Первый храм петербургских военных
Еще сто лет назад Красное Село было блестящей императорской резиденцией: царские дворцы, ухоженные парки. На сцене местного театра выступали знаменитые артисты, а с трибун ипподрома за скачками наблюдали «сливки» петербургского общества. Летом же Красное Село превращалось в воинскую столицу страны: учения, парады, смотры — тысячи солдат и офицеров. Аристократический лоск с городка давно сошел, а вот воинским центром, хотя бы в масштабах Петербурга, Красное Село можно назвать и сегодня. Здесь находится первый храм, открывшийся как храм военного благочиния, — Троицкая церковь, одна из старейших в Петербурге.
Раздел: Приход
Храм Святой Троицы в Красном Селе
Журнал: № 1A (Специальный выпуск №4, январь) 2015Страницы: 44-45 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 16 февраля 2015
Храм Святой Троицы в Красном Селе построен в 1733–1735 годах по проекту архитектора И. Бланка. В 1937 храм был закрыт, клир подвергся репрессиям. В 1941-м немецкое командование разрешило открыть храм, в нем два года совершались богослужения. Через 20 лет после войны здание приспособили под Дом культуры. 25 января 1995 года малым чином освящен главный престол храма. Тогда же вновь назначенный настоятель протоиерей Александр Ганьжин отслужил первую Литургию в соборе. Именно отец Александр стоял во главе прихода последние 19 лет и руководил всеми работами по восстановлению храма. Лишь в июне 2014 года его сменил протоиерей Георгий Волобуев.
Все они не только присутствуют в частях на принятии присяги и официальных мероприятиях, но действительно проповедничают: проводят беседы с военнослужащими, их женами и детьми. Встречи проходят обычно в воинских часовнях или молельных комнатах, которые есть почти в каждой части.
— Очень часто военнослужащие интересуются различием между христианством и исламом, на эти беседы к нам приходят даже сами мусульмане. И им нравится, что мы рассказываем не по бумажке, а своими словами, на конкретных примерах, приводя отрывки из Библии и Корана, — говорит протоиерей Георгий Волобуев. — Вот многие возмущаются: а зачем в армии попы? А затем, что военные хоть и живут немного в своем мире, но и они стремятся к Истине, и священник для них — как отец родной, который может и поддержать, и наставить, и подсказать что-то.
Некоторые военные даже помогают клирикам храма совершать службы.
Юрий Фефилов работает пономарем в Троицкой церкви чуть меньше года:
— Я служу по контракту. И когда военкомат направил меня в часть, первым делом узнал, где здесь ближайший храм. Почти сразу стал помогать в алтаре. Для меня это большая радость, это ведь как отцу помогать.
Храм Святой Троицы в Красном Селе (Гарнизонный)
Красное Село,
пр. Ленина, д. 108;
741-45-95, 741-45-36
Богослужения:
ежедневно.
Литургия:
9:00, по воскресным
и праздничным дням — 7:00 и 10:00.
Вечерние
богослужения: 17:00
Здание храма было частично передано Церкви в конце 1995 году: в советские времена здесь располагался Дом культуры.
Тамара Ропотова, одна из первых прихожанок, а сейчас помощница настоятеля, вспоминает, что тогда храм лишь отдаленно напоминал Дом Божий:
— От прежнего убранства не осталось почти ничего, не было окон, в помещении везде были развешаны зеркала. Нам сначала отвели небольшой закуточек, который не мог вместить всех приходящих на службы. А целиком здание вернули только в 1998 году.
Восстанавливали церковь всем миром. Помогали и рядовые граждане, и городские предприятия. Большой вклад внесли строительная компания «Мостоотряд № 19», дочерние структуры «Газпрома», некоторые депутаты. Всегда на помощь был готов прийти президент сети магазинов «Компьютерный мир» Андрей Лукин, духовное чадо отца Георгия Волобуева. Важно было, чтобы внутреннее убранство храма соответствовало первозданному оригиналу. Реставраторам это удалось: жители Красного Села передали приходу фотографии 1933 года — то есть сделанные за несколько лет до закрытия церкви. Эти снимки из личных архивов уникальны: их нет ни в государственных архивах, ни в музейных коллекциях. Именно по ним удалось восстановить иконостас.
— У нас есть несколько свидетельств исцеления по молитвам перед образом, дарования детей супругам, которые долго не могли родить, — рассказал клирик храма протоиерей Игорь Антонец.
Другой образ — икона святителя Николая Чудотворца. В свое время икону спасла от сожжения местная жительница, забрав ее с городской площади домой. Перед смертью она завещала сыну вернуть образ в восстанавливающийся храм.
— Время было тяжелое, и этот мужчина решил нам икону не подарить, а продать, — рассказала Тамара Ропотова. — У прихода денег тоже на тот момент не хватало, и нам пришлось обращаться за помощью к спонсорам. Слава Богу, они нам не отказали. Теперь образ хранится у нас.
