Первый новомученик
Воссоздать былую славу
— История эта началась в 1989 году, когда моего отца, протоиерея Геннадия Зверева, назначили настоятелем Софийского собора, — рассказывает настоятель Екатерининского собора, благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев. — Через несколько лет Царское Село выделилось в отдельное благочиние — до этого царскосельские храмы входили в состав Петродворцового благочиния. Отец Геннадий стал изучать историю этих мест. Оказалось, что в Царском Селе было множество храмов, и большинство из них утрачены — разрушены или переделаны. Даже если здания оставались, храмы были закрыты, служб там не было. Единственный храм, который действовал на территории нынешнего благочиния во время войны, — храм святой Екатерины в поселке Динамо. В Павловске тоже не было действующих храмов. Это неудивительно: всё, что так или иначе было связано с царской семьей, советская власть намеренно уничтожала, чтобы будущие поколения знать не знали, что некогда Россия была империей.
Советская власть пыталась не столько приспособить здания храмов «для нужд социалистического строительства», сколько их осквернить. Например, в здании Софийского собора сжигали мусор и бракованные изделия фабрики игрушек.
Занимаясь историей царскосельских храмов, отец Геннадий узнал и о соборе великомученицы Екатерины, который когда-то был центром религиозной жизни Царского Села. Жители даже не помнили, что на безымянной площади с памятником Ленину когда-то стоял храм — очевидцев к тому времени не осталось. Собор был построен в 1835–1840 годах по проекту Константина Тона, разрушен коммунистами в 1939 году.
— Архитектору очень не повезло: большинство храмов, построенных им, были уничтожены, самый известный из них — храм Христа Спасителя в Москве, — продолжает отец Никита. — А потом начались новые времена — времена воссоздания. История Екатерининского собора хорошо отображает историю нашего Отечества: и эпоха расцвета, и эпоха попрания святынь, и эпоха, когда воссоздается былая слава.
Ничего из советских планов благоустройства бывшей Соборной площади толком осуществить не удалось. В 1960‑е, в разгар хрущевских гонений, на площади был установлен памятник Ленину. В 2004 году неизвестные сбросили его с пьедестала, и он разбился. Особым стимулом к воссозданию собора стала канонизация протоиерея Иоанна Кочурова в 1994 году.
Из Америки — с любовью к России
Протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 (25) июня 1871 года в семье потомственного священника Александра Кочурова в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Женился на Александре Чернышевой, дочери диакона Казанского собора. 10 июля 1895 года указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской церковью в городе Стриторе. 27 августа архиепископом Алеутским и Аляскинским Николаем в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во пресвитера.
В Америке отец Иоанн активно занимался благотворительностью: организовал Свято-Никольское и Трехсвятительское братства для оказания социальной и материальной помощи прихожанам в Чикаго и Стриторе.
Трудами отца Иоанна в Чикаго взамен старой церкви был построен каменный храм Святой Троицы. С 15 января по 15 мая 1901 года, находясь в отпуске в России, он занимался сбором средств на строительство, получил поддержку от святого праведного Иоанна Кронштадтского. Большой взнос из личных средств сделал император Николай II. Храм Святой Троицы был заложен 31 марта 1902 года в Чикаго епископом Алеутским и Аляскинским Тихоном (Беллавиным), возведение завершено в 1903 году. Владыка Тихон освятил новую церковь 16 марта 1903 года, а через два месяца, 6 мая 1903 года, по представлению преосвященного владыки иерей Иоанн Кочуров был награжден орденом святой Анны 3‑й степени. 6 мая 1906 года он был возведен в сан протоиерея.
Отец Иоанн мог бы остаться в Америке и прожить вполне благополучную жизнь. Но он хотел дать своим детям образование в России — к тому времени у протоиерея Иоанна было пятеро сыновей и дочь. Он подал прошение, 20 мая 1907 года уволился со службы в Алеутской и Североамериканской епархии и с семьей окончательно вернулся на родину. Но по возвращении в Санкт-Петербург оказалось, что в епархии нет вакантной должности приходского священника.
