Отцы и дети
Практика духовного руководства — одна из самых древних в Православной
Церкви. Сформировавшись в первые века нашей эры под влиянием монашества, она вошла в обиход повсеместно и тесно связана с Таинством Покаяния. Сегодня в большинстве храмов перед Причастием мирянин должен исповедоваться священнику. Для чего это нужно и как правильно выстроить отношения с духовником? Об этом рассуждают журналист Андрей Зайцев и клирики Санкт-Петербургской епархии.
Церкви. Сформировавшись в первые века нашей эры под влиянием монашества, она вошла в обиход повсеместно и тесно связана с Таинством Покаяния. Сегодня в большинстве храмов перед Причастием мирянин должен исповедоваться священнику. Для чего это нужно и как правильно выстроить отношения с духовником? Об этом рассуждают журналист Андрей Зайцев и клирики Санкт-Петербургской епархии.
Раздел: Острый угол
Журнал: № 12 (декабрь) 2008Автор: Андрей ЗайцевФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 марта 2013
Практика духовного руководства — одна из самых древних в Православной Церкви. Сформировавшись в первые века нашей эры под влиянием монашества, она вошла в обиход повсеместно и тесно связана с Таинством Покаяния. Сегодня в большинстве храмов перед Причастием мирянин должен исповедоваться священнику. Для чего это нужно и как правильно выстроить отношения с духовником? Об этом рассуждают журналист Андрей Зайцев и клирики Санкт-Петербургской епархии.
У одной из современных православных писательниц есть такой эпизод. Героиня романа попадает в монастырь и видит небольшого старичка в черной одежде, за которым бежит толпа женщин. Героиня спрашивает рядом стоящих паломников, что это за человек и что это за толпа бегущих. В ответ она услышала, что старичок в черном — это старец, а его «преследователи» — это его «духовные чада». Сама того не подозревая, писательница показала одну из самых острых проблем в современном Православии, которую руководство нашей Церкви еще в конце прошлого века назвало термином «младостарчество».
Мы приходим к духовнику с тем, чтобы встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам там не бывал, он нам ничего не может дать. Об этом должен задумываться каждый духовник, каждый священник, к которому приходят люди на исповедь.
Митрополит Сурожский Антоний, «О духовничестве» (2000)
Митрополит Сурожский Антоний, «О духовничестве» (2000)
Иными словами, речь идет о довольно странной, но весьма распространенной сегодня практике. Так, некоторые священнослужители в декларативной форме дают мирянам советы и приказания, касающиеся самых разных сторон их жизни: от того, какие книги им читать, на какую работу им устраиваться, до приказов жениться на конкретной девушке или, напротив, не жениться и уходить в монастырь. Это, конечно, примеры наиболее грубых искажений в отношениях, которые существуют между духовниками и их духовными чадами, но они убедительно показывают наличие определенного кризиса в нашей Церкви.
Иерей Константин Костромин
Учебники» и «учителя»
Учебники» и «учителя»
Духовное руководство. Для чего оно нужно? Ведь все, что нужно для христианской жизни, уже написано в Библии и книгах Святых отцов? Ответ здесь не очень простой. Можно привести в пример различия между школьными учебниками и учителями. Учебники, безусловно, являются базой, но тот живой опыт, который пережил учитель, является незаменимым. Учебник дает возможность получить важную информацию и для пастыря, и для мирянина. Но в то же время живой опыт и живая передача, которыми владеет учитель, стоят особняком и как бы иллюстрируют все то, что написано в учебниках или в священных книгах.
Институт духовничества — один из самых важных в Православной Церкви, но все же в своей исторической форме — с той, с которой мы сталкиваемся в нашей повседневности, — как любое дело рук человеческих, он не лишен недостатков. Причем заблуждения, окружающие современную практику духовничества, носят двусторонний характер. С одной стороны, это некомпетентность пастырей, особенно молодых, практикующих на исповеди методику «грубого нажима». Многие из нас слышали истории людей, которые с недоумением выходили из храма после странной исповеди или беседы со священником. Многие сами пережили трагедию разочарования.
С другой стороны, не менее (а может и более) важны наши заблуждения, то есть мирян, «бегающих» за «старцами». Люди во все времена искали чудес и стремились переложить ответственность за свою жизнь на другого, и в этом смысле наличие духовника — это большой соблазн, открывающий дорогу духовному инфантилизму. Достаточно вспомнить успех весьма среднего, но крайне популярного сегодня фильма «Остров», чтобы понять тот факт, что многие, приходя в Церковь, хотят встретить не Христа, а того самого необычного «старца». В мечтах они уже представляют себе, как прозорливый монах или священник посмотрит, произнесет разрешительную молитву, прикажет уйти с работы, и все в порядке: слепые видят, глухие слышат, а хромые ходят… Между тем реальность весьма далека от подобной идеальной картинки.
Протоиерей Георгий Митрофанов
Психологи поневоле
Практика обязательной исповеди перед каждым причащением накладывает тяжелое бремя на людей, не имеющих опыта исповеди. Если говорить в целом, то в лучшем случае на исповедь приходят люди, имеющие лишь опыт размышления над своим душевным состоянием. Священникам, в свою очередь, тяжело, будучи ограниченными во времени, принимать большое количество людей. Поэтому, как правило, нынешняя исповедь имеет два вида. В первом случае это формализованный, стандартный, краткий обмен вопросами и ответами ввиду всевозможных стесняющих священника обстоятельств. Во втором же случае, это, увы! эмоциональная беседа, когда священник идет на поводу у исповедующегося, дает малозначительные комментарии, долго и внимательно слушает, а в конце почему‑то дает разрешительную молитву без какого‑либо на то основания. Когда все это практикуется годами, священники разучиваются по‑настоящему исповедовать, а прихожане так и не могут научиться этому Таинству. То есть получается некий замкнутый круг. Но в данной ситуации, если батюшки и становятся психологами, то поневоле. Каждый из них, мне кажется, отказался бы от такой формы общения с прихожанами, но людям свойственно проявлять сочувствие. Конечно, смысл Таинства при этом искажается. В лучшем случае разговор приобретает характер исповедования помыслов, а чаще всего — душевной беседы, не обязывающей прихожанина пересмотреть свой путь. Искажение Таинства — серьезная опасность как для священника, так и для исповедующегося.
