вел себя и в Иерусалиме, и в других местах, когда ему приходилось общаться с иудеями. Он совершил обрезание Тимофея в Ликаонии (Деян. 16, 3), он посещал синагоги по субботам, как в Филиппах (Деян. 16, 13), и так далее.

Общаясь с язычниками, он мог не придерживаться многочисленных постановлений Закона Моисея, например, заповедей о чистом и нечистом. Мог быть, так сказать, «беззаконником». По словам святого Феофана Затворника, «являясь среди них, он бывал по внешней жизни, как они; ни пищи их не чуждался, ни других обычаев их не дичился: был, как все. Сюда не могут входить обычаи, исповедание веры означавшие, каковы, например, жертвы идолам и подобное». В остальном же апостол Павел чувствовал себя связанным не Законом Моисея, а Законом Христа, то есть Законом любви, когда один носит бремя другого (Гал. 6, 2). Это и есть истинный Закон Божий. Апостол мог быть «своим» среди сильных и среди слабых, немощных в вере. «Для всех я стал всем», — этой знаменитой формулой завершает он свои наставления миссионерам на примере собственной апостольской деятельности. И все это ради Евангелия, которое он желает возвестить как можно большему количеству людей, чтобы спасти хотя бы некоторых.

В этом отрывке апостол Павел формулирует принцип, важный для христианской миссии во всякое время и в любом обществе. Он думает о людях, прислушивается к тому, что их волнует, страшит или радует. Он думает о том, как сделать Евангелие понятным и приемлемым для людей. «Приобрести больше» — это противоречит сектантским стремлениям ограничиться своим привычным «малым стадом», изоляционизму, горделиво‑нетерпимой замкнутости в своих традициях. Евангелие должно достичь как можно большего. А это предполагает, что оно должно быть проповедано привлекательным, понятным и живым образом. Вестник Христов должен входить в ситуацию людей, любить их. Это и есть миссионерская программа апостола Павла: приобрести многих, хотя он реалист и скромно пишет, что сможет спасти лишь некоторых. Но мы знаем, что ему удалось в Духе Святом привести к Христу больше людей, чем кому-либо другому из апостолов его времени. И это благодаря его свободе «стать всем для всех». Поэтому и нас апостол учит ладить с людьми, преодолевая свою ложную принципиальность, которая чаще всего относится к предметам второстепенным, не существенным для веры и спасения. Принципиальным следует быть в главном, вечном и неизменном, в любви, которая «никогда не престает» (1 Кор. 13, 8). Об этом спустя несколько столетий напоминал блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».

Однако миссионерская деятельность, — при всем энтузиазме проповедника Евангелия и при всех радостях, которые приносит успех миссии, — трудна и полна искушений и опасностей. Она требует самоотверженности в служении и труда над собой. Апостол пишет о самоотверженности и труде, прибегая к примеру участников спортивных состязаний. Образы из спорта были близкими коринфским христианам, так как недалеко от их города проходили Истмийские спортивные игры.

Первый пример апостола Павла — соревнование в беге. В этом образе отсутствует мысль о конкуренции. Речь идет только о том, что участник соревнования должен упорно тренироваться, себя в чем-то ограничивать. В античных спортивных играх это означало десять месяцев упорных тренировок, во время которых атлет должен был отказаться от вина, мяса и общения с женщинами. Если уже спортсмены так концентрируют свои силы, чтобы завоевать венок победителя, который увянет через несколько дней (в Истмийских играх это был венок из сосновых веточек, в Олимпийских — из маслины), то насколько большей самодисциплины требует жизнь христианина! Ведь речь при этом идет об обретении нетленного венца вечной жизни. Вот истинная цель устремления, вот то единственное, о чем следует помышлять. В другом послании апостол пишет об этом так: «Я думаю только об одном: забывая то, что позади, и устремляясь к тому, что впереди меня, бежать к цели ради награды в беге, ради той горней награды, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса» (Флп. 3, 13-14).

Второй пример берется из кулачного боя. Но и здесь мысль о конкуренции, о противнике отсутствует. Апостол Павел видит себя боксером, который бьется не против другого и не в воздухе кулаками машет, но «бьет» самого себя. Он стремится победить самого себя. Ибо изо всех сил он хочет избежать, чтобы его жизнь прошла впустую, чтобы, проповедуя другим, сам он так и не смог достичь цели своей жизни, той цели, о которой возвещает Евангелие Христово. Святой Иоанн Златоуст так пересказывает эти слова апостола Павла: «Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам». — Ведь каждый христианин так или иначе находится на служении Иисусу Христу и его Евангелию. Но проповедовать другим и в то же время своей жизнью показывать ложь возвещаемых или исповедуемых слов — означает пренебрегать призванием Божиим.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

8 октября, вторник
rss

№ 1 (январь) 2012

Обложка

Тема номера:Тесные рамки субкультуры

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Умные, ответственные, неравнодушные
интервью с протоиерем Александром Степановым
Православные СМИ — не только московские
ПОДРОБНО
/ От редакции / Тесные рамки субкультуры
/ Острый угол / Евангелие для рэп-поколения
/ Интервью / По имени рок
/ Крупный план / Закорюки на стене
/ Крупный план / Хранить традиции, насколько возможно
/ Via Historica / Хиппи мы или нет?
ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Подлинная история
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Бартов
/ Аксиос / иерей Димитрий Лушников
/ Ленинградский мартиролог / Священник Александр Секундов
/ Камертон / Общенародное пение в храме: за и против
/ Дошкольное богословие / Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве
/ Приход / Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
/ Служение / Потребуется лет пять…
/ Служение / Кто есть кто в «Воде живой»