По пути в Церковь

Одна из особенностей Князь-Владимирского собора — устоявшаяся система оглашения (воцерковления). То, что сегодня рекомендовано священноначалием для всех приходов, действует в соборе уже 17 лет. За это время прошли оглашение около 800 человек.
Раздел: Информация
По пути в Церковь
Журнал: Специальный выпуск №5, июль 2015Страницы: 56-57 Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 22 июля 2015

На что опираться?

Оглашение — практика, уходящая корнями в первые века христианства. Уже у святого Ипполита Римского в «Апостольских преданиях» (III в.) мы читаем подробное описание того, как следует проводить катехизацию.

Святой Ипполит Римский

«Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий».

Святой Ипполит Римский. «Апостольское предание»


— Мы на оглашении ориентируемся на опыт Древней Церкви, — говорит руководитель огласительной системы собора протоиерей Виктор Иванов. — Оглашение — это не просто рассказ людям о том, как хорошо жить с Богом в Церкви, а реальный путь научения покаянию как изменению образа мышления и образа жизни.

В Древней Церкви оглашение длилось три года, в наши дни — от двух недель до нескольких месяцев. В Князь-Владимирском соборе готовятся ко Крещению год. Еще одно немаловажное отличие: сегодня многие из приходящих на оглашение — уже крещеные люди, желающие воцерковиться. Им, как и некрещеным, важно понять: полноценная церковная жизнь невозможна без вхождения в общину. Община на собственном примере учит оглашаемых жить в Церкви. Именно поэтому правильная катехизация — не только цикл бесед на заданную тему, но и процесс приобщения верующего к Телу Христову, путь, который человек должен пройти лично.

С чего начать?

В древности, чтобы стать оглашенным, нужно было ответить на вопрос: имеет ли человек веру, достаточную, чтобы слушать Слово Божие? «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова» (Ипполит Римский, «Апостольское предание»).

Сегодня в Князь-Владимирском соборе поступают так же. Перед началом годичного курса огласительных бесед проходят открытые миссионерские встречи, во время которых начинается общение с пришедшими людьми: простыми словами катехизаторы говорят о Боге, о Церкви, об оглашении, о том, что предстоит серьезный духовный путь. Многие уже на первых встречах понимают, что им сюда не надо. Другие остаются.
Набор на оглашение в Князь-Владимирском соборе проводится 2–3 раза в год.
Занятия проходят раз в неделю в группах по 20–25 человек.


Три этапа

Те, кто принял решение пойти на оглашение, делятся на группы по 15–25 человек. Под руководством священников и катехизаторов в течение года они учатся правильно читать и понимать Священное Писание, понимать и реально участвовать в богослужениях, правильно молиться, по-христиански строить свою жизнь. Весь курс оглашения делится на три этапа. На первом оглашаемым предлагают узнать Закон Божий, согласиться с ним, полюбить его и привести в соответствие с ним всю свою жизнь. На втором — проводят беседы на разные важные богословские темы, по Священному Писанию, истории Церкви, о жизни в Церкви и многое другое. Перед праздником Пасхи или Рождества Христова бывает Исповедь как итог пройденного духовного пути. Готовившиеся ко Крещению принимают его при участии народа Божия, который своим «аминь» свидетельствует о вступление в Церковь новых членов. Далее третий этап — тайноводственные беседы, то есть введение в догматическое учение Церкви. После окончания оглашения все группы встречаются с настоятелем.

Под руководством протоирея Виктора Иванова оглашают:
– Виктория Полковова
– Игорь Межов
– Сергий Вёрткин
– Ирина Рубцова
– Михаил Муравьёв
– Елена Амосова
– Надежда Малютина
– Наталья Бочило
– Вера Петрова
– Андрей Перепёлкин
– Мария Пахомович и другие.

В оглашении частично участвуют протоиерей Владимир Фёдоров и чтец Пётр Белов.


Что дальше?

Прошедшие таким образом оглашение обычно начинают жить глубокой, активной, ритмичной жизнью в Церкви, которая осознается как общая жизнь во Христе. Радости, трудности и печали друг друга проживаются вместе. Так создается и пополняется приходская община собора, центром жизни которой, несомненно, является Евхаристия как общее служение Богу.



Люди



Игорь Межов

Игорь Межов, катехизатор


— Через молитву «Отче наш» мы видим, как Спаситель открывает нам удивительную тайну: оказывается, мы — люди — тоже имеем возможность стать сыновьями и дочерьми Богу Отцу. Но чтобы этого достичь, просто сказать «Отче наш» мало, нужно искренне исповедовать это чувство, взрастить в себе осознание сыновства Богу. Для этого Господь дает нам средство — Церковь, именно в ней мы можем реализовать свое призвание быть Богу сыном или дочерью, а значит — стать братом или сестрой друг другу, увидеть друг в друге родного человека и начать жить друг для друга. Именно таким образом формируется церковная община — семья родных по духу людей, центром жизни которых является Христос. Врастание же человека в общину происходит через катехизацию, где священник со своим помощником катехизатором помогают стремящемуся в Церковь человеку найти правильный путь и не сбиться с него.

Роль катехизатора в своем роде уникальна, он воспринимается как человек, ближе находящийся к мирянам, как своего рода пример, более доступный, чем священник. Это обстоятельство накладывает особую, дополнительную ответственность на катехизатора. Ну а в итоге мы все — и священники, и миряне — становимся близкими, родными друг другу людьми, ведь сила духовного родства, как известно, может быть гораздо больше родства по крови.
 


Оглашаемые

У каждого пришедшего на огласительные беседы своя мотивация. Часто люди просто ищут поддержки, теплоты. Юлия 15 лет была прихожанкой другого храма, работала HR-директором в крупной компании. Но неожиданно ставку сократили…

— Для меня это был настоящий удар. Самое смешное, что до увольнения просила у Бога денег, чтобы с кредитом расплатиться. И Он мне их дал. В виде увольнительных… Около полугода не могла найти новую работу. Высвободилось много времени, хотелось какого-то утешения, и я стала заходить в Князь-Владимирский собор: он рядом с домом. Так и оказалась на огласительных беседах. И они мне помогли не просто понять свое положение в Церкви, но и по-новому взглянуть на отношения с Богом: теперь я хочу не столько получать, сколько отдавать.
 

У Дмитрия другая причина:

— Раньше я представлял себе отношения с Творцом по принципу «господин — раб». Думал, что всё время должен что-то вычитать, где-то отстоять... А сейчас понял, что спасение — это процесс взаимный, соработничество человека с Богом, причем человек здесь не раб, а сын.
 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Информация"