Парнасские младенцы
Высокий штиль
Наверное, неспроста в храме, посвященном памяти первых мучеников за Христа — Вифлеемских младенцев, которым многие века люди молятся именно о здоровье и воспитании детей, сложилась такая детская община. У Бога, мы знаем, ничего случайного не бывает. Как говорит настоятель храма иерей Максим Устименко, из 100 причащающихся на воскресной Литургии половина — дети. Эти парнасские «младенцы», молодое поколение молодого района Санкт-Петербурга, растут под защитой своих крошечных небесных покровителей и под чутким духовным руководством настоятеля храма и старших общины.
Отец Максим, будучи назначен на приход, сразу определил для себя ориентир: создавать общину и церковный приход в сложившихся культурных традициях, прививая прихожанам высокий петербургский дух и чуткость. Если так можно выразиться, «высокий штиль».
— Парнас — новый микрорайон, живут здесь в основном люди приезжие, более 90%, это точно, — рассказывает настоятель. — Из Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии. Весь бывший Советский Союз тут представлен. Прихожане в шутку даже называют наш храм и общину «Ноев ковчег». Я понял, что многие люди, оказавшиеся в Санкт-Петербурге недавно и пришедшие в наш храм, будут формировать представление о нашем славном городе через призму устоев местной общины.
Эти устои отец Максим перенял не только от преподавателей и проповедников Санкт-Петербургской духовной академии, где получил блестящее образование и духовное окормление. До направления в здешний приход он много лет служил в старинном Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. И сейчас старается установить в новом храме на окраине усвоенный от своих учителей порядок: соблюдать великолепие и при этом строгость и чинность православных служб, заботиться о формировании благозвучного профессионального церковного хора, придерживаться вековых традиций христианского воспитания юной паствы.
Школа духа
Отец Максим родился в далеком Казахстане, однако воспоминания детства у него связаны прежде всего с болгарскими прабабушками, у которых ребенком он не раз бывал в гостях. Первый христианский опыт он получил, наблюдая за простой домашней молитвой прабабушки у икон с лампадами, держась за руку мамы в храме. Ему было тогда 4–5 лет.
— В семь лет я сам надел крестик и сам просил маму водить меня в храм на службу, — вспоминает настоятель. — А став чуть старше, уже ходил на службу самостоятельно. Вставал рано утром, садился на троллейбус и ехал через весь Актюбинск, где мы тогда жили, в храм. Тогда я понял, что хочу быть только священником.
После распада СССР семья приняла решение переехать в Россию. Школу Максим Устименко оканчивал уже здесь. Решение о выборе жизненного пути, принятое в детстве, было твердым. В 1999 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Священник с теплотой и сердечностью вспоминает годы учебы, от сердца благодарит учителей — почивших о Господе Игоря Цезаревича Мироновича, которого называли «старцем в миру», Ивана Мелетовича Ружанского, протоиерея Георгия Тельписа, архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и других ныне здравствующих преподавателей Академии.
В 2002 году будущий священник Максим Устименко впервые переступил порог Спасо-Преображенского собора — места, где продолжилось его духовное образование. На тот момент он и не мечтал, что совсем скоро будет здесь служить. Но именно этот храм стал на долгие годы его альма-матер, дорогим сердцу домом. Сначала он служил там чтецом, потом псаломщиком, недолгое время — диаконом, а в 2009 году, на праздник Преображения Господня, был рукоположен во священство.
— В Спасо-Преображенском соборе я сформировался как священник. Настоятелем тогда был протоиерей Николай Гундяев, ныне покойный брат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Великолепный был проповедник, он дал мне сильную школу проповеди и общения с прихожанами. Протоиерей Борис Глебов научил, показал, какой должна быть служба, пение хора. Вспоминаю свои первые впечатления: в алтаре собора мне казалось, что я нахожусь в другой реальности. Неспешный, торжественный стиль богослужения, прекрасный хор, убранство храма, сама манера служения диаконов, произнесение возгласов священниками — как будто я оказался в классическом синодальном времени, в лучшем смысле этого слова. Молодых священников тогда учили, что самое основное — это богослужение. Строительство храмов, их украшение — это всё делается для того, чтобы человек душой потянулся в Царствие Божие, которое начинается здесь, в храме, у алтаря, в Таинстве Евхаристии.
Во время рукоположения молодого батюшку вели вокруг престола отец Николай Гундяев и отец Борис Глебов — корифеи Церкви, потому так памятно и волнующе это оказалось для Максима Устименко.
— Я никогда не забываю, какая у меня школа, кто мои учителя, и стараюсь держать эту высокую планку, — говорит священник.
Ковчег готов
Приход храма святых мучеников младенцев Вифлеемских сложился в 2013 году. Тогда у станции метро «Парнас» еще только начинали возводить высокие многоэтажки, район лишь зарождался. Первым настоятелем стал протоиерей Алексий Палешев, а службы проводились в небольшой деревянной часовне. Отец Максим Устименко был назначен на приход 20 февраля 2016 года. Это была новая жизнь, совсем отличная от предыдущей. Молодой священник с матушкой и двумя дочерьми получил приход, состоявший из горстки прихожан. После службы в обустроенном старинном соборе в центре Петербурга такое наследство принималось нелегко.
