Отзыв на материал «Красный регент» («ВЖ» №5, 2012 г.)
Статья, посвященная советскому периоду творчества композитора А.В. Александрова, вызвала бурную дискуссию в социальных сетях. Редакция решила опубликовать один из критических отзывов и комментарий на него ответственного редактора нашего журнала.
Александр Кузнецов:
На мой взгляд, некоторые пассажи статьи сводят ее суть к оправданию или примирению идеологии и искусства, а точнее, советского идеологического и русского музыкального. При всем этом сам материал весьма интересный. И на его основе можно было бы сделать великолепную статью о проблемах музыки и идеологии. Например, лишь вскользь упомянуты Голованов и Чесноков, а за каждым из них стоит непростая проблема нравственного выбора в искусстве. Первый без всяких надежд на исполнение писал «в стол» великолепные духовные произведения, которые только недавно стали исполняться и которые я с огромным удовольствием слушаю. Это проблема истинного «искусства вопреки». Второй ушел из духовной музыки в написание од советской власти и закончился как композитор совершенно. Сегодня мы знаем его часто исполняемые великолепные духовные сочинения, а его идеологические сочинения забыты полностью. Здесь проблема не в идеологии вне искусства, а в более жестком вопросе: искусство — или идеология. Второе неизбежно означает смерть первого. «Союз нерушимый», о котором говорится в статье, на территории уже развалившегося СССР — ложь и недоумение. Постановка в статье вопроса «искусство как оно есть, несмотря на плагиат и идеологию» выводит весь материал в плоскость политической сиюминутной выгоды и примирения непримиримого, что лично у меня не может не вызывать отторжения.
Отвечает протоиерей Александр Сорокин:
Я соглашусь со многим из того, о чем пишет Александр Кузнецов. Во-первых, с тем, что идеология и искусство — вещи взаимоисключающие. Во-вторых, с тем, что искусство часто плодоносит вопреки идеологии. В-третьих, спору нет, советская эпоха в сфере искусства и вообще культуры вошла в историю как эра невиданного надругательства над нравственными смыслами и жуткой безвкусицы в области эстетики. Ложь, трусость, лицемерие и прочие «душевные проявления», обуявшие русских людей, на голову самим себе устроивших коммунистический эксперимент, не могут вызывать ничего, кроме, как в завершение пишет наш читатель, отторжения.
Но! Я бы не стал выносить вердикта тем «падшим», кто начинал свой жизненный путь как «верный сын Церкви», но не устоял в Истине. Не смею не только потому, что «не судите, да не судимы будете», но и потому, что в настоящий момент судей — как в Церкви, так и вне Церкви, — и так колоссальный перебор. Поэтому мне импонирует тон статьи Екатерины Юсуповой: в нем действительно почти нет нравственной оценки духовных «зигзагов» бывшего церковного регента, ставшего руководителем краснознаменного ансамбля. Нет — не потому, что автор боится или не определился со взглядами, а потому что это самый адекватный на сегодняшний день способ дать читателю осмыслить самостоятельно все эти больные «советские» темы. Факты настолько красноречивы, что говорят сами за себя! Если мы не умеем их читать, но только и ждем очередного повода устроить «праведный суд», значит, мы еще недалеко и сами ушли. В Евангелиях тоже не дается никаких нравственных оценок ни подлому Иуде (разве что однажды он назван вором), ни завистливым фарисеям и заносчивым книжникам, ни солдатам-садистам. Там просто и «бесстрастно» описываются события — и сила Евангельского слова гораздо сильнее, чем все византийское гимнотворчество вместе взятое, где от всей души на все лады клеймятся и «злочестивое соборище иудейское», и «Иуда, раб и льстец» и «беззаконные судьи». Мне видится очень удачным и заголовок статьи – «Красный регент». В нем точно отражены два факта биографии, такие взаимоисключающие, такие непримиримые и так отчетливо говорящие сами за себя. Столь же ясно, как триколор, бывший когда-то символом «старого царско-буржуазного режима», по соседству с красным пролетарским полотнищем.
Кроме того, тема «идеология и искусство» в случае музыки воспринимается несколько по-иному. Этот вид искусства наиболее иррационален и, в силу своей мимолетности, — наиболее таинственен, неописуем. Да, слова «Гимна СССР», как одного из главных советских идеологических продуктов, не могут не ассоциироваться с ложью коммунизма. Но музыка этой оды — оды торжеству одной из самых бесчеловечных антиутопий — именно музыка имеет шансы преодолеть слова, ставшие постылыми и вызывающие заслуженное отторжение.
Подготовил Тимур Щукин