Отдел по работе с поколением Z

Отдел по делам молодежи Выборгской епархии известен своим творческим подходом к работе. За шесть лет отдел провел множество разнообразных мероприятий — от соревнований по картингу во главе с архиереем до презентации «православных комиксов». И останавливаться на достигнутом здесь не собираются. О том, каких новых трендов ждать в молодежной работе, мы побеседовали с протоиереем Артемием Литвиновым, руководителем молодежного отдела.
Журнал: № 09 (сентябрь) 2021Автор: Яна Сенькина Опубликовано: 27 сентября 2021

Не только добрый, но и прекрасный

Отец Артемий, какова стратегия работы молодежного отдела Выборгской епархии? Откуда столько креатива, кто задает направление?

— Наш правящий архиерей епископ Выборгский и Приозерский Игнатий шесть лет возглавлял Синодальный отдел по делам молодежи, он имеет колоссальный опыт в этом служении. Поэтому, когда я в 2015 году получил назначение на это послушание, владыка четко обозначил приоритеты работы нашего отдела, был намечен определенный план для того, чтобы привлечь молодежь, обратить их внимание на церковную жизнь.

Начали мы с организации епархиального бала. В современном служении Церкви это традиционная форма работы с молодежью. Ребята всегда хорошо откликаются на такую инициативу. Но нашим первым оригинальным мероприятием были молодежные соревнования по картингу на Кубок владыки Игнатия, причем в соревнованиях принял участие сам владыка и несколько священников, в том числе и я.

Организация мероприятия — огромная работа. Мы знаем из Священного Писания, что Господь — «Пастырь добрый» (Ин. 10, 11); а между тем слово «добрый» переводится не только как именно «добрый», но и как «прекрасный». В христианстве всё должно быть красиво. У нас прекрасен визуальный ряд (архитектура храмов, иконы, облачения), прекрасен аудиальный (пение и чтение), даже обоняние человека радуют церковные ароматы. Поэтому и мероприятия должны быть прекрасными! Такими и получились наши соревнования по картингу. Внешне светское мероприятие благодаря участию молодежи, священнослужителей и архиерея стало поистине церковным, объединяющим верующих людей в их радости. Нас объединял спорт, и молодые люди спокойно подходили к владыке и к нам, задавали вопросы, беседовали между заездами о Боге, о жизни.

 

— Каким было поэтапное планирование широкого освещения деятельности отдела?

Стикеры для Telegram
Стикеры для Telegram

— Владыка уделял особое внимание тому, чтобы у молодежного отдела появилась пресс-служба: в эпоху соцсетей и информагентств каждое мероприятие должно быть правильно освещено, к нему необходим грамотный и привлекательный для СМИ пресс-релиз. Благодаря профессиональным фото Павла Бушуева — главного редактора журнала PhotoCasa (ныне отец Павел — священник в моем приходе), и вовлекающим текстам наши мероприятия стали узнаваемы. А дальше стали появляться и новые идеи, и новые направления: чехлы для гаджетов с цитатами Писания и логотипами, молодежное пособие-«комикс», соревнования в актуальных видах спорта, прекрасные форумы на Коневце.

Востребован молодежью и епархиальный YouTube-канал, который ведет также отец Павел. Он уже собрал шесть тысяч подписчиков. Сегодня мы понимаем, что традиционные для молодежного служения Церкви мероприятия — молодежные форумы, балы, спортивные соревнования — необходимы, но надо и смотреть вперед.

Недавнее большое событие для нас — образование IT-отдела. Как неоднократно повторял Святейший Патриарх Кирилл, «мы должны быть там, где наши дети»: поэтому если у нас есть служение Церкви в тюрьмах, есть служение военных священников в армии, значит, нам нужен особый отдел, который будет вести миссию в интернете. IT-отдел только зарождается, но мы уверены, что у него большое будущее. Во главе этого отдела стоит большой профессионал с 20-летним стажем. Уже создан «православный антивирус» — расширение для браузеров, которое контролирует мошенников, использующих церковную повестку.

Молодежные мероприятия — самые сложные, потому что они должны быть на острие трендов. Поэтому на базе IT-отдела мы будем проводить исследования, как это происходит в любой серьезной компании. В нашем случае это аналитика молодежных запросов. Условно назовем этот проект «искусственным интеллектом православной молодежи». Мы хотим яснее понимать, что нужно молодежи сегодня. Если мы понимаем запрос, мы можем подготовить правильный ответ — дать направление молодому человеку в его поисках и его надеждах. Владыка Игнатий уделяет этому исследованию большое внимание.

 

— Как вы считаете, эффективна ли проповедь в интернете, блогах, влогах?

— Интернет — лишь инструмент, но инструмент актуальный, в нем много искушений, но и большие возможности. Посмотрите на апостола Павла. Он использовал интернет своего времени — приходил на афинский форум, где собирались философы и их ученики. Поэтому интернет-проекты должны существовать. Должны быть проекты офлайн и онлайн, в реальном и в виртуальном мире — «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23), — но в центре должно быть Евангелие.

Сейчас стали мемом слова Николы Флавийского, мыслителя XV века: «С тех пор как Гутенберг изобрел печатный станок, молодежь пошла не та. Уткнутся в книгу — никакой духовности». Вечная проблема «отцов и детей» решается верным пониманием миссионерского служения Церкви: проповедь христианства в миру должна быть разносторонней. Я бы сказал, что пора создать Синодальный отдел по кибербезопасности (IT-отдел Выборгской епархии в этом отношении может выступить как пилотный проект).

 

Веном, Росомаха, отец Константин

— Расскажите что-то неизвестное читателям о «Технике Духовной Безопасности» — «православных комиксах».

— Визуальное всегда сильнее вербального. Посмотрите на мудрость Востока: там в педагогическом отношении очень развиты картины. Зачем придумывать заново велосипед? Мы взяли русский лубок, актуализировали его — и издали уже три выпуска. Лубочные рассказы — это комиксы XV века. Существуют и клейма на иконах, но они описывали жития святых, а лубочный рассказ — это повседневность, быт людей, который мы и отразили в «ТДБ». Сейчас все привыкли к чтению с экрана, но разве вам не хочется иногда полистать альбом, перечитать книгу в том же издании, что в детстве? Это совсем другие ощущения.

Первый выпуск был про внешний вид человека — это пособие, встречающее молодого человека, который в храме впервые. Второй мы сделали про Таинство Крещения, потому что когда люди приходят уже на собеседование перед Крещением, на катехизацию, очень удобно им выдать такой журнал, где вкратце будет история и ответы на основные вопросы.

Третий выпуск мы решили посвятить вопросу дружбы. Как думаете, знает современная молодежь, что это такое? Какие вы помните трендовые треки про дружбу? Мы делали этот выпуск совместно с моим преподавателем, психологом из РГПУ им. Герцена. Главная идея третьего номера: друзей надо искать не в интернете. Кстати, она в контексте нашего с вами диалога. Те, кому я раздал экземпляры первого тиража, рассказывают о «вау-эффекте» у детей и подростков. Пособие разошлось, можно