— Одно дело, когда ты служишь в большом храме, где твое дело — прийти, облачиться, сказать проповедь, пообщаться с прихожанами, и больше тебе не о чем беспокоиться, ты полностью отдаешься служению. И совсем другое дело, когда на тебя ложатся все хозяйственные и экономические вопросы, и ты должен их решать.
Батюшка благодарит за поддержку прихожан: и тех, кто потянулся за ним с прошлого прихода, и парнасских. Хотя парнасских на тот момент можно было пересчитать по пальцам: духовные чада предыдущего настоятеля ушли на другой приход вместе с ним, и на службы приходило только несколько пожилых женщин. Из окон храма виднелись унылые полуразобранные бараки с колеблющимися на ветру рваными занавесками, у дверей храма крякали обрадованные весенним разливом утки.
— Здесь было натуральное болото, — вспоминает уже с улыбкой настоятель. — В канавах плавали пиявки. Пару раз за церковную ограду забегал заяц, бывали даже лисы, ласки. Летом везде сновали ящерицы. Живности было много, а людей очень мало… От отчаяния спасали молитва и Таинство Евхаристии.
Незадолго до прихода отца Максима Бог послал в это место мецената и благотворителя, который взялся за дело решительно и основательно. Изба-часовня была снесена, началось строительство деревянного храма с колокольней. Первая служба в новом храме прошла на Пасху, тогда на великий праздник пришло много местных жителей. Людям понравилось, они остались. Приход храма святых мучеников младенцев Вифлеемских стал стремительно расти и развиваться.
Большая семья
Батюшка понимал, что это не центр города, здесь проходящих и заходящих нет, что храм будут посещать только свои, а поэтому их надо собирать, объединять. В 2016 году открылась воскресная школа. Постепенно стал формироваться профессиональный хор, пришедший на смену любительскому. Регент Зинаида Абазова под руководством настоятеля сумела собрать великолепный музыкальный коллектив, в котором каждый голос — настоящая жемчужина. Хор звучит под стать общему — высокому — стилю богослужения. Настоятель сам подбирал репертуар, соответствовавший общей атмосфере. Стекались замечательные теноры, басы и сопрано — все с консерваторским образованием. Теперь послушать хор в храме на Парнасе часто специально приезжают из других приходов. На ранней службе в воскресенье поет любительский хор, которым также руководит Зинаида. Для нее это особенный опыт, и она им дорожит.
— Представьте, люди приходят в 6:30 в воскресенье, после тяжелой рабочей недели, чтобы спеть в хоре на службе! — рассказывает она. — Это о многом говорит. Их пение, их молитва — особенно искренние и чистые, пусть и не всегда совершенные. Есть у нас в любительском хоре многодетная мама Алёна, которая приходит на клирос вместе с детьми, держа младшего на руках. Очень трогательно!
Крепко сплотила прихожан воскресная школа; в ней организовано три группы. Изначально воскресной школой вплотную занялась матушка Надежда — супруга настоятеля. Она руководила детским хором, репетировала с ребятами сценки к праздникам. Сейчас матушка немного отошла от дел, так как занята воспитанием третьего ребенка в семье, сына Сергея. Но уже рвется в бой, готовая к новым проектам и программам. И конечно, самой мощной точкой притяжения для прихожан стали службы. Многие из них признаются, что у себя под боком, не выезжая в паломнические поездки, нашли «свой» храм, свое место души.
— Нужно было наладить службу такую, чтобы она была по-настоящему петербургской, столичной: и в пении, и в чтении, и в проповеди, — продолжает тему настоятель. — Для того чтобы здесь жила и развивалась духовная культура, чтобы прихожане на этой культуре воспитывались. Вот именно такую задачу я для себя определил. Я воспитан именно в таком ключе, поэтому и здесь я стал прививать перенятые с высших образцов устои. И приход стал, слава Богу, складываться.
Отец Максим собрал вокруг себя священников, которые разделяют его чаяния. Иерей Григорий Мишкорудный занимается молодежным клубом «Парнас православный». Клуб считается одним из самых активных и живых в православном Петербурге: молодые люди не только собираются на еженедельные беседы, но и принимают участие в благотворительных акциях и проектах помощи людям с ограниченными возможностями.
Участница молодежного клуба Елена Свинцицкая рассказывает, что их объединение недавно отметило пятилетие. Каждый четверг молодые люди на общеприходской беседе обсуждают план на будущую неделю. А дел хватает: создан благотворительный фонд «Дела любви», молодежь помогает многодетным семьям, собирает продукты и одежду детям к школе. У входа в храм лежит толстая книга, именуемая «Книгой взаимопомощи». Здесь каждый может разместить объявление о том, в чем он нуждается или, наоборот, что он может сам пожертвовать нуждающимся.
— Книга работает! — рассказывает прихожанка Анна Ляхова. — Если кому нужны какие-то лекарства, то сразу оформляется «десант». Принести, помочь, навестить, посидеть с ребенком — у нас в общине это в порядке вещей. Все выручаем друг друга.
