Первый ключарь

В августе исполнилось 10 лет со дня кончины протоиерея Владимира Фоменко. Давайте вспомним некоторые известные нам страницы жизненного пути выдающегося петербургского пастыря, возглавлявшего приход собора Владимирской иконы Божией Матери почти двадцать лет и положившего немало сил на его возрождение из небытия.
Протоиерей Владимир Фоменко — ключарь Владимирского собора с 1990 года
Журнал: № 10 (октябрь) 2019Страницы: 46-49 Автор: Марина Михайлова Опубликовано: 17 октября 2019

ХОЧУ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

«Я родился в скромной семье, неизвестно, что ждало бы меня в будущем. В начале жизни было трудно представить, что когда-то буду жить в столичном городе, познакомлюсь с выдающимися личностями. Благодарю, что Господь призрел на смирение раба Своего. Несомненно, я благодарю Бога за то, что Он послал мне верную супругу Ольгу Владимировну, дал мне семью, которую я очень люблю и которой очень дорожу. Слава Богу, что мне пришлось служить в таком величественном соборе, каких я и не видывал в юности», — такие слова отец Владимир Фоменко произнес по случаю своего семидесятилетнего юбилея. В них — контуры его жизненного пути. А вот подробности.

Владимир Фоменко родился 15 января 1939 года, в день памяти великого русского святого — преподобного Серафима Саровского, в столице Белоруссии Минске. Его отец Трофим Устинович Фоменко происходил из крестьянской семьи, мать была дочерью присяжного заседателя. Отец будущего священника погиб на фронте, а мать вместе с детьми эвакуировалась в Оршу, на свою родину. По воспоминаниям отца Владимира, его родители не были набожными людьми. Мать не желала сыну священнической доли — в детстве ей довелось стать свидетельницей расстрела священнослужителя. Владимир рос некрещеным до 1943 года — в Минске не осталось ни одного действующего православного храма, ни одного священника. Немцы, оккупировав Белоруссию, разрешили богослужения, люди потянулись во вновь открытые церкви, тогда Владимир и принял Крещение в храме Преображения Господня в селе Чашники Витебской области. Во время совершения Таинства мальчик, как рассказывали, самостоятельно вошел в алтарь через Царские врата, никто его не остановил.

Молиться Володю учила бабушка — после переезда из Минска семья жила у нее. Отец Владимир вспоминал, как в детстве ездил с матерью на богомолья. Особенно запомнилась ему поездка 1949 года в Чашники, в Преображенский храм. Неизгладимое впечатление на мальчика произвела встреча с протоиереем Михаилом, когда-то крестившим его. Тогда впервые Володя подумал, что тоже хочет быть священником (и носить такую же бороду), как отец Михаил.


ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ

Детство Владимира Фоменко прошло в Белоруссии
Детство Владимира Фоменко прошло в Белоруссии

Решающую роль в жизни будущего пастыря сыграла встреча с протоиереем Владимиром Томашевичем, ставшим его духовным отцом. Родился он в 1909 году и жил в Западной Белоруссии, куда советская власть добралась только во время войны, где люди свободно исповедовали веру, ходили в православные храмы и в костелы, жили традиционным укладом. Отец Владимир Фоменко так вспоминал своего духовного отца:

— Он был исключительно религиозен. Свое молитвенное правило, сколько его помню, он никогда не опускал, утром и вечером всегда молился коленопреклоненно. В среду и пятницу не вкушал пищи до самого вечера. Когда он совершал Божественную литургию или всенощное бдение, то пред Престолом Божиим буквально пламенел. Ни одного возгласа он не произносил скороговоркой, каждое слово исходило из глубины души и звучало проникновенно и молитвенно. Он действительно призывал благодать Божию, и служба была одухотворенной, люди чувствовали это и тоже искренне молились. Это был истинный служитель Церкви Христовой. Его проповеди были глубоки и содержательны.

Отец Владимир Томашевич был очень энергичным священником, хорошо разбирался в сельском хозяйстве: умел и ухаживать за животными, и пчеловодством занимался, и за цветами следил; понимал в вопросах строительства и сам активно участвовал в возведении храма. Однажды он самостоятельно установил крест на купол. Рабочие отказались подниматься на такую высоту: это было очень опасно, специальных приспособлений у них не было, — и священник взял ответственность на себя. Всё прошло хорошо, отец Владимир Томашевич стал героем дня и приобрел еще большее уважение у людей. Часто вечерами в его доме собиралась местная интеллигенция.

— Считаю отца Владимира образцом христианина и священника. Ни в чем не увидел я в нем и тени недостатка, — вспоминал отец Владимир Фоменко своего духовника. — Говорил он всегда по делу, ругал по делу, жалел по делу. Было в нем что-то отцовское. Прожив на белом свете семьдесят лет и много повидав в своей жизни священников, могу сказать, что такого, каким был этот мой первый духовник, я больше уже не встречал.