По рекомендации архиепископа Николая (Зиорова) отец Иоанн с 15 августа 1907 года приказом попечителя Санкт-Петербургского учебного округа был назначен законоучителем в нарвские мужскую и женскую гимназии и приписан к клиру Спасо-Преображенского собора. В этой должности он прослужил девять лет. Летом, как правило, отец Иоанн отдыхал с семьей на даче неподалеку от Нарвы, в поселке Силламяги (ныне Силламяэ) на берегу Финского залива. В этом дачном месте в 1898 году по проекту гражданского архитектора Александра Монтага была построена церковь Казанской иконы Божией Матери. Здесь ежегодно в летний, свободный от основной работы период, отец Иоанн нес службу, кроме того, был членом попечительского совета храма.16 ноября 1916 года указом управляющего Петроградским учебным округом протоиерей Иоанн Кочуров был уволен от занимаемой должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переводом по епархиальной службе в Царское Село. Он был назначен вторым штатным священником в Екатерининский собор Царского Села.
После октябрьского переворота Царское Село стало местом противостояния большевистских отрядов красногвардейцев и моряков под командованием Павла Дыбенко и казачьих войск, продолжавших поддерживать свергнутого главу Временного правительства Александра Керенского. 30 октября (12 ноября) 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками духовенство решило пройти крестным ходом по улицам города с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани. Отец Иоанн участвовал в нем и произнес проповедь, призывая народ к спокойствию. 31 октября (13 ноября) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. Начались повальные обыски — искали укрывшихся казаков и оружие. Аресты не миновали и духовенство. Большевиков заинтересовал прошедший накануне крестный ход. Священники — участники крестного хода были схвачены, их повели на допрос в Запасной дворец, где разместился штаб, возглавляемый Дыбенко. Пришли и за отцом Иоанном. «Мой дед, Василий Иванович Кочуров, рассказывал, что отчетливо помнит, как 31 октября отец Иоанн только пришел со службы — была его череда, — как позвонили в дверь, вошли красноармейцы и пригласили идти с ними. Больше мой дед живым своего отца не видел», — рассказывает правнучка отца Иоанна Татьяна Кочурова.
В одной из петроградских газет 1 ноября 1917 года вышла небольшая статья «К расстрелу священника», которая сохранилась в семье младшего брата отца Иоанна. Вот отрывок из неё: «Прибывший из Царского Села очевидец Дорошенко передал потрясающую подробность зверского расстрела протоиерея Иоанна Александровича Кочурова. Когда матросы и солдаты явились в дом священника, вместе с отцом вышел сын отца Иоанна — Саша Кочуров, ученик царскосельской гимназии. Обливаясь слезами и держась за руку отца, он не отходил от него ни на шаг. У людей-извергов не поднимались руки, чтобы убить священника в присутствии малолетнего сына. Они начали гнать Сашу — Уйди! Уйди! Мы все равно убьем его…»
Причиной озлобления красногвардейцев было то, что отец Иоанн пытался увещевать их, выразил протест против незаконного ареста. Конвоиры штыками направили его путь к Феодоровскому Государеву собору. Они зашли за храм. Здесь, на окраине города, на дороге, соединявшей слободу Большое Кузьмино и деревню Александровскую, рядом с железнодорожными путями отдельной императорской ветки, расположились казармы и ангары Особого авиационного отряда.
«Тем временем, — продолжает корреспондент петроградской газеты, — подошли к ангарам, и Саша спрятался за строениями. Его заметил отец Иоанн, подозвал к себе движением руки.
— Уйди! — тихо сказал он сыну, — не поможешь, Сашенька! Прощай, Сашенька! Братцев и сестрицу поцелуй!
Саша передает, что отец очень волновался, но, видимо, не хотел, чтобы его волнение заметил сын.
Саша отошел и снова спрятался за строением.
— Теперь убирайся и ты к… — крикнули священнику матросы и солдаты.
Саша передает: „…у меня сердце забилось от радости… отпустят! Непременно отпустят — пронеслось в голове“.
Отец Иоанн сделал несколько шагов по направлению к ангарам. Раздался сзади нестройный залп, и священник упал, обливаясь кровью, сраженный предательскими пулями в спину.
Труп отца Иоанна, боясь возмущения народа, долгое время не разрешали внести в храм. Сделать это удалось только после вмешательства городской управы…
Для Царского Села священник собора протоиерей Иван Александрович Кочуров — почти новый человек. Вся его долгая служба прошла в Северной Америке. Отец Иоанн был одним из просвещенных священников и свободно владел европейскими языками. После себя оставил шесть сирот детей и никаких средств…»
Наутро его тело было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. 4 ноября 1917 года в Екатерининском соборе состоялось отпевание, в тот же день он был похоронен в усыпальнице под Константино-Еленинским (левым) приделом Екатерининского собора. 4 декабря 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров был канонизирован как священномученик Архиерейским собором Русской Православной Церкви с установлением дня памяти 31 октября (13 ноября).
