Память места

«Восстановить это уже невозможно» — вот первая мысль, которая приходит к каждому, кто видит Введенскую церковь в деревне Хотово Волховского района. К каждому, кроме иерея Олега Меркулова и его помощников. Они верят, что молитвами подвижника прошлого века протоиерея Алексия Колоколова, уроженца этих мест, храм будет спасен.
Раздел: Служение
Память места
Введенская церковь в Хотово
Журнал: № 4 (апрель) 2015Страницы: 34-37 Автор: Ольга Сергеева Опубликовано: 16 апреля 2015
До начала перестройки здание Введенской церкви пребывало в хорошем состоянии. Совхоз хранил в нем зерно, и — как ни странно! — целым оставался иконостас с написанными на холсте иконами в стиле барокко. Иконы были и в барабане купола. Но когда совхоз развалился, храм начал приходить в упадок. Тогда же в стране появился интерес к антиквариату, в деревню потянулись искатели приключений. Даже в алтаре был вскрыт пол, иконостас разобрали, иконы пропали. Долгое время сохранялся верхний ярус иконостаса, но и тот рухнул пару лет назад. Никто не присматривал за храмом, никто его не поддерживал. Начались протечки в кровле, обрушения кирпичной кладки. На крыше выросли деревья до двадцати сантиметров в обхвате.



Первая встреча

Двадцать пять лет по всей стране открывались церкви и монастыри, восстанавливались разрушенные святыни. А в деревне Хотово в это время шел обратный процесс: дожди и морозы разрушали кирпичную кладку прекрасного храма, на его крыше разрастались деревья и кусты, а люди, потерявшие стыд и совесть, расхищали иконы. Умирал храм, а вместе с ним и деревня.

Самыми разрушительными для здания Введенской церкви в Хотово оказались последние 25 лет — время, уже не омраченное гонениями на Церковь со стороны государства
Самыми разрушительными для здания Введенской церкви в Хотово оказались последние 25 лет — время, уже не омраченное гонениями на Церковь со стороны государства

— Когда я решил взяться за восстановление этого храма, то не думал о каких-то сопутствующих обстоятельствах — величине прихода или степени сохранности здания, — рассказывает священник Олег Меркулов, взявший «под опеку» Введенскую церковь летом прошлого года. — Просто увидел храм и захотел его восстановить. Он напомнил мне церковь в моем родном Колпино, на месте явления образа Николая Угодника в XVIII веке. Там построили часовню, а в XIX веке, примерно в то же время, что и в Хотово, возвели церковь — один в один, как здесь. В годы войны она была разрушена. Когда я еще не был священником, много лет вынашивал идею восстановления этой колпинской святыни, но в 2012 году, незадолго до моей хиротонии, другой священник начал предпринимать попытки к ее восстановлению.

Отец Олег вспоминает, как впервые оказался в Хотово: однажды на праздник 9 Мая он устроил паломничество по разрушенным храмам Тихвинской епархии для прихожан церкви благоверной княгини Анны Кашинской, в которой тогда служил. Паломники посетили семь храмов, церковь в Хотово была конечным пунктом. Вокруг храма никого не было, хотя деревня не пустовала: на выходные приехали дачники. Начали служить молебен — и к церкви потянулись люди: «Почему не предупредили, что приедете? — неожиданно упрекнули они. — Мы и соседей бы позвали из Теребочево и Чажешно». «А кому говорить? — удивился священник. — Мы ведь только что с вами познакомились». И тут же следующий упрек: а почему епархия не восстанавливает этот храм? «Такие вопросы меня смутили, — вспоминает отец Олег. — Ведь те, кто здесь живут, в большой степени сами и допустили такую разруху!»

«Мало кто знает об этом храме. Но самое главное уже есть: молитва началась. Когда станем регулярно служить Литургию хотя бы раз в месяц, всё будет уже по-другому», — считает иерей Олег Меркулов
«Мало кто знает об этом храме. Но самое главное уже есть: молитва началась. Когда станем регулярно служить Литургию хотя бы раз в месяц, всё будет уже по-другому», — считает иерей Олег Меркулов

Иерей Олег Меркулов родился и живет в Колпино. Воцерковлялся в Александро-Невской лавре, тогда еще только что возвращенной Церкви. Перед рукоположением алтарничал в храме Рождества Христова на подворье Александро-Свирского монастыря, затем служил там диаконом полгода, а после иерейской хиротонии был назначен на подворье Введено-Оятского монастыря, в храм благоверной княгини Анны Кашинской. В декабре прошлого года епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Киришах.

