Плоды за тридцать лет
Мы были как братья
Протоиерей Александр Будников был близким другом отца Ипполита. Познакомились они в далеком 1974 году.
— Меня только рукоположили во пресвитера, а он еще учился, — рассказывает отец Александр. — Меня оба раза рукополагал митрополит Никодим, а отца Ипполита владыка Никодим успел рукоположить только во диакона. Нас познакомил протоиерей Богдан Сойко, с которым мы одно время служили вместе в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. А со старшим братом отца Ипполита протоиереем Иоанном Ковальским (он тоже скончался в 2020 году, в сентябре) мы были однокурсниками в Духовной академии, дружили. С отцом Ипполитом мы часто общались, вели духовные беседы, делились опытом служения, была настоящая братская дружба. Когда он получил квартиру на Парашютной улице, это была окраина города, за его домом были поля. А мы живем с матушкой не так далеко, в соседнем Выборгском районе, на улице Руднева. Он делал в квартире ремонт, и я к нему обратился за советом по поводу ремонта, — и нас так это сблизило, что до последнего дня мы были неразлучными друзьями, во всем друг друга поддерживали, даже в обычных житейских вопросах.
Во пресвитера отца Ипполита рукополагал приснопамятный архиепископ Мелитон (Соловьёв), мой духовник. Мне было очень приятно, что именно он рукополагает отца Ипполита. Не помню, как вышло, что меня назначили принимать у отца Ипполита священническую присягу перед хиротонией. Затем его отправили в Лугу, где он прослужил пять лет. Потом недолгое время служил в Спасо-Преображенском соборе. Мы все эти годы семьями дружили, общались, исповедовались друг у друга. Пару раз ездили вместе с семьями отдыхать на юг. В 1981 году меня назначили в Никольский собор, а в 1987-м — отца Ипполита, так что какое-то время мы служили в одном храме.
Митрополит Алексий, будущий Патриарх Алексий II, практически одновременно назначил отца Ипполита настоятелем в храм великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, а меня — восстанавливать полуразрушенный храм Илии Пророка на Пороховых. Но наше общение всегда продолжалось: мы часто созванивались, обсуждали самые разные темы, обменивались церковными новостями. Он всегда приезжал ко мне на день Ангела, в престольный праздник храма Илии Пророка, а я к нему, и это уже было традицией, тоже и на престол, и на день Ангела. На общих архиерейских или патриарших богослужениях мы всегда стояли рядом. Можно даже сказать, что мы были как братья. Он был глубоко верующим человеком, никогда не унывал, а у него немало было трудностей, особенно когда служил диаконом: на одном из приходов у него были непростые отношения с настоятелем. Отец Ипполит всегда горячо молился Божией Матери, и ситуация приходила в норму. Был большой молитвенник, относился с трепетом ко всему церковному. У него прекрасная семья, добрая матушка Ольга, замечательные дочери.
Биография
Протоиерей Ипполит Ковальский родился 17 декабря 1948 года в Белоруссии, в Брестской области, в благочестивой православной семье, с детства был воспитан в вере Христовой. В семье было восемь детей, родители отца Ипполита также воспитывали приемную дочь. Из пяти сыновей четверо стали священниками. После службы в армии и окончания ПТУ работал трактористом, машинистом-экскаваторщиком. В 1970 году поступил в Ленинградские духовные школы. В 1974 году был рукоположен во диакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). В 1978-м окончил Духовную академию и вскоре принял сан священника. Диаконское служение отца Ипполита проходило в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге, затем в храме святого равноапостольного князя Владимира в Лисьем Носу. В 1980 году, после пресвитерской хиротонии, назначен настоятелем собора Казанской иконы Божией Матери в Луге. В 1985 году стал клириком Спасо-Преображенского собора в Ленинграде, в 1987-м — Николо-Богоявленского морского собора. С 1990-го и до последних дней нес пастырское служение в храме святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, который был обновлен и благоукрашен его трудами. В разные годы он также был настоятелем, по совместительству, храмов Приморского благочиния: Архангела Михаила на Долгоозерной улице, святителя Николая Чудотворца на Коломяжском проспекте, святой мученицы Евгении на Парашютной улице. Пастырское служение отца Ипполита отмечено орденами и медалями Русской Православной Церкви. Похороны состоялись 17 декабря. Чин отпевания возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Похоронен отец Ипполит возле храма святого великомученика Димитрия Солунского, служению в котором отдал тридцать лет жизни.