Воины Христовы в российской армии
Клир храма знаком с жизнью военных не понаслышке. С одной стороны, в Красном Селе сосредоточено большое количество военных гарнизонов и летних выездных лагерей. С другой — все священники проходили службу в рядах Вооруженных Сил, а настоятель, протоиерей Георгий Волобуев, побывал даже в горячих точках (см. стр. 9). Сегодня все клирики Троицкой церкви оформлены в штат Вооруженных Сил: протоиерей Димитрий Труфанов числится при учебном отряде ОМОН, расквартированном в Красном Селе, протоиерей Игорь Антонец окормляет военных из части воздушно-космической обороны в поселке Хвойный, а настоятель является помощником командующего Западного военного округа.Все они не только присутствуют в частях на принятии присяги и официальных мероприятиях, но действительно проповедничают: проводят беседы с военнослужащими, их женами и детьми. Встречи проходят обычно в воинских часовнях или молельных комнатах, которые есть почти в каждой части.
— Очень часто военнослужащие интересуются различием между христианством и исламом, на эти беседы к нам приходят даже сами мусульмане. И им нравится, что мы рассказываем не по бумажке, а своими словами, на конкретных примерах, приводя отрывки из Библии и Корана, — говорит протоиерей Георгий Волобуев. — Вот многие возмущаются: а зачем в армии попы? А затем, что военные хоть и живут немного в своем мире, но и они стремятся к Истине, и священник для них — как отец родной, который может и поддержать, и наставить, и подсказать что-то.
Некоторые военные даже помогают клирикам храма совершать службы.
Юрий Фефилов работает пономарем в Троицкой церкви чуть меньше года:
— Я служу по контракту. И когда военкомат направил меня в часть, первым делом узнал, где здесь ближайший храм. Почти сразу стал помогать в алтаре. Для меня это большая радость, это ведь как отцу помогать.
Храм Святой Троицы в Красном Селе (Гарнизонный)
Красное Село,
пр. Ленина, д. 108;
741-45-95, 741-45-36
Богослужения:
ежедневно.
Литургия:
9:00, по воскресным
и праздничным дням — 7:00 и 10:00.
Вечерние
богослужения: 17:00
Всем миром
Здание храма было частично передано Церкви в конце 1995 году: в советские времена здесь располагался Дом культуры.
Тамара Ропотова, одна из первых прихожанок, а сейчас помощница настоятеля, вспоминает, что тогда храм лишь отдаленно напоминал Дом Божий:
— От прежнего убранства не осталось почти ничего, не было окон, в помещении везде были развешаны зеркала. Нам сначала отвели небольшой закуточек, который не мог вместить всех приходящих на службы. А целиком здание вернули только в 1998 году.
Восстанавливали церковь всем миром. Помогали и рядовые граждане, и городские предприятия. Большой вклад внесли строительная компания «Мостоотряд № 19», дочерние структуры «Газпрома», некоторые депутаты. Всегда на помощь был готов прийти президент сети магазинов «Компьютерный мир» Андрей Лукин, духовное чадо отца Георгия Волобуева. Важно было, чтобы внутреннее убранство храма соответствовало первозданному оригиналу. Реставраторам это удалось: жители Красного Села передали приходу фотографии 1933 года — то есть сделанные за несколько лет до закрытия церкви. Эти снимки из личных архивов уникальны: их нет ни в государственных архивах, ни в музейных коллекциях. Именно по ним удалось восстановить иконостас.
Святыни утраченные и вновь обретенные
Прихожане и священники уверены, что у них в храме хранится чудотворный образ — список Казанской иконы Божией Матери. Сейчас он выставлен для поклонения на аналое перед амвоном. Икону нашли на колокольне храма уже в 90-х, разгребая завалы мусора. Как она там оказалась, доподлинно неизвестно, но, скорее всего, ее спрятали верующие при закрытии церкви.— У нас есть несколько свидетельств исцеления по молитвам перед образом, дарования детей супругам, которые долго не могли родить, — рассказал клирик храма протоиерей Игорь Антонец.
Троицкая церковь наполняется военными только в особо торжественные дни. В остальное время это обычный приходской храм
Другой образ — икона святителя Николая Чудотворца. В свое время икону спасла от сожжения местная жительница, забрав ее с городской площади домой. Перед смертью она завещала сыну вернуть образ в восстанавливающийся храм.
— Время было тяжелое, и этот мужчина решил нам икону не подарить, а продать, — рассказала Тамара Ропотова. — У прихода денег тоже на тот момент не хватало, и нам пришлось обращаться за помощью к спонсорам. Слава Богу, они нам не отказали. Теперь образ хранится у нас.