Первая весть
В то время женщины после субботы на рассвете пришли к гробнице, неся приготовленные благовония. И обнаружили они, что камень от входа в гробницу отвален; а войдя внутрь, не нашли тела Господа Иисуса. И вот, когда пребывали они в недоумении, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих, как молния. Когда же они, устрашившись, склонили лица к земле, те сказали им: «Что вы ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он восстал. Вспомните, как Он сказал вам, еще когда был в Галилее, про Сына Человеческого, что должно Ему быть преданным в руки людей грешных, и претерпеть распятие, и на третий день воскреснуть». И припомнили они слова Его; и возвратившись от гробницы, поведали обо всем этом Одиннадцати и всем прочим. А были это Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие женщины были с ними; и все они говорили апостолам то же. Но тем слова эти показались бредом, и они женщинам не верили. Петр, однако, поднялся и побежал к гробнице, заглянул в нее и видит только саван; и пошел он к себе, изумляясь случившемуся. (Лк. 24, 1-12; Перевод Сергея Аверинцева)
В древнем Израиле суббота была днем покоя, установленным Ветхозаветным законодательством. И если весь Ветхий Завет мы воспринимаем как таинственное свидетельство о Христе, то, конечно, и субботний покой, предписанный древним законом, для нас является прообразовательным указанием на покой Великой Субботы. В этот день снятое с Креста Тело Христа Спасителя покоилось во Гробе.
А те женщины, что в дни земного служения Господа следовали за Ним и «служили Ему имением своим», а затем находились рядом с Крестом, тоже исполнили заповедь о покое. А когда прошла суббота, сразу же, еще «зело рано», поспешили ко Гробу, чтобы сделать то, что не успели в Великую Пятницу: умастить по тогдашнему обычаю погребения Тело своего Учителя миром. По дороге они рассуждали между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?», но когда они подошли к месту погребения, оказалось, что камень уже отвален, а Гроб — пуст, потому что «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ!»
Когда сейчас мы читаем Евангелие, когда мы присутствуем на богослужении Страстной седмицы, мы знаем, что страдания и смерть Господа Иисуса Христа закончатся Его победой — Его Воскресением. Но этого не знали жены-мироносицы. Хотя Господь предупреждал Своих учеников, что Он будет предан в руки грешников, будет убит, а в третий день воскреснет, тем не менее, тогда они еще не могли вместить эти слова. И поэтому, обнаружив Гроб пустым, жены-мироносицы были совершенно растеряны и «недоумевали о сем». Кто же были эти женщины, что самыми первыми оказались у пустой гробницы? Помимо перечисленных Лукой Марии Магдалины, Иоанны, Марии, матери Иакова, Церковь в упомянутых евангелистом «других» узнает прежде всего Марию и Марфу — сестер четверо-дневного Лазаря, а также Марию Клеопову и Сусанну. А была ли вместе с ними у Гроба Пресвятая Богородица? Ведь по общему церковному мнению именно Божия Матерь, первая из людей в день Благовещения услышавшая о пришествии в мир Христа, первая же удостоилась принять весть о Воскресении Своего Сына и Бога. Святитель Григорий Палама, сообщая, что Воскресшего Господа первой узрела Дева Мария, ссылается на тщательное изучение и сопоставление свидетельств четырех евангелистов. Согласно его мнению, мироносицы пришли ко Гробу при наступлении утра, но не все одновременно. Самыми первыми там оказались Мария Магдалина и, согласно Матфею, «другая Мария», в которой Григорий Палама видит Марию Богородицу. Обнаружив Гроб пустым, Мария Магдалина, по-видимому, сразу же поспешила к ученикам — Петру и Иоанну и вслед за ними вновь вернулась ко Гробу, где удостоилась явления Воскресшего. Между тем подошли и другие жены-мироносицы вместе с Девой Марией. Они еще прежде прихода остальных услышали от ангела (по мнению святителя, это был Архангел Гавриил) о Христе: «Его здесь нет — Он воскрес!» Об этой странице в евангельской истории припев девятой песни пасхального канона говорит так: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся и паки реку: радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от Гроба». Ангел сказал: «Подойдите, осмотрите место, где Он лежал» (Мф. 28, 7). Что увидели они в пустой гробнице? То, что описал другой свидетель Воскресения — апостол и евангелист Иоанн Богослов: «пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 7).