Библейская археология на практике
— Священномученик Иоанн был похоронен в крипте храма, и никаких упоминаний, что его останки перед взрывом из собора кто-то выносил, не имелось, — это значило, что они так и находились там, — говорит отец Никита. — Когда встал вопрос о восстановлении храма, были организованы раскопки, главной целью которых стоял поиск мощей священномученика Иоанна. Это был 2006 год. Раскопками занимался Институт истории материальной культуры РАН, возглавляла экспедицию заместитель директора Наталья Фёдоровна Соловьёва. Это профессионалы, они занимаются раскопками по всему миру. Я тогда учился в Духовной академии, у нас был предмет Библейская археология. Я и несколько моих товарищей на каникулах участвовали в раскопках и использовали на практике те знания, которые получили от протоиерея Димитрия Юревича, нашего преподавателя. Было интересно, предмет перестал быть в наших глазах чисто теоретическим.
Раскопки шли всё лето. Представление о том, где находятся мощи, изначально, конечно, имелось, но археологический процесс — непростой и небыстрый. Отец Никита вспоминает, что сложнее всего было, когда понимаешь, что откопал какой-то предмет, сразу его не схватить:
— Археологи нас предупреждали: «Нельзя, раскрывай всё потихоньку!», и приходилось продолжать миллиметр за миллиметром. Когда мощи были обретены, сразу же отслужили молебен священномученику. Поскольку мощи находились под спудом разрушенного храма, были найдены только фрагменты. Их изучали криминалисты и специалисты из ИИМК. ДНК выделить не удалось, но все остальные исследования позволили сделать вывод, что это останки именно протоиерея Иоанна Кочурова. Мощи были перевезены в Софийский собор и находились там до окончания строительства Екатерининского собора. С тех пор, как в нашем соборе звучит молитва, они находятся здесь, в 2013 году для них сделана специальная рака, и все могут прийти и приложиться.
В храме можно приложиться еще к одной святыне, косвенно связанной с памятью священномученика Иоанна и прямо — еще одного священномученика: 24 ноября (7 декабря) 1917 года, в престольный праздник собора, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) совершил в соборе Литургию и подарил приходу икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Разумеется, митрополит не случайно выбрал именно эту икону, а в память о погибшем священнике.
После ликвидации собора его убранство оказалось в разных местах. Эта икона попала в Спасо-Преображенский собор в Петербурге, и к началу ХХI века там совершенно не представляли, откуда она, поскольку практически никто не помнил про существование Екатерининского собора в Царском Селе. Впоследствии икону вернули в собор, для нее сделали новый оклад. На нем выгравирован текст памятной надписи митрополита Вениамина, расположенной на обороте иконы.
В прошедшем году был утвержден текст службы новомученикам Петроградским и определен день их особого почитания. Этим днем стало 13 ноября — дата мученической кончины протоиерея Иоанна Кочурова. На недавно написанной для Екатерининского собора иконе новомучеников Петроградских в центре композиции — священномученики Вениамин Петроградский и Иоанн Царскосельский, и они держат в руках икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение».
Царское Село — Чикаго
Построенный отцом Иоанном храм в Чикаго до сих пор существует, в Царское Село в юбилейный год приезжали его прихожане. Потомки священномученика живут в разных городах, но самые прямые — в Санкт-Петербурге. Они приезжают к Царское Село, принимают участие во всех мероприятиях Екатерининского прихода, имеющих отношение к их святому предку. Правнучка отца Иоанна Татьяна Кочурова подготовила и издала книгу «…И страдавша, и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский», приуроченную к 100‑летию со дня его гибели.
Татьяна Игоревна рассказала, что много лет по крупицам собирала сведения о жизни и служении своего прадеда, протоиерея Иоанна Кочурова. Революция 1917 года, войны и репрессии раскидали когда-то большую и любящую семью Кочуровых.
— Будучи старшеклассницей, я начала робко задавать вопросы своему дедушке о том, кем был его отец. Ответ я получила очень краткий: «Отец был священник, которого расстреляли большевики за то, что он отслужил молебен казакам генерала Краснова».