ВЛАДЫКА АНТОНИЙ

В Минскую духовную семинарию Владимир Фоменко поступил в 1957 году, но уже на следующий год его призвали в армию. Отслужив в Карелии, он возвращался домой через Ленинград — и сразу полюбил этот город, мечтал вернуться сюда еще раз. В Минской духовной семинарии отец Владимир Фоменко обучался у известных преподавателей и богословов той эпохи, многие из них были выпускниками Петербургской академии, кто-то — теологического факультета Варшавского университета. Ректором семинарии и наместником Свято-Успенского Жировицкого монастыря был тогда будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников).

— Архимандрит Антоний преподавал нам в семинарии Новый Завет. Потом мне много доводилось слушать разных лекторов, замечательных преподавателей по этому предмету. Но так, как владыка Антоний, больше никто не преподавал Новый Завет… Стоило ему лишь появиться в аудитории, как всех нас, студентов, охватывало чувство чего-то необычайного. Всегда на лекциях какие-то открытия делались, всё время мы постигали нечто новое. Большим подспорьем на уроках служили его многочисленные коллекции открыток, монет, марок. Всегда владыка что-нибудь приносил на урок и иллюстрировал этими необыкновенными предметами свой рассказ, зримо подтверждая евангельский текст, — вспоминал отец Владимир.

Во время пастырского визита патриарха Алексия II в Санкт-Петербург. 1990 год
Во время пастырского визита патриарха Алексия II в Санкт-Петербург. 1990 год


АКАДЕМИЯ

После окончания семинарии в Минске Владимир Фоменко поступил в Ленинградскую духовную академию, аВ 1963 году митрополитом Ленинградским и Ладожским был назначен владыка Никодим (Ротов), уделявший большое внимание духовным школам.

— Владыка Никодим вселил в наши юные сердца надежду, что наше пребывание в Академии, отличная учеба и поведение будут обязательно востребованы в жизни. Он говорил нам: «Ваш долг учиться, а Господь Сам знает, в какое время вас призвать на служение Церкви Христовой». Владыка сам являл нам образец того, как должен относиться пастырь к своему служению. На возглавляемые владыкой службы собирался народ со всего города. Если кто опаздывал, место находилось только у притвора, — вспоминал отец Владимир. — О воспитанниках Духовной академии владыка проявлял поистине отеческую заботу. С его приходом улучшилось питание в академической столовой. Перед своими отъездами он старался с нами поужинать вместе, перед разлукой преподать наставление, напутствие. И пища на этих трапезах также отличалась от нашей обычной. Он старался, чтобы Академия была для нас родным домом, а он являлся бы наставником, главой академической семьи. Он купил для студентов телевизор, что было редкостью в те годы. Владыка хотел, чтобы молодежь была развита, разбиралась в текущих событиях и соответствовала вызовам времени.

Последней наградой, которую отец Владимир Фоменко получил из рук владыки Никодима, был протоиерейский чин. Священник был удостоен его в 1978 году на Пасхальной заутрене. А Ленинградскую духовную академию отец Владимир окончил в 1966 году со степенью кандидата богословских наук. В том же году он обвенчался с Ольгой Лютик, ставшей его верной спутницей и матерью четверых детей. 28 июля 1969 года Владимир Фоменко был рукоположен во пресвитера к храму святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.

— В выходные я служил в своем храме, а по средам ходил на акафист святителю Николаю в Никольский собор, где меня очень привлекали блестящие проповеди знаменитого протоиерея Александра Медведского. Он заметил мой интерес, благоговение, с которым я внимал каждому его слову, и при случае ходатайствовал перед владыкой Никодимом о моем назначении в Никольский собор, — вспоминал те годы отец Владимир Фоменко.


В НИКОЛЬСКОМ СОБОРЕ

Освящение памятника Ф.М. Достоевскому. 1997 год
Освящение памятника Ф.М. Достоевскому. 1997 год

В 1971 году отец Владимир Фоменко был назначен священником в Николо-Богоявленский кафедральный собор, в котором ему довелось прослужить 16 лет. Вместе с ним там служили пастыри еще дореволюционной школы — протоиереи Константин Быстриевский, служивший в храме Петергофского императорского дворца, прошедший ссылки и лагеря, Алексий Верзев, Михаил Гундяев, послушать проповеди которого собирался весь город, Борис Николаевский, Петр Жарков, проведший более двадцати лет в лагерях и ссылках.

— Они учили нас в первую очередь своей жизнью, своим примером: как нужно относиться к богослужению, как должен пастырь держать себя у Престола Божия, с какими чувствами, мыслями, в каком духовном и телесном состоянии необходимо пребывать, чтобы достойно и благоговейно совершать богослужение, — вспоминал отец Владимир. — Объясняли, почему необходимо иметь духовника и регулярно у него исповедоваться. Учили, как серьезно надо готовиться к проповеди. Своим служением научали нас чинному, благоговейному совершению треб, молебнов, отпеваний, чтобы верующие видели отношение пастыря к святыне и учились тому же. Они объясняли нам, что отношения пастыря с мирянами должны быть исключительно деликатными. Все люди в те годы испили горькую чашу. Не было семьи, которую бы обошла беда. Позади были война, блокада, репрессии, гонения, ссылки, несправедливость. Пожилые священники сами пережили гонения, ссылки, семейное горе. И они учили нас беречь людей, дорожить ими, помогать, утешать, наставлять, не жалея себя. Если прихожане просят поехать куда-нибудь (пусть это и далеко) освятить дом, пособоровать, причастить, надо ехать. Автомобилей тогда ни у кого не было. Своим ходом, на общественном транспорте добирались. Особенно Великим постом совершали много соборований. Это Таинство было запрещено в храмах. Священники были очень загружены, совершали много треб, окормляли множество народу, работали на износ, можно сказать.