Психологи поневоле
Практика обязательной исповеди перед каждым причащением накладывает тяжелое бремя на людей, не имеющих опыта исповеди. Если говорить в целом, то в лучшем случае на исповедь приходят люди, имеющие лишь опыт размышления над своим душевным состоянием. Священникам, в свою очередь, тяжело, будучи ограниченными во времени, принимать большое количество людей. Поэтому, как правило, нынешняя исповедь имеет два вида. В первом случае это формализованный, стандартный, краткий обмен вопросами и ответами ввиду всевозможных стесняющих священника обстоятельств. Во втором же случае, это, увы! эмоциональная беседа, когда священник идет на поводу у исповедующегося, дает малозначительные комментарии, долго и внимательно слушает, а в конце почему‑то дает разрешительную молитву без какого‑либо на то основания. Когда все это практикуется годами, священники разучиваются по‑настоящему исповедовать, а прихожане так и не могут научиться этому Таинству. То есть получается некий замкнутый круг. Но в данной ситуации, если батюшки и становятся психологами, то поневоле. Каждый из них, мне кажется, отказался бы от такой формы общения с прихожанами, но людям свойственно проявлять сочувствие. Конечно, смысл Таинства при этом искажается. В лучшем случае разговор приобретает характер исповедования помыслов, а чаще всего — душевной беседы, не обязывающей прихожанина пересмотреть свой путь. Искажение Таинства — серьезная опасность как для священника, так и для исповедующегося.
Более того, ставя «любимого батюшку» на недосягаемый «пьедестал почета», «почитатели» невольно заставляют его вести себя соответствующим образом, подчас превращая его в пародию на древних подвижников. Очень ясно говорил об этом митрополит Сурожский Антоний: «Столько людей стараются поставить священника, к которому они ходят постоянно, в положение, какого он не может занимать, делают из него «старца», хотя он просто честный, добрый приходской священник. Если вы упорно ему внушаете, что он гений, то… мало кто не верит. Потому что, во‑первых, трезвых людей меньше, чем нетрезвых, а во‑вторых, случись, что его слово исполнилось, — вот вам и доказательство! И надо говорить верующим, чтобы они не ставили священников в такое положение».
Еще один момент, о котором часто забывают и миряне, и некоторые священники, общающиеся между собой, — это умение держать дистанцию. Странно смотрится ученик или студент, рассказывающий преподавателю, какой сотовый телефон он себе купил или о своих болезнях. Между тем духовника (под этим словом часто понимают просто священника, у которого более или менее регулярно исповедуются) очень часто уведомляют и о своих болезнях, и о своих отношениях с супругой, и еще много о чем, что отнюдь не всегда входит в понятие исповеди. Наконец, священника часто рассматривают и как психолога, и как педагога, и как «экономического советника». К нему могут приходить с жалобами на депрессию или за советом, как купить или продать квартиру, подчас забывая о том, что человек на исповеди должен говорить о собственных грехах или сложных духовных ситуациях, а священник является «только свидетелем», о чем говорится в одной из молитв в чине исповеди.
Протоиерей Даниил Ранне
Не пути, но направления
Очень часто в роли пастырей в современной Церкви выступают молодые неопытные священники. Может ли такой молодой священник быть духовным руководителем по отношению к пожилым, состоявшимся людям, опыт христианской жизни которых значительно превышает опыт священника? Сложный вопрос.
Не пути, но направления
Очень часто в роли пастырей в современной Церкви выступают молодые неопытные священники. Может ли такой молодой священник быть духовным руководителем по отношению к пожилым, состоявшимся людям, опыт христианской жизни которых значительно превышает опыт священника? Сложный вопрос.
Приходящий на исповедь человек должен иметь веру, что через священника Господь желает «уврачевать» его. Но в то же время ему следует помнить о том, что в священнике есть и человеческое, иногда греховное, а иногда и невежественное начало. И, базируясь на своем христианском опыте, не идти за «слепым» слепо.
Духовный руководитель ведет человека в Царствие Небесное. Как он может кого‑то привести туда, если в своем пути он отстал от тех, кто приходит к нему за советом? Не может. Но существует опыт Церкви, который священник обязан знать. И приходящему к нему он должен быть готов честно ответить:
— Я не могу ответить Вам на Ваше вопрошание. Я не могу вести Вас. Но могу помочь Вам самому ответить на свой вопрос, исходя из того опыта Церкви, который я знаю.
Можно ли назвать это духовным руководством? Наверное, да. Потому что священник — не командир, который отдает приказы своим солдатам, а соучастник человеческой жизни. Если хотите, он — любящий отец своих детей, который не заставляет их повиноваться, а говорит им об их свободе и об их ответственности за свои решения, предлагая или подсказывая не пути, но направления движения ко Христу.
Разумеется, это совершенно не означает, что со священником нужно строить формальные отношения, но и изливать свою душу человеку, о котором вы совсем ничего не знаете, тоже не стоит. В противном случае вас может постигнуть разочарование в том идеальном образе духовника или духовного чада, который вы сами себе создали.
Андрей Зайцев