Слово не расходилось с делом
Знакомство будущего протоиерея Александра Рябкова с отцом Ипполитом началось со знакомства с его старшим братом протоиереем Иоанном Ковальским.
— Отец Иоанн служил в Костромской области, где я родился и вырос. Он меня в младенчестве крестил, а после школы дал мне рекомендацию в Семинарию, а уже здесь, в Петербурге, отец Ипполит меня встретил, пригласил на приход — это было в 1995 году, он пять лет как был настоятелем. Отец Ипполит принял меня как родного. Я сначала был псаломщиком, алтарником. В 1997 году 8 ноября, в престольный праздник храма, меня рукоположили во диакона, потом я стал священником на этом же приходе.
На вопрос, каким был настоятелем отец Ипполит, отец Александр отвечает:
— Он был в полном смысле слова отцом. Разумеется, он заботился о прихожанах. Еще когда отец Ипполит лежал в больнице, а он целый месяц до кончины там находился, многие приходили в храм, искали его, и мы узнавали, что он регулярно помогал этим людям материально. И после его смерти первое время приходили те, кому он помогал, и спрашивали его. Отец Ипполит никогда это не афишировал, ни в какие отчеты данные об этом не вставлял. И до сих пор встречаются комментарии о помощи отца Ипполита в комментариях на страничке храма «ВКонтакте». Такой же заботой он окружал вверенное ему духовенство, не только храма, но и благочиния. Он помогал одним материально, другим — разрешить конфликтные ситуации на приходе. Он примирял людей, возвращал им братские отношения. При этом могу сказать, что он был строгим настоятелем и благочинным, но строгость проявлялась не в жесткой форме. Он никогда не «ломал» людей, не пытался заставить что-то сделать, а объяснял, почему надо сделать то-то и то-то — или почему так делать не надо, или как сделать по-другому. Это была «мягкая сила», исходящая изнутри, не внешний, а духовный авторитет.
Как рассказывал и сам отец Ипполит, и его старшие браться, их семье приходилось довольно трудно:
— Это была простая бедная белорусская семья, — продолжает отец Александр. — Родители не хотели вступать в колхоз, их угрожали сослать в Сибирь, выгнать из дома. Издевались не только над взрослыми, но и над детьми. Было очень трудно материально, отец Ипполит с детства знал, что такое голод, лишения. Семья была верующая, это тоже создавало проблемы. Отец Ипполит и его братья — отец Григорий, отец Иоанн, отец Пётр — не только посещали богослужения, они несли послушание в алтаре. И в школе над ними насмехались, рисовали карикатуры в стенгазету. Отец Ипполит об этом рассказывал, и было понятно, что в детстве он это очень болезненно переживал.
Пережитые в детстве лишения наложили отпечаток на характер отца Ипполита — он всегда был доброжелателен к людям, к каждому человеку искал индивидуальный подход.