Мои поиски продолжились в начале 1990‑х, когда моя родственница Людмила Григорьевна Кузьмина (Кочурова), живущая в Царском Селе, вместе с журналисткой Людмилой Черновской подготовили статью в царскосельской газете «Вперед» от 29 сентября 1992 года о жизни и гибели отца Иоанна Кочурова «…И страдавша, и погребенна…» После этого было знакомство с протоиереем Георгием Митрофановым, который сообщил, что Синодальная комиссия по канонизации на последнем по времени заседании в Москве рассмотрела материалы о жизни и служении отца Иоанна Кочурова. По его рассказу, который записала Людмила Черновская, 12 октября 1993 года в той же газете вышла статья «За веру и правду…» Первую статью я успела принести своему дедушке. Прочитав её, он с горечью сказал: «Большевики уничтожили всю мою семью».
После канонизации священномученика Иоанна в декабре 1994 года в первое воскресенье февраля 1995‑го на Соборной площади Царского Села в праздник новомучеников и исповедников Российских рядом с местом, где находился Екатерининский собор, был воздвигнут семиметровый деревянный памятный крест в память о священномученике Иоанне. Каждое воскресенье у этого креста совершались молебны, собирая многочисленных верующих. Тогда же состоялось мое знакомство с настоятелем Софийского собора протоиереем Геннадием Зверевым, который очень много сделал для прославления и почитания священномученика Иоанна Кочурова.
Татьяна Игоревна рассказала и о своей поездке в Чикаго вместе с сыном Игорем.
— В конце 1990‑х я нашла в записной книжке деда адрес Свято-Троицкой церкви в Чикаго и написала письмо настоятелю, протоиерею Сергию Гарклавсу. Можно представить, с каким волнением я ждала ответа и с какой радостью читала письмо от отца Сергия и матушки Александры Гарклавс. Они писали, что очень рады весточке от потомков отца Иоанна, о том, что долго и безуспешно пытались найти его родных перед канонизацией в 1981 году РПЦЗ всех священников-миссионеров. Так началось наше знакомство. В 2003 году мы с сыном были приглашены на празднование 100‑летия Свято-Троицкого собора в Чикаго. В аэропорту нас тепло встретили отец Сергий с матушкой Александрой, духовенство и прихожане храма. Мы поехали в гости к отцу Сергию, где он отслужил благодарственный молебен перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Мы много беседовали с батюшкой, слушали его рассказы о жизни в Риге, о спасении иконы, об архиепископе Иоанне Гарклавсе и о трудной и долгой дороге в далекую Америку. У нас с сыном остались прекрасные воспоминания об этой поездке. Связи с храмом в Чикаго не прервались: с нынешним настоятелем, отцом Александром Корандой, мы поддерживаем отношения, переписываемся по электронной почте, поздравляем друг друга с праздниками, мой сын встречался с ним в Петербурге.
Он ходил по этим улицам
В крипте собора 24 июня 2014 года открылся музей Царскосельского благочиния, рассказывающий об истории храмов Царского Села, Павловска и окрестностей. В экспозиции есть голограмма, поэтапно показывающая процесс раскопок, а затем строительства собора, и множество предметов, обнаруженных во время раскопок. Разумеется, есть отдельный раздел, посвященный священномученику Иоанну Царскосельскому. На месте обретения его мощей устроена часовня, работа над её убранством еще продолжается.
— Среди царскоселов он очень почитается, — продолжает рассказ отец Никита. — В год 100‑летия гибели протоиерея Иоанна Кочурова, в 2017 году, мы провели множество мероприятий, на которых рассказывали о мученическом подвиге отца Иоанна, устраивали беседы со школьниками. Эти беседы в основном проводились не в школах, а в храме и в музее. Было издано несколько книг, в нашем музее проводилась большая выставка. Особое впечатление на жителей Царского Села производит то, что отец Иоанн ходил по улицам нашего города, как и нынешние священнослужители, совершал богослужения и требы, люди приходили к нему со своими чаяниями.
В музейной экспозиции центральное место занимает макет Царского Села, показывающий расположение всех восстановленных храмов. На нем отчетливо видно, что Екатерининский собор был задуман как доминанта города. Наверное, примерно так и выглядели эти улицы, когда по ним ходил протоиерей Иоанн Кочуров.