Новый проект молодежного клуба — помощь людям с ограниченными возможностями. Отец Григорий договорился с «Горстроем» о выделении в районе помещения для занятий. Фирма-компаньон выделила мебель, оборудовали студию.
— Мы удивились, когда увидели, сколько молодых людей с ограниченными возможностями приходит на такие мероприятия, — рассказывает Елена Свинцицкая. — Им необходима наша любовь, поддержка и внимание. Мы организуем им досуг, возим в паломнические поездки.
Что впереди?
На смену молодежи уже подрастает новое поколение — дети, которые воспитываются в воскресной школе прихода. Пусть пока это небольшой класс, который разместили в строительном вагончике, но родители «парнасских младенцев» убеждены, что без воскресной школы они не справились бы с воспитанием чад в полной мере.
— Мы ходим в воскресную школу уже пятый год, — рассказывает Флора Матевосян. — Сыну Георгию 10 лет. Характер у него — не из легких. Обуздывать его получается только с помощью веры, благочестивых традиций, которые прививают детям в воскресной школе. Дети изучают Закон Божий, ставят спектакли к праздникам, занимаются рукоделием. Они дружат друг с другом, ходят в гости. Я рада, что мой сын искренне, от всей души любит церковные службы, что его не надо заставлять идти в храм, порой даже сам ходит. Отец Максим на детских праздниках часто дарит детям книги. Однажды моему Георгию досталась книга с текстом Литургии. Всю службу теперь стоят с другом Васей, водят пальцем по строчкам, сверяют, — улыбается мама.
Родителей воскресная школа тоже сплачивает: всё делают вместе — справляют праздники, убирают классы после уроков.
Директор воскресной школы Юлия Дмитриева очень хочет сделать школу особенным местом для юных прихожан, а не очередной студией для перегруженных кружками детей.
— Нам бы хотелось показать им, что есть особое общество, община, куда всегда можно прийти, где не страшно, где всегда примут, — говорит директор. — Дети, к сожалению, в большинстве своем в переходном возрасте нас покинут, а чтобы они вернулись в храм, хотелось бы дать им якорь.
Не шикают, не осуждают детскую резвость и подвижность прихожане почтенного возраста. Здесь не принято мудрствовать, здесь в обиходе только любовь и терпение. Старейшая прихожанка Вера Решетнева, которая получила квартиру в молодом районе как бывший малолетний узник концлагерей, пришла к вере в 74 года, и теперь этот храм называет своим вторым домом. Молодая прихожанка Светлана призналась: «Здесь не опасаешься во время богослужения, что тебя осудят за неверное движение. Доброжелательно подскажут и поддержат».
Еще здесь невольно отмечаешь, что на Литургии молится много мужчин. Максим Бочков рассказывает, что вместе с супругой они участвовали во многих паломнических поездках, бывали в разных храмах, но «свой» храм нашли именно здесь.
— С появлением на приходе отца Максима поняли: мы нашли, что искали, — рассказывает он. — Во многих храмах строго соблюдают обряд, но нет тепла и душевности, а отец Максим смог сделать храм теплым, уютным, живым, сюда хочется идти, как к хорошим друзьям. Он смог подобрать людей, которые связаны одной целью. Как дирижер, он выстроил жизнь нашего прихода. Совместная служба, хор, молебны, акафисты — так складывается эта атмосфера любви. Посмотрите, сколько у нас на приходе мужчин! А еще у нас много детей. И это очень важно. Бывает, родители ведут детей причащаться, будучи сами еще некрещеными. Сами они не чувствуют себя пока готовыми к такому серьезному шагу, но понимают, что в этом храме есть нечто такое, что определит дальнейшую жизнь их детей, они это чувствуют.
— Я стараюсь, чтобы община была максимально включена в евхаристическую жизнь, я настаиваю на том, что если вы пришли в храм, нужно причащаться, нужно готовиться каждый раз, — рассказывает отец Максим. — Да, бывают дни, когда ты не можешь по каким-то причинам подойти ко Причастию, но в целом надо стараться причащаться. У Литургии такая цель и задача, чтобы верующие постоянно приобщались к святыне, были в единстве со Христом.
…Район расширяется, приезжает всё больше людей, на воскресных службах в храме уже яблоку негде упасть. Необходимость в новом храме понимают и прихожане, и батюшка, и владыка Варсонофий, который еще несколько лет назад благословил строительство на Парнасе, где живет столько молодежи, большого каменного храма. Разработан проект, начало строительства не за горами. Это будет пятикупольный храм с тремя престолами. Ведется работа над проектом приходского двухэтажного здания, где разместятся воскресная школа и дом причта. Новый храмовый комплекс — самая большая мечта прихожан. Хотя священник и вспоминает старинную русскую пословицу, что «не в бревнах церковь, а в ребрах», но для растущей общины важно обрести новые стены, соответствующие и числу прихожан, и масштабам их совместной духовной деятельности. Будут люди, будет жить приход.