— Он призывал людей вести молитвенную евхаристическую жизнь, не упрощая её, не потакая плоти, но при этом не был узким консерватором, ригористом, — говорит протоиерей Александр Рябков. — Люди отмечают его доброту, участливость, вежливость. Он говорил «вы» даже маленьким детям. Когда подходили к Чаше, всех спрашивал: «Как ваше имя?» Он был человеком величайшей культуры, потому что его учителями в Духовных школах были люди высококультурные, дореволюционной закалки. Многие из них претерпели гонения, прошли лагеря. Отец Ипполит воспитал множество священников, некоторые стали настоятелями, благочинными. Коломяги были школой, где воспитывались будущие священнослужители. Многие новорукоположенные клирики, проходившие практику у нас на приходе, всегда после сорокоуста говорили: «Как хорошо у вас на приходе, хорошо бы здесь остаться! У вас такие хорошие отношения друг с другом!» Отец Ипполит сумел выстроить среди сотрудников такие отношения.
Помогал отец Ипполит и молодым священникам — приобретать жилье, многодетным клирикам — получать социальное жилье. «Он помогал людям не только как духовник, как утешитель, пастырь, но помогал просто насущным хлебом. Не просто поучал, но совершал поступки, адекватные его проповедям, его словам. У него дела со словами не расходились никогда», — говорит протоиерей Александр Рябков.
Эти слова подтверждает и племянник отца Ипполита — протоиерей Роман Ковальский: «Когда мы жили в Костромской области, где служил папа, дядя Ипполит и тетя Оля часто к нам приезжали и нам, детям, всегда привозили подарки. По отношению к нам отец Ипполит был всегда очень внимательным, добрым и заботливым. Потом, когда мы с братьями учились в Санкт-Петербургской духовной семинарии, отец Ипполит помогал нам: приглашал в гости, устраивал с матушкой Ольгой семейные обеды, поддерживал материально. Он вспоминал, как сам был студентом и отправлялся подработать во Псково-Печерский монастырь, брался там за любую работу. Часть заработанных денег отец Ипполит отправлял маме».
Со Святейшим Патриархом Алексием II. 1990 год
Храм к олимпиаде
Диаконом отец Ипполит служил сначала в Новой Ладоге, в соборе Рождества Богородицы, потом в Лисьем Носу. После рукоположения во пресвитера его назначили настоятелем Казанского собора в Луге. Это был единственный храм на рабочей окраине. С одной стороны, люди приезжали на богослужения со всей округи, с другой — пролетарское население вело себя совсем не благочестиво. Вокруг храма, особенно в выходные дни, было много пьяных. Жители близлежащих домов могли прямо у стен храма вывести пастись коз, коров. Чтобы противодействовать этому, настоятель решил построить ограду вокруг собора. В те времена это было практически невозможно, но отцу Ипполиту удалось найти рабочих, договориться о стройматериалах, которые тогда тоже трудно было раздобыть. Сложность была в том, что ограду надо было сделать за сутки, чтобы власти не успели помешать. Он сумел так организовать работу, что сделали капитальную ограду, которая сохранилась до настоящего времени. Сам собор тоже нуждался в ремонте, но чтобы добиться этого, приходилось вступать в спор с властями, которые не разрешали проводить никакие работы.
— Отец Ипполит рассказывал, что пришлось в качестве аргумента использовать… Олимпиаду-80: дескать, иностранцы могут посетить Лугу и увидеть, в каком плачевном состоянии собор, — вспоминает протоиерей Александр Рябков. — Он сумел их убедить, чтобы ему дали разрешение на благоустройство собора. Они, конечно, не хотели разрешать, но он сказал, что позолотит только Всевидящее око над иконостасом. В результате он провел косметический ремонт всего собора, начальство возмущалось, но назад-то уже не отмотаешь!
Освящение часовни св. Александра Невского. 13 сентября 1990 года
Целая эпоха
Деревянный храм святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах тоже требовал ремонта. Предыдущие настоятели ничего не могли сделать — всё упиралось в противодействие властей.