Доброхотные помощники

От храма в Киришах, где сегодня служит отец Олег, до храма в Хотово всего сорок километров. Но это по карте. А на местности — бездорожье, безнадежье. Так же обстоят дела и с восстановлением: энтузиасты в самом начале пути.

Хотово, как и большинство деревень, оживает лишь летом, когда из Петербурга и Волхова съезжаются дачники. Постоянно здесь живут только три семьи. В 1970-е жителей насильно переселяли в села побольше. А до революции деревня была огромная — тысяча жителей, 350 домов. Помимо каменного Введенского храма был еще деревянный Крестовоздвиженский, сгоревший в самом начале войны.

Узнав о начале возрождения Введенской церкви, жители деревни, переселенные в соседние села, стали приезжать сюда на молебны. Глава местного административного поселения Вындин Остров Марина Анатольевна Тимофеева помогает им с автобусом.

Летом отец Олег приезжал в свои выходные дни, чтобы вместе с трудниками убрать мусор внутри и вокруг храма, многочисленные деревья и кустарники с кирпичной кладки его давно оголенных сводов: корни этих деревьев сильно разрушили кирпич, образовались провалы в крыше. Сначала служил молебен и панихиду, затем начиналась работа. Ему помогали прихожане церкви благоверной княгини Анны Кашинской, местные жители, а также трудники из Волховстроя и Вындина Острова.

Надежда Михеенко пока живет в Хотово только летом, но хотела бы совсем перебраться сюда: «Все мои предки из этой деревни, поэтому для меня это место особое. Я считаю, что нам очень нужна эта церковь. Люди стали добрее друг к другу, начав помогать ее восстанавливать». В доме Надежды хранится несколько храмовых икон и портрет протоиерея Алексия Колоколова, чьими заботами был выстроен этот храм.

Роман Григорьев живет неподалеку от церкви благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому часто бывает в ней. Услышав просьбу отца Олега, он не смог остаться в стороне: «Больно видеть разрушенные храмы. Это зримое свидетельство развала в душах людей. Восстановление храма — бесценный вклад в спасение души: на просительных ектениях поминаются все „благоукрасители храма сего“». Сейчас, считает Роман, главное — возвести строительные леса вокруг стен храма и начать консервацию. Он верит: Господь поможет, увидев их настойчивость и усердие.

Еще один помощник отца Олега — Владимир Воробьев, тоже прихожанин церкви святой Анны Кашинской, уверен, что самое главное на данный момент — возвести временную крышу: «Необходим профессиональный совет, ведь ни у одного трудника нет опыта, разве что опыт дачного строительства. Да и в целом нужен профессиональный взгляд».

Первый крестный ход

Первая литургия

В престольный праздник, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, в 2014 году впервые за много лет в заброшенном храме была совершена Литургия. На нее съехались жители соседних сел Теребочево, Чажешно, Вындин Остров и прихожане церкви святой Анны Кашинской из Петербурга.

Служба прошла под аккомпанемент стука обломков кирпичей, выламываемых штормовым ветром с остатков кровли шатрового купола церкви и колокольни, на которой чудом уцелел православный позолоченный крест. Молящихся спасал дощатый, затянутый полиэтиленом «ковчег» внут­ри храма, подготовленный к празднику отцом Олегом Меркуловым и его помощниками.

Введенский храм стоит на пригорке рядом с большим полем. Здесь всегда очень ветрено. Возможно, когда-то рядом теснились избы, но теперь вокруг пусто… Во время службы не покидало чувство, что ангел храма радуется возобновлению великого Таинства Евхаристии. От этого становилось теплее в холодном «ковчеге» посреди разрухи.

Первая в «новейшей истории» Введенской церкви Литургия и крестный ход в престольный праздник. Службы в храме совершались и после, зимой и весной — несмотря на холода и неустройство
Первая в «новейшей истории» Введенской церкви Литургия и крестный ход в престольный праздник. Службы в храме совершались и после, зимой и весной — несмотря на холода и неустройство


«Надо — значит надо!»