Постепенно подошли все остальные мироносицы и тоже услышали о Воскресении, на этот раз уже от двух ангелов — двух мужей в блистающих одеждах: «Что вы ищете живого с мертвыми?» Некоторые из мироносиц «были вне себя от трепета» (Мк. 16, 8) так, что они убежали, другие же мироносицы, по слову Григория Паламы, «последовали за Божией Матерью и были обрадованы видением и словами Господа» (Омилия 18. В неделю мироносиц), потому что Сам «Иисус предстал перед ними, говоря: „Радуйтесь!“ Они же, приблизясь, поверглись перед Ним ниц и обняли ноги Его» (Мф. 28, 9).
Почему же Евангелие прямо не говорит о явлении Воскресшего Христа Своей Пречистой Матери? На это Синаксарь (сборник чтений на Утрени) в день Пасхи отвечает так: «Да не показалось бы Воскресение сомнительным из-за того, что весть о нем принадлежит Матери».
Никто из евангелистов не описывает самого момента Воскресения, потому в церковной среде часто возникали споры о том, как должно изображаться Воскресение Христова на иконе. Одна из самых древних икон Воскресения — это изображение жен-мироносиц у пустого Гроба с оставленными пеленами о отдельно лежащим сударем — платом. Иногда говорят о том, что распространенное у нас под влиянием западной живописи изображение Господа на фоне отваленного от Гроба камня и подающих ниц воинов не соответствует событиям Воскресения. Действительно, Господь Воскрес еще до землетрясения, вызвавшего бегство стражи, об этом в церковных песнопениях говорится: «Господи, запечатанный от беззаконных Гроб прошел, также как родился от Богородицы: не уразумели, как Воплотился безплотные Твои Ангели, не почуствовали когда воскрес стерегущие Тебя воины» (стихира на хвалитех). Но ведь икона является не иллюстрацией, а богословским осмыслением евангельских событий. И еще одна древняя икона Воскресения — «Схождение во ад», являет нам то, что превосходит человеческий опыт, но открывается нам в Новом Завете и Предании: Христос «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духом, сошед проповедал» (1 Пет. 3, 18-19). Умерев на Кресте плотью, Господь душою сошел во ад, так как уходили до Него в ад души всех, живших на земле: души праведников к месту упокоения, а души грешников к месту мучения. Но на этот раз в ад с душою Спасителя приходит Его Божество. И тогда: «Ад огорчился… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!» (Пасхальное огласительное слово свт. Иоанна Златоуста). И на иконе Сошествия во ад Спаситель за руки подымает из преисподней первых людей — Адама и Еву, а в их лице все ветхозаветное человечество — всех, кто ожидал Его пришествие, кто смог Его принять. И о том, что Господь, пребывая в Гробнице телом, как Бог неразлучно был с Отцом, и в то же самое время сходил в ад, тропарь Великой Субботы говорит: «Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».
Одиннадцать евангельских зачал — отрывков, повествующих о событиях Воскресения Христа Спасителя, поочередно звучат на воскресном Всенощном бдении в течение всего года. Одно из этих зачал — рассказ евангелиста Луки о пустом Гробе. Самое начало вести о Воскресении — когда после дня покоя время словно бы вновь начало движение, и мироносицы поспешили ко Гробу Христа Жизнодавца, чтобы там принять от ангелов весть о победе над смертью.
Воскресение Христово есть основа нашей веры, апостол Павел пишет: «Если Христос не воскрес, вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 14) Так было с первыми учениками Господа, когда Воскресший Господь «сделал ум их способным к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45) и даровал благодать быть верными Ему даже до смерти. Так происходит и с нами: только вера в Господа, победившего смерть, дает нам надежду на наше воскресение к жизни вечной и уже сейчас возможность на переход от тьмы к свету, от греха к праведности.
Иллюстрации: Екатерина Гаузельман