Петербургское, культурное, миссионерское
Заполнить нишу
— Отец Александр, с чего начиналось радио «Град Петров»?
— Началось всё не двадцать лет назад, а тридцать, в 1990 году, когда я познакомился во Франции с четой русских эмигрантов Еленой Петровной и Евгением Евгеньевичем Поздеевыми. Они еще в 1978 году основали радио «Голос православия» для вещания на Советский Союз: здесь тогда не было возможности что-то узнать, прочитать о вере и Церкви, а запрос на знание уже был довольно заметен. Они внимательно следили за всем, что происходит в России, и поняли, что такой запрос есть. Эта радиостанция была на коротких волнах, её передачи, как и всё, что шло с Запада, глушились, но, тем не менее, радио вещало на всей территории Советского Союза.
— А как они поняли, что в Советском Союзе есть интерес к вере?
— Они жили в Мюнхене, их дом был всегда открыт для всех, кто приезжал, и практически все, кто оказывался в вынужденном или добровольном изгнании, начиная с Александра Солженицына, какое-то время у них жили. Кроме того, они профессионально занимались всем, что происходит в Советском Союзе: они были, как тогда говорили, советологами. Они читали все газеты, все журналы, и конечно, в 1980-е, когда началась перестройка, пристально следили за всеми событиями. Результатом этого наблюдения, собственно, и стало наше знакомство. Поздеевы предложили мне и моему другу, тоже будущему священнику , Льву Большакову писать тексты программ и определять, какие темы в данный момент наиболее востребованы. Мы дали какие-то рекомендации, но на тот момент не готовы были этим заниматься. Так прошло несколько лет, в 1994 году Поздеевы умерли, почти одновременно. Все эти годы меня приглашали в качестве наблюдателя, участника на годовые собрания «Голоса православия» (в то время они проходили в Париже), так что я был в курсе дела. Через какое-то время я понял, что нет смысла вещать из-за границы: они вели программы из разных мест — Ливана, Португалии, Кёльна, — дешевле арендовать передатчики ближе к территории России. Такой передатчик нашелся в Средней Азии, он хорошо покрывал территорию. Это сразу удешевило вещание. Затем у меня появилась идея открыть вещание здесь, на городском радио. На всю Россию вещать, конечно, хорошо, но в масштабах Санкт-Петербурга нас услышит гораздо больше людей. На всю Россию слушали, наверное, несколько тысяч человек, а в городе живут четыре миллиона.
— И радио в то время слушали все.
— Да, радиоточка была на каждой кухне. Мы резко сократили объем вещания на коротких волнах и на сэкономленные деньги открыли вещание здесь. Меня к тому времени назначили официальным представителем «Голоса православия» в России, я вел переговоры с нашим городским радио . На Санкт-Петербургском радио я познакомился с Ольгой Суровегиной, она в то время была редактором религиозных программ. А через какое-то время я понял, что мы тратим огромные деньги — они с нас брали за эти полчаса, как за рекламу. Я провел некоторые исследования и понял, что если бы у нас была своя частота, мы могли бы вещать на эти деньги не полчаса в неделю, а девять часов в день. В тот момент в городе чувствовался большой дефицит культурных программ. Городское радио в середине 1990-х сильно изменилось, там больше не было классической музыки, детских передач, радиоспектаклей, к которым так привыкли слушатели. Я понял, что помимо религиозного вещания мы можем заполнить и эту нишу. Всё это я в Париже изложил и получил одобрение. В этом доме (бывшего Ярославского подворья, где располагается домовый храм святой Анастасии Узорешительницы, и поныне — редакция радио «Град Петров». — Прим. ред.), где всё уже было распределено, мы организовали маленькую студию, сначала только для записи: «Голос православия» посылал нам тексты, а мы их здесь начитывали.
— В каком это было году?
— В 1998-м. Тогдашний правящий архиерей митрополит Владимир оказал нам всемерную поддержку, он заинтересовался этим проектом. Частоту мы получили за полгода и наметили для себя временем выхода в эфир 2000 год, было очень красиво в этом году открыться. Мы открылись, правда, уже к концу года. Наработали к этому времени, как нам казалось, большой объем программ, но за месяц все эти заранее записанные программы вылетели буквально «в трубу», всё кончилось, приходилось повторять.
— И как вышли из положения?
— Начали с бешеной скоростью производить новые программы, привлекая всех, кого только возможно, всё «с колес», буквально утром записали — вечером в эфир. Митрополит, конечно же, был недоволен, он ожидал, что сразу всё будет прекрасно, а тут много повторов: «Что вы одно и то же гоняете?» Епархия, кстати, почти сразу выделила нам примерно такую же сумму, которую давал «Голос православия» для передатчика и на оплату технического персонала.