— Отца Ипполита я знаю с 1990 года, с того момента, как он стал настоятелем, — рассказывает Серафим Николаевич Чуков, певчий храма. — На сегодня я старейший прихожанин этого храма, а хожу сюда с детства с небольшими перерывами. В первую очередь хочется сказать, что у отца Ипполита было особое, трепетное отношение к храму. Например, однажды, до отца Ипполита, в храме проводился ремонт, и в куполе в результате были закрашены вентиляционные форточки. Я говорил об этом прежнему настоятелю, но он каждый раз отмахивался. А форточки надо было открывать, потому что иначе в куполе конденсируется влага и он буквально гниет. Когда назначили отца Ипполита, я ему сказал об этой проблеме, и уже в следующее воскресенье все форточки были открыты. С приходом отца Ипполита впервые за много лет началось восстановление позолоты на киотах. Все киоты были вызолочены, всё сияло, а отец Ипполит продолжал ездить на старенькой «Ниве».
Территория храма при отце Ипполите была увеличена по меньшей мере вдвое.
— Мой дедушка на протяжении тридцати лет, с 1942 по 1972 годы, был старостой этого храма, и я очень хорошо помню проблемы с прудом, с дорогой, — продолжает Серафим Чуков. — На расстоянии трех метров от крыльца храма территория заканчивалась, стоял забор, это было очень неудобно. Понятно, что отец Ипполит пришел уже в те времена, когда дамоклов меч, который висел предыдущие десятилетия над Церковью, ушел. В прежние времена даже собачью будку на церковной территории невозможно было построить. Стараниями отца Ипполита рядом с храмом великомученика Димитрия Солунского был построен крестильный храм мученицы Евгении — на месте бывшей сторожки, служившей в свое время церковным домом. Было построено также замечательное здание воскресной школы, что дало возможность организовать активную приходскую жизнь. Скульптура святителя Николая рядом с храмом тоже была поставлена по его инициативе.
Но первой постройкой, которая появилась во времена настоятельства отца Ипполита, стала часовня святого Александра Невского на горе недалеко от храма. От нее оставались одни руины, и стараниями отца Ипполита она была восстановлена, а затем освящена Патриархом Алексием — он был уже избран тогда и уезжал на интронизацию в Москву, это было последнее освящение, которое он совершил в Ленинграде.
— Сам храм отец Ипполит буквально своими руками восстанавливал: крыл крышу, ремонтировал стропила, красил, — рассказывает протоиерей Александр Рябков. — Это видели люди, которые проходили и проезжали мимо. Один человек, крановщик, увидел отца Ипполита, который снаружи проводил какие-то работы, подошел: «Что это вы всё сами делаете, батюшка? Помощников разве нет у вас?» — и стал его многолетним помощником. Он помог заасфальтировать территорию храма, потом — положить плитку. Этот человек за прошедшее с тех пор время продвинулся в карьере — стал начальником строительной организации.
Отец Ипполит не просто делал в храме ремонт — и внешний вид храма, и внутреннее убранство сохранились в первозданном виде, полностью соответствуют историческим фотографиям. Он сумел с помощью благодетелей к столетию привести храм в еще более благолепный вид. Территория вокруг храма, благоустроенная отцом Ипполитом, любима жителями района — сюда приходят и просто погулять, особенно с маленькими детьми.
— Можно сказать, что период настоятельства отца Ипполита стал настоящей эпохой, — говорит Серафим Николаевич. — Это было самое долгое настоятельство за всю историю храма, если я, конечно, не ошибаюсь. На моей памяти сменилось много настоятелей. В советские времена была такая практика — перемещать священников с прихода на приход, чтобы у них не складывались тесные отношения с прихожанами. Отец Ипполит оставил о себе самую добрую память и как священник, и как настоятель. Господь дал ему мирную кончину, о которой мечтает каждый христианин. А труды отца Ипполита привели к тому, что его стало возможно похоронить на территории храма. Это возрождение старинной традиции: в прежние времена настоятеля всегда хоронили рядом с храмом, недалеко от алтаря. Конечно, жаль, что он ушел от нас в расцвете сил, но Господу лучше знать, когда забирать человека к Себе.