Никольский кафедральный собор, в котором отец Владимир служил в 1970–1980-е годы, был очень знаменит в советское время. Здесь часто служили архиереи, совершались хиротонии. Всегда собор был полон, особенно на митрополичьих богослужениях. Рядом с храмом — Мариинский театр, солисты которого не только молились в Никольском соборе, но и пели за богослужением.

— Собор собирал цвет интеллигенции, — говорил отец Владимир Фоменко. — В 1971 году мне пришлось отпевать отца нашего знаменитого тенора Владимира Атлантова, Андрея Петровича. Через два года принимал участие в отпевании известной писательницы Веры Пановой. В Никольском соборе провожали в жизнь вечную и Анну Ахматову. У этих известных людей в те годы при жизни не было возможности проповедовать христианскую веру, но особым образом они проповедовали после смерти, показывая, что пронесли веру через всю жизнь.

В 1987–1990 годах протоиерей Владимир Фоменко состоял клириком Спасо-Преображенского собора. В 1990 году митрополитом Алексием (позже Святейшим Патриархом всея Руси) отец Владимир был назначен ключарем в возвращенный Церкви храм Владимирской иконы Божией Матери.

Именно при отце Владимире Фоменко возродилась богослужебная и приходская жизнь Владимирского собора
Именно при отце Владимире Фоменко возродилась богослужебная и приходская жизнь Владимирского собора


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Этот храм, по сравнению с другими церквами, находился в более-менее приличном состоянии, его внешний фасад не был разрушен. Но внутренние коммуникации, отопление, водопровод, балки, стропила крыши были в плохом состоянии и требовали капитального ремонта. Можно сказать, что фабрика «Ленмашучет» вовремя освободила храм: это спасло святыню от окончательного разрушения. И этот прекрасный памятник архитектуры был сохранен.

Для работ по реставрации и налаживанию приходской жизни требовался молодой энергичный настоятель. Выбор митрополита Алексия пал на протоиерея Владимира Фоменко. По предложению отца Владимира митрополит Алексий благословил, чтобы храм был открыт в течение всего дня и там всегда находился бы дежурный священник.

Вскоре после освящения была открыта воскресная школа, создан детский хор. Занимались когда на хорах, когда в трапезной, так как помещений, приспособленных для занятий, еще не было. Но главное — люди стали приходить в Церковь. Вот как отец Владимир вспоминал эти годы:

— Знаете, когда в вашем распоряжении оказывается помещение, в котором вам предстоит жить и работать, конечно, это удваивает силы. Не только служащие храма, но и все богомольцы принялись за восстановление святыни. Когда люди увидели эту нечистоту в Божьем доме и когда узнали, что со старым покончено, то буквально забыли и о сне, и о еде, и о своих званиях, и о своих летах. Просто поразительно, откуда сила-то взялась в этом тощем теле, в этих обокраденных духом людях, которые не получили никакого представления о Боге. Церковно-приходские школы были закрыты, Закону Божию уже не обучали, литературы не было. Только креститься могли некоторые, и то еле-еле. И вдруг откуда-то у них появляется возвышенное религиозное чувство, эта любовь, эта жажда восстановления святыни.

После митрополита Алексия, стоявшего у истоков возрождения Владимирского храма, его настоятелем стал митрополит Иоанн. Но основные годы служения отца Владимира Фоменко в соборе Владимирской иконы Божией Матери — последние пятнадцать лет — протекали при митрополите Владимире. Девятнадцать лет протоиерей Владимир Фоменко возглавлял приход храма Владимирской иконы Божией Матери, получившего в 2000 году статус собора. Сегодня при соборе действуют школа звонарей, знаменитый детский церковный хор под руководством Ирины Валентиновной Болдышевой. Ключарь собора немногим меньше двадцати лет был духовным наставником Пасхального фестиваля в Петербурге.

Земной путь отца Владимира завершился 10 августа 2009 года. Его духовным завещанием мы можем считать напутственные слова, приготовленные им к 40-летию своей хиротонии, которое он встретил уже в больнице: «Хочется напомнить дорогим братьям и сестрам главные для каждого христианина слова, которые мы всегда должны помнить: „Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её“ (Mф. 16, 18), „Не бойся, малое стадо“ (Лк. 12, 32). „Будь Мне верен до смерти и дам тебе венец Жизни“ (Откр. 2, 10). „Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою“ (Тим. 4, 12). „Русь святая, храни веру православную, в ней же её утверждение“. Это главное, на чем пастырь и мирянин должен строить свою жизнь, лучше не сказать. Остальное всё — в руках Божиих».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"