Широта охвата
— Отец Александр, а как появилось название «Град Петров», кто его придумал?
— Конечно, мы долго думали, как назвать новое радио. У меня в голове крутилось название парижского католического радио — «Радио Нотр-Дам». Как-то сразу понятно, про что это. Хотелось придумать что-то такое же короткое и емкое. Ну нет в Петербурге такого же храма-символа — не называть же «Радио Исаакиевский собор», тем более что тогда Исаакиевский собор был только музеем... «Город апостола Петра» — длинно, тем более что город апостола Петра — это Рим, все будут думать, что мы католическое радио. Обсуждал я это с протодиаконом Андреем Чижовым, человеком очень образованным, литературным. Он и предложил, среди нескольких вариантов, «Град Петров». Слово «град» отсылает к чему-то торжественному, славяно-русскому, формулировка «град Петров» — из поэмы Пушкина. В общем, в этом названии всё совпало: церковное, миссионерское, явно петербургское, имеющее отношение к культуре. Правящий архиерей одобрил, всем понравилось.
— Итак, всё началось...
— Да, начали вещать по девять часов в день: три часа утром, шесть вечером, днем был перерыв. К 2005 году мы его заполнили, то есть часы вещания увеличились до пятнадцати. В конце концов довели время вещания до девятнадцати часов, как сейчас. Перешли на более подходящую частоту — это был УКВ-диапазон. Начинали-то на средних волнах — они хороши с точки зрения распространения вдаль, было слышно далеко от города: я даже как-то поймал в Пушкинских Горах, чисто случайно. Но в городе было слышно отвратительно, потому что множество помех даже от трамвайных и троллейбусных линий. Сейчас радио «Град Петров» вещает в УКВ-диапазоне, он не сильно отличается от FM, частота очень хорошая, на ней раньше вещал «Маяк», кроме того, мы уже давно вещаем в интернете. Были времена, когда мы выключали передатчик за отсутствием денег и вещали только в интернете. Вещаем мы, кроме того, на «Триколор-ТВ», так что те, у кого есть «тарелки», тоже могут нас слушать, а еще в Выборге и Тихвине.
— А как изменился контент за это время?
— Концепция сразу была такой: пятьдесят процентов чисто церковных передач — богословие, литургика, история Церкви, Священное Писание (я сразу же пригласил для ведения передач ныне покойного библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлиева)), жизнь Церкви, архиерейские богослужения. Когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл стал Патриархом, появилась программа «Слово Патриарха». А другие пятьдесят процентов занимали культурные программы: история, философия, литературоведение, детские программы, музыка. Ольга Николаевна Суровегина изначально была у нас музыкальным редактором, какое-то время — и программным директором. В качестве музыкальной основы мы избрали классическую и духовную музыку, поначалу мне казалось, что можно и какой-нибудь джаз включить в программу, но так уж сложилось, сейчас было бы странно что-то менять. С самого начала у нас были новости церковной жизни, потом прибавились новости культурной жизни, новости Петербурга, а потом мы решили сделать и новости общественно-политической жизни. Новости идут каждый час, начиная с трех часов дня, а утром идут повторы последних вчерашних выпусков. Мне всегда казалось, что радио должно быть живым, в нем должен ощущаться пульс времени, чтобы это был не просто красивый альманах. СМИ — это то, что реагирует на события времени. Неотмирная часть у нас тоже, разумеется, всегда присутствует, но связь с каждодневной жизнью обязательно должна быть. Поэтому у нас появилось много программ на актуальные темы.
— В ваших передачах присутствует выраженный «петербургский вектор»...
— Конечно, у нас есть еженедельная программа в прямом эфире об актуальных городских проблемах. Много передач, связанных с градозащитой, мы подружились с движением «Живой город». Ряд программ связан с петербургской топонимикой. Интересна серия «Семейные детективы», связанная с генеалогией: это программа, направленная на осмысление исторического прошлого, кроме того, она учит работе в архивах. То есть это не отвлеченный разговор об истории нашей страны, а разговор через призму семьи. Уделяем мы внимание и социальным проблемам: долгое время была — прекратила существования после смерти её ведущего, Александра Ратникова, — программа «Давайте разберемся». Там шла речь об образовании, медицине, пенсионном обеспечении. Необычность этой программы состояла в том, что она делалась не по информационным поводам — все всполошились, пару дней поговорили и забыли, — в ней подробно прорабатывалась та или иная тема. Она могла «растянуться» на несколько передач. Ведущий говорил и с чиновниками, и с общественниками, и со специалистами, экспертами. Проблема прорабатывалась со всех сторон, и в итоге выносилось какое-то резюме, вердикт: как обстоят дела с этой проблемой в нашем обществе/городе, какие предпринимаются шаги по её решению, можно ли называть их удачными. Иногда исследовался мировой опыт: как в других странах борются с теми или иными негативными явлениями.