Тихвинская епархия выделила средства на временную крышу для храма, но расчет местные помощники произвели неправильно и денег хватило только на половину материала, об оплате самих работ не стоило и вспоминать. Местные жители, кто имеет навык строительных работ, лезть наверх отказались: своды в аварийном состоянии. Отец Олег решил сам подняться наверх. «Я в детстве боялся высоты, но если надо, то надо! Забываешь, десять тут метров или тридцать. Просто идешь и трудишься», — говорит священник.

После совершения Литургии и панихиды в день памяти протоиерея Алексия Колоколова в жизни прихода и храма стали происходить долгожданные радостные события: наконец-то началось возведение временной крыши над провалами в сводах, а из митрополии пришло известие о принятии нового устава и о скорой регистрации прихода в Минюсте.

протоиерей Алексий колоколов

«Хотовский батюшка» протоиерей Алексий Колоколов

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Хотово построена попечением протоиерея Алексия Колоколова (1836–1902), основателя Успенского острова милосердия — знаменитого на всю Российскую империю центра благотворительности и попечительства на реке Волхов.

Отца Алексия называли «Хотовским батюшкой», поскольку эта деревня была первым местом его служения. Приход в Хотове был большим, но бедным, большая часть населения малокультурна и подвержена пьянству. Сын священника, отец Алексий, рано оставшийся вдовцом, делал всё, чтобы переменить нравственное состояние сельчан. На протяжении тринадцати лет он безвозмездно преподавал в Хотовском сельском училище. Во время страшной эпидемии без боязни посещал больных, утешал их и силой своей веры и молитвы возвращал многим здоровье. В это время к нему стали приводить психически больных, одержимых нечистыми духами. Случаи исцеления по молитвам Хотовского батюшки широко отражены в литературе начала XX века.

После того как деревянная церковь, в которой служил отец Алексий, сгорела со всем имуществом, он объединил население Хотово и окрестных сел в строительстве новой церкви. Общими усилиями в 1861–1862 годах был выстроен новый деревянный храм Воздвижения Креста Господня, а в 1863–1867 годах по проекту архитектора А. П. Мельникова — каменная Введенская церковь. Сейчас в Санкт-Петербургской митрополии собирают материалы к канонизации протоиерея Алексия Колоколова.


— Я понимаю, что в этом деле первые шаги — самые сложные: приходишь чуть ли не на пустое место и начинаешь с нуля. Главное продержаться первый год, а потом уже легче, — трезво оценивает ситуацию отец Олег. — Отступить мыслей не было. Я этот храм воспринимаю уже как родной. Мы же от своих родных не отказываемся. Так и здесь.

Отец Олег уверен, что через восстановление разрушенного Введенского храма возможно будет вдохнуть жизнь и в заброшенную деревню. «Может быть, придется положить на это всю свою жизнь», — предполагает священник. И верно — задача не из легких.

Хочется пожелать отцу Олегу помощи Божией, а также благотворителей и трудников для восстановления дивной церкви и возобновления приходской жизни.

Цитата«На сегодняшний день у храма нет никакого финансирования, ни спонсоров, ни постоянных помощников, за исключением моих духовных чад и нескольких прихожан храма Анны Кашинской, где я служил раньше, — сетует отец Олег. — Мало кто знает об этом храме, нужна была информация. С этой целью мы создали группу в соцсети „ВКонтакте“, в ней более ста участников. Реально участвующих в жизни храма, правда, единицы. Но самое главное начало положено — мы стали служить Литургию, что является основой жизни любого прихода».

Адрес группы восстановления храма «ВКонтакте»: vk.com/club71715990.


Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"

12 октября, суббота
rss

№ 4 (апрель) 2015

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПОДРОБНО
/ От редакции / После брачного пира
/ Острый угол / Христианский брак: монархия или демократия?
/ Интервью / «Два стула» издательства «Никея»
/ Интервью / Вместе до небесного Иерусалима
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть II)
/ Крупный план / О чувствах со всей прямотой (часть I)
/ Крупный план / Рецепт счастливого брака
/ Информация / Молитвослов для заключенных
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Оправдание закона
/ Lingua Sacra / Горькая вода
/ Lingua Sacra / Исход Лазаря
/ Имена / Право народа Божия
/ Умный разговор / Зачем нужны каноны?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Быть сельским священником
/ Приход / Пасха на Обводном
/ Служение / Обитель исцеления
/ Служение / Память места
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Невозможно найти консенсус в понимании истории»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Ветхозаветная трилогия в театре кукол
Музыка в апреле