Пасхальные рекомендации

Если вдуматься, то перед православным христианином в преддверии Пасхи стоит всего два вопроса: как приобрести пасхальную радость и как её не потерять уже на первой праздничной неделе. На эти два вопроса — ссылаясь на личный опыт и на опыт Церкви — отвечают преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии.
Раздел: ПОДРОБНО
Пасхальные рекомендации
Журнал: № 5 (май) 2024 Опубликовано: 6 мая 2024


Не оставляйте молитвы

Иерей Кирилл Никитин, помощник проректора по воспитательной работе СПбДА

Зачастую нам хочется, чтобы наши постовые усилия, коленопреклоненные молитвы были вознаграждены пасхальной радостью. И всё же не стоит забывать, что пост — это прежде всего закалка и воспитание духа. Пос­товые ограничения помогают возрастить нашу силу воли, укорениться в добре, а также приводят к осознанию наших недостатков, духовных брешей, которые необходимо залатать. Недаром апостол Павел пишет: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вож­делений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 16–17).

В каком-то смысле разговенье — часть пасхальной радости, ведь мы не бесплотные ангелы и вкушаем пищу земную, столь приятную для нас. Главное не забывать, что пища земная способна принести радость ровно в той мере, в которой мы себя ограничиваем, и основной Трапезой для нас должна быть пища духовная: святое Причастие, Пресвятое Тело и Честная Кровь Христовы.
Каждая Пасха для меня особенна по-своему. Она может быть тихой и мирной, а может быть очень радостной — такой, когда захватывает дух и словно не понимаешь, где находишься: на небе или на земле. Больше всего мне запомнилась Пасха 2010 года, когда это событие я, увы, пропустил и не смог присутствовать на службе. Я очень опечалился. На тот момент я ещё не был глубоко воцерковлен и не знал, что все богослужения пасхальной седмицы идут пасхальным чином, думал, что с окончанием пасхальной службы праздник закончился. Придя же помолиться в Светлый Понедельник в Казанский собор, я был приятно удивлен!.. После богослужения меня случайным образом пригласили в алтарь, дали хоругвь, и вместе со всеми клириками и молящимися мы совершили крестный ход по Казанскому собору, пропевая радостное «Христос Воскресе!»
И после службы я уже не шёл, а летел, образно говоря, — так окрылила меня благодать Божия, обильно излившаяся тогда в мое сердце… Это была живая встреча с Живым Богом! Это был личный духовный опыт общения с Богом посредством благодати, той самой нетварной энергии, о которой пишет святитель Григорий Палама: «Эти энергии не есть нечто отдельное от Бога — это Сам Бог в Его обращении к миру». Он же считал, что стать причастником Божеского естества можно уже в этой жизни, по причастности к этой энергии, и всё творение является осуществлением Божественных энергий.
После этого благодатного события, которое изменило меня и мою жизнь, словно пробудившись от сна, я понял, что хочу жить, а не существовать! И тогда же пришло твердое желание посвятить жизнь Господу, поступить в семинарию, а там уже положиться на волю Божию, чтобы Он указал место моего дальнейшего служения Ему.
Первая Пасха, которая запечатлелась в детском сознании, — это служба на Воскресение Христово, когда мне было пять лет. Не все детали этого события сохранила моя память, но могу точно сказать, что духом я понял и осознал всю важность и значение происходящего. И почувствовал тогда большую радость, которую трудно описать словом, а думаю, даже и невозможно. И быть может, это и стало тем добрым семенем, зародившимся тогда в моем сердце, открытом для Господа, началом на пути следования к Нему.
Что делать, если нет пасхальной радости? Прежде всего — не унывать. Ибо «Дух дышит, где хочет» и «когда хочет», и Милостивый Всезнающий Господь подаст утешение в свое время. Только не следует опускать руки, необходимо молиться и со смирением стараться менять свою жизнь, идя к Нему навстречу и очищая сердце покаянием, ибо в заповеди Блаженств Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И Господь, который есть Любовь, даст возможность встретить Его посредством благодати.
Еще я бы порекомендовал каждому из нас прежде всего настроиться на частоту духовную: во‑первых, посещать богослужения в Светлую Седмицу, не оставлять молитв, помня о том, что празднование Пасхи — это радость прежде всего духовная. И во‑вторых, не набрасываться на еду, стараясь придерживаться умеренности в пище и питье, не срываться в другую крайность, так как существует опасность погрязнуть в духовном расслаблении. С наступлением Воскресения Христова наше христианство не заканчивается, поэтому, не оставляя молитвы и посещения богослужений, будем и дальше стремиться к исправлению жизни нашей!