— С какого количества сотрудников вы начали и сколько их сейчас?
— Сначала нас было четверо: я, Ольга Николаевна, звукооператор и технический директор. Потом увеличилось количество звукооператоров, они стали работать посменно. Вскоре мы поняли, что вдвоем совершенно не в состоянии ни писать, ни озвучивать столько программ, сколько требуется. Я начал привлекать прихожан, алтарников — сначала практически на волонтерской основе, потом стали что-то им платить. С 1995 года у нас появился попечительский совет, создался круг благотворителей. Сейчас у нас работают 20–25 человек штатных сотрудников плюс огромное количество внештатных: авторов и даже ведущих. Например, у одной из самых известных и популярных ведущих, Марины Михайловой, основное место работы — РХГА.
— Если человек хочет работать на радио, он должен пройти собеседование с вами?
— Конечно, я же директор! Я лично всех принимаю на работу, хотя, конечно, приглашаю на собеседование и других заинтересованных лиц.
— Какие требования предъявляются к сотрудникам? Нужно ли, чтобы они были церковными людьми?
— Для творческих сотрудников — да, конечно. Для технических — совершенно не обязательно. От них требуется только профессиональная подготовка, профильное образование.
— Как на радио налажена обратная связь?
— Мы её стараемся искать, у нас есть прямые эфиры. Раньше были только телефонные звонки, теперь мы постепенно переходим к вопросам через sms, What’sApp, чат в YouTube, форму на сайте и так далее, от звонков уходим: во-первых, они занимают слишком большую часть эфирного времени. Когда человек пишет вопрос, он всё же задумается, как его ясно сформулировать, а бывает, что люди дозваниваются — и напрочь забывают, что хотели сказать... или просто не отличаются красноречием. Во-вторых, это дает возможность отсеивать неинтересные или провокационные вопросы. Хотя пока от звонков совсем мы не отказываемся, потому что нас слушают и люди пожилого возраста, которые не пользуются компьютером. Но скоро придет новое поколение пожилых людей, для которых работа на компьютере не будет представлять никакой сложности. Уже сегодня множество пенсионеров на «ты» с интернетом.
— Бывает, что кто-то из сотрудников приходит на работу нецерковным и заинтересовывается Церковью?
— Конечно. Тот же Александр Ратников, когда пришел на работу, интересовался Церковью, скажем так, издалека. И за годы работы он стал глубоко верующим, церковным человеком. Что касается технических сотрудников, такое бывает редко. Надо сказать, что у нас, к сожалению, среди технических сотрудников большая текучесть кадров — зарплаты весьма невысоки. Нагрузка, правда, не самая неудобная: они три дня работают, а четыре дня свободны, есть возможность совмещать.
— Много ли среди сотрудников ваших прихожан?
— Нет, человека два-три. Думаю, что это психологически сложно: совмещать работу и приход. Проблема та же, что и в храмах при вузах, куда ходят в основном жители близлежащих домов, а не студенты. Верующий студент пойдет в воскресенье в другой храм, потому что храм при вузе ассоциируется у него с учебой. Здесь то же самое. Люди хотят ходить в храм как в храм, а не как на работу. И исповедоваться у собственного директора как-то не очень психологически комфортно. Хотя несколько прихожан на радио работают. Наш программный директор — мое духовное чадо много лет, у нее вся жизнь прошла одновременно и в храме, и на радио. Меня радует, что многие слушатели говорят, что стали слушать наше радио и пришли в Церковь.
Ольга Суровегина
редактор музыкальных, литературных и литературоведческих программ
Задолго до того, как радио «Град Петров» появилось в эфире, отец Александр Степанов познакомил меня с потомками русских эмигрантов — создателями радиостанции «Голос православия». Религиозные передачи были и на других западных каналах, вещающих для России: например, митрополит Антоний Сурожский выступал на Би-би-си. Но «Голос православия» — это была специальная радиостанция на церковные темы, вещающая для России. Вещать они начали в конце 1970-х, когда в нашей стране невозможно было достать даже Евангелие или молитвослов. Их передачи, на сегодняшний взгляд, очень простые: иногда просто читалось Евангелие или диктовались молитвы, транслировались богослужения. Но они были настоящим «лучом света» для жителей СССР, о чем свидетельствовали многочисленные письма. Я говорю сейчас об этом, потому что в юбилейные дни обязательно нужно упомянуть наших основоположников, с помощью которых мы смогли начать не с пустого места. У них была главная установка — «передать положительный опыт церковного Предания», без всякой политики и идеологии. Мы тоже стараемся ему следовать, хотя и не всегда это получается. И первую студию мы создавали с помощью наших друзей из «Голоса православия» — не только духовной, но и материальной.
Нашей концепцией стало просвещение — и духовное, и культурное. Под просвещением мы имели в виду не просто набор знаний, поскольку современный мир перенасыщен информацией, и очень важно было не потерять самое ценное и уникальное, что может дать православное просветительское радио: просвещение как знакомство с христианской жизнью, с христианским взглядом на мир и на человека. Это тоже продолжение традиций «Голоса православия», их передачи до сих пор звучат в нашем эфире ежедневно, и для нас это камертон. Камертон — очень важная вещь, он не дает сфальшивить.
Если говорить о прошедших двадцати годах — конечно, мы испытываем радость от того, что продержались столько лет, это было непросто, в первую очередь, в финансовом плане. И это — заслуга отца Александра, я бы сказала, что это подвиг.
Хотелось бы поблагодарить наших замечательных слушателей: их пожертвования — это внушительная часть нашего бюджета. Конечно, было бы легче, если бы мы нашли нескольких богатых благотворителей. Но нас поддерживают обычные люди, именно потому, что им по душе то, что мы делаем. И это очень правильно для церковного проекта.
Что касается творческой деятельности, в нашем архиве сейчас более восемнадцати тысяч передач. Конечно, дело не в количестве, а в качестве, но значительная их часть, я считаю, — наши удачи в самых разных областях.
Более десяти лет я занимаюсь музыкальными и литературными передачами. Записано было много прекрасных книг: от раннехристианских святых отцов до современных богословов. Что касается художественной литературы, наша опора — это классика, и русская, и европейская, которая, как сказал один писатель, «настояна на христианстве». Можно сказать и о наших замечательных исполнителях. Недавно мы поздравляли с юбилеем Ивана Краско: он очень много записал для нас, причем довольно объемные вещи — и «Войну и мир» Толстого, и эпопеи Солженицына. Прекрасный артист Георгий Корольчук записал у нас 1200 передач, и это тоже очень объемные произведения: и святоотеческая литература, и самые великие имена — Достоевский, Толстой, Бунин, Чехов… Радио «притянуло» к нам хороших людей, которые готовы работать за совсем небольшие гонорары, а некоторые вообще бесплатно это делают, потому что хотят быть причастными к чему-то важному, нужному, хорошему. Нести свет в жизнь, показать возможность нового, христианского взгляда — это главное.
Анна Зайцева
программный директор
Еще учась в институте, я работала в приюте «Дом милосердия», он тогда находился в Выборгском районе, а потом переехал в тот же дом, где располагается храм святой Анастасии Узорешительницы, который тогда только восстанавливался. Так я попала на приход, потом в любительский хор. А на радио пришла в 2000 году, в апреле, прямо на праздник Благовещения. Это было еще до начала вещания, вещать мы начали 18 ноября. Конечно, многое изменилось, радио растет и развивается, надеюсь, я тоже развиваюсь вместе с ним. Пока радио «Град Петров» руководят протоиерей Александр Степанов и Ольга Суровегина, концепция его меняться не будет: это Церковь и культура, два столпа, на которых концепция держится. Христианство, богословие, толкование священных текстов — это целое море, в котором мы всегда будем что-то открывать для себя. И христианские смыслы в культуре — бездна, которую нужно постигать. Мы ищем самых интересных людей в нашем городе — богословов, ученых, искусствоведов. Я благодаря радио прикасаюсь к тому лучшему, что есть в нашем городе и в мировой культуре.
Я составляю программу, публикую посты в соцсетях. В моих руках — огромная база передач, около семнадцати тысяч, я выбираю, что поставить в эфир. Когда мои дети были маленькими, они просили поставить любимые передачи и говорили: «Как хорошо, что мама работает на радио, мы можем слушать, что захотим!» Сейчас они тоже заказывают, но у них другие интересы. Младший увлекается музыкой, старший — историей. Я рада, что мои дети через меня тоже приобщаются к мировой культуре.