Петербургский образ Александра Невского
Международные спортивные игры святого Александра Невского, организованные Патриаршей комиссией по вопросам физкультуры и спорта, Министерством спорта и правительством Санкт-Петербурга, состоятся в городе на Неве 9–15 сентября. Соревнования пройдут по шести видам спорта: футбол, баскетбол, настольный теннис, самбо, шахматы, нормативы ГТО. В них примут участие около 3,5 тысяч юношей и девушек 12–14 лет. Дополнительная программа включает скейтбординг и шахматы онлайн. Церемонии открытия и закрытия примет спорткомплекс «Юбилейный». Параллельно пройдет форум «Вера и спорт».
Среди работ студии Ильи Соколова — более 50 логотипов и фирменных стилей православной тематики. Заказчики его мастерской — Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, Псково-Печерский монастырь, Издательство «Вольный странник», Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви, проект
«200 храмов Москвы», приход Смоленского храма и часовня Ксении Блаженной, церковь великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, храмовый комплекс святителя Николая в Лимассоле (Кипр), Брянская епархия и многие другие.
Сайт студии sisart.ru
Фирменный православный стиль
Я рисую, занимаюсь графикой и оформлением с самого детства, профессионально дизайном — более 30 лет. Область дизайнерских работ нашей студии охватывает разные направления: логотипы и фирменный стиль, пиктограммы, навигация, упаковка, веб-дизайн, реклама.
С момента воцерковления стал обращать внимание, что и как сделано в храмах: эмблемы, стенды, как выполнена верстка и печать в изданиях, сайты. Постепенно стали появляться заказы в этой области. Одним из знаковых заказчиков стал протоиерей Димитрий Смирнов: мы создавали логотип и стилистику Патриаршей комиссии по защите материнства и детства, председателем которой он был, а потом и епархиальных отделений комиссии. Затем — работа с Псково-Печерским монастырем: мы разработали логотип, фирменный стиль и сайт монастыря.
Постепенно круг задач православной тематики начал расширяться: люди передают информацию, делятся работами, и благодаря их рекомендациям приходят новые заказчики.
Таким образом, в моем портфолио среди сотен разработок в самых различных областях значительная часть проектов относится именно к православной тематике.
Один серьезный заказ на создание стиля был от фонда «Под покровом Царицы Небесной» (председатель — Дмитрий Яковенко), с которым мы впоследствии начали разрабатывать знамена для СВО. Благодаря сотрудничеству с фондом мы познакомились с Натальей Родомановой, руководителем сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии и пресс-центра Александро-Невской лавры. Первый наш совместный проект включал в себя логотип, стиль, полиграфию и наружную рекламу общегородского крестного хода, который прошел 12 сентября, в день празднования 300‑летия перенесения мощей святого князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Символом юбилейных торжеств стало изображение шлема святого князя с надписью «300 лет».
Выбрать лучший вариант
В связи с проведением Игр святого Александра Невского возникла новая задача: в логотипе и стиле нужно объединить образ святого князя, спортивную идею, а также связать всё с городом на Неве.
Процесс разработки происходит следующим образом: сначала продумываются идеи и образы и анализируется большое количество примеров на заданную тему. Затем задумки преображаются в наброски на бумаге. Как правило, нужно определить три-четыре направления эскизов, которые затем можно завершить уже в финальной компьютерной прорисовке. Иногда в процессе движения от идеи к конечному результату рождается новая замечательная вещь, которая становится итоговой. Это не самая простая задача — качественно подготовить каждое направление, чтобы все варианты были достойны увидеть свет.
Относительно Игр с самого начала было принято решение о представлении трех концепций логотипа.
Первое направление — стилизованная графическая композиция, напрямую не изображающая человека. Например, атрибуты князя или города — шлем, щит, мосты, воды (волны) Невы.
Второе — это профиль святого князя, хорошо известный по знаменитому ордену Александра Невского, бюстам, памятникам, эмблемам многих патриотических организаций.
Третье — всадник. Силуэтное изображение конного воина с копьем и щитом, с развевающимся плащом. Динамичная и не сильно детализированная форма, близкая к плакатной технике, но в то же время отсылающая к иконным образам воинов (святых Димитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Невского).
В процессе разработки появился и четвертый вариант — стилизованные «Щит и мяч», по тематике ставший ближе к первой версии.
Подача концептов логотипа Игр была собрана в 30‑страничную презентацию, в которой показано, как все четыре варианта «работают» в жизни — на флагах, спортивной форме, значках, наружной рекламе. Таким образом, можно довольно достоверно понять, какое из решений наиболее интересно и отвечает всем требованиям.
Итоговое решение о выборе логотипа принимали представители Минспорта, Спорткомитета Санкт-Петербурга, Патриаршей комиссии по спорту, Санкт-Петербургской епархии.
Нашему творческому коллективу разработчиков на разных этапах процесса нравились и другие версии знака, но выбран мог быть только один — достойный и устраивающий всех вариант.
Волевой профиль, шлем и плащ
Логотип игр представляет собой профиль — стилизованный фрагмент памятника святому князю у Александро-Невской лавры. Изображений Александра Невского много, но именно этот петербургский монумент стал основой для разработки всего стиля Игр.
Лаконичные элементы темно-синего профиля в шлеме опираются на основание верхнего фрагмента красного плаща всадника. Плащ образует динамичную волнистую линию, знак становится не статичным, а дает ощущение движения. Сам красный плащ, порфира, символизирует государственное служение.
Композиция объединена золотым кругом-нимбом, подчеркивающим святость князя. Снизу знак поддерживают волнообразные элементы, отсылающие и к нагрудным боевым доспехам, и к волнам Невы, на берегах которой князь Александр совершил свой первый значимый воинский подвиг, где и родилось прозвание Невский.
Эти волны добавляют спортивности, поскольку намекают на ритм олимпийских колец. С другой стороны, волны напоминают узнаваемые элементы оформления станции метро «Площадь Александра Невского‑2».
Наша студия — семейная, и мне радостно отметить, что трое моих детей также занимающихся дизайном, участвовали в разработке проекта.
Младший сын Фёдор выполнял технические задачи по отрисовке эскизных набросков и их первичной проработке в векторе. Иван, старший сын, собирал подачи концептов на согласование и выбор главного варианта. Дочь Мария рисовала персонажей на планшете, занималась версткой. Как руководитель студии и их наставник я приводил все материалы к завершенному виду, проверял файлы перед печатью и производством. На каждом новом этапе у нас возникали обширные дискуссии, где мы делились мнениями обо всех элементах работы. В результате этих обсуждений мы находили общее решение и двигались дальше к финальным версиям проекта.
Новый питерский медвежонок
Для Игр разработана сувенирная продукция, спортивная форма, награды и кубки, оформление внутреннего и внешнего пространства объектов соревнований, рекламное оформление в городе. Церемония открытия будет проходить с участием этих фирменных элементов.
Помимо официального логотипа, создан талисман Медвежонок, который отсылает и к олимпийскому Мишке, и к персонажам из сказок и мультфильмов, знакомых с детства.
Это традиция всех больших спортивных соревнований — персонаж (маскот) отвечает за дружелюбную атмосферу, взаимодействует с людьми, дарит радость. К нему можно подойти пообщаться и сфотографироваться… Кроме того, образ Мишки будет присутствовать в рекламе и сувенирных изделиях Международных спортивных игр святого Александра Невского.