Праздник не пройдет мимо нас

Иеромонах Лука (Пронских), секретарь Ученого совета, заведующий учебно-методическим отделом, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА

Пасха является главным событием, связанным с пришествием Христа в этот мир, с воплощением Бога в теле и Его умалением Себя как Бога. Великий пост, предшествующий Пасхе, готовит нас к этому событию, особенно если мы обращаемся к людям, еще не пришедшим к христианской вере и не понимающим её истин. Богослужения Великого поста и атмосфера в храме помогают нам подготовиться к встрече со Спасителем и особому пониманию Воскресения Христова. Как весь суточный круг богослужений постепенно ведет нас к Литургии и Евхаристии, так и вся христианская жизнь направлена к главному событию — к Светлому Христову Воскресению.

Наверное, стоит рассказать о том ночном богослужении, которое впервые осознанно отразилось в моем сердце, в моем сознании. Это была Пасха в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге, богослужение возглавлял митрополит Владимир (Котляров). Служба была особенно торжественной и прошла на одном дыхании. Позже, спустя некоторое время после моего воцерковления, я заметил, что особое внимание уделяется подготовке к Пасхе и дням Великого поста. Богослужения Пасхи тесно связаны с предшествующими особыми богослужениями Страстной седмицы. Это очень важно, когда ты переживаешь события, предшествующие Воскресению Христову, вместе с Церковью и подготавливаешь себя. Тогда, конечно, богослужение и само Воскресение Христа Спасителя особенно отзываются в сердце. И вот такое, уже более осознанное пасхальное богослужение было на подворье Оптиной пустыни на Васильевском острове. Это был второй период. А третий период — это, безусловно, пасхальное богослужение во время обучения в Санкт-Петербургской духовной академии, когда мы всей академической семьей собираемся в нашем храме и молимся, подготавливая себя к встрече со Христом.
Каждый год Пасха открывается по-особому, точно так же, как мы читаем один и тот же евангельский отрывок — и всегда через призму святоотеческую, через призму глубокого понимания текстов Священного Писания вновь и вновь открываем для себя новые смыслы. А в эмоциональном плане?.. Служение в Академии — это такое мощное, эмоциональное, эстетическое и духовное событие, когда мы все вместе, всей академической семьей, три больших хора, прославляем Воскресшего Христа Спасителя и радуемся этому событию. Во время подготовки к торжественному богослужению я увидел академический храм украшенный, то, как подготавливается храм, и потом само пасхальное богослужение. И это произвело на меня колоссальное впечатление, очень яркое, мощное… Вот это было запоминающимся событием.
Правильное понимание догматики, богослужебных текстов, которые нам предлагает Церковь, если мы внимательно вслушиваемся в них и размышляем над ними, особенно в  дни Страстной седмицы, поможет нам осмыслить события Воскресения Христова. Бывает так, что человек не чувствует, но это говорит о необходимости более внимательно вести свою духовную жизнь. Чем строже и тщательнее мы подготавливаем себя к Великому посту и встрече с Воскресшим Христом, тем ярче и глубже понимание, чувствование Пасхи и Воскресения Христова. Аскетическая традиция, вообще церковная традиция направлены на то, чтобы человек подготовил себя, свое тело и ум, чтобы мы постились, молились, воздерживались от вредных привычек, которые отвлекают наше внимание от Бога. Если мы подготавливаем себя и воздерживаемся, то Господь не оставит ищущего человека, стремящегося к Нему, и даст благодать, особое чувство пасхальной радости. Поэтому ни в коем случае не нужно унывать и думать, что Пасха пройдет мимо нас. Нужно молиться и стремиться, чтобы Господь коснулся нашего сердца.


Радость встречи

Иерей Игорь Иванов, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА

Церковный человек начинает праздновать Святую Пасху в храме, посещая пасхальные богослужения. Конечно, он стремится разделить пасхальную радость с единоверцами — родными, друзьями и близкими по духу людьми. Поэтому в этом ключе он однозначно может церковное измерение почувствовать в эти святые дни. То, что при этом происходит внутри него самого как личная встреча с Воскресшим Спасителем, может переживаться с разной степенью интенсивности и вне зависимости от внешнего состояния и окружения, уединенности или общения. Например, это может быть и тихая радость, и молитвенное славословие, и мирное благорасположение, и добрая улыбка, и светлый взгляд. Именно они могут свидетельствовать о приобщении пасхальной благодати. Особенно уединяться или отдаляться от людей в эти дни, наверное, было бы немного эгоцентричным стилем поведения, попыткой как бы приватизировать пасхальную радость в режиме «только для себя». Поэтому наилучшим будет настрой себя на то, что радость личной встречи с Воскресшим Спасителем — это еще и радость встречи с ближними во Христе. Ведь и Сам Господь сказал: «блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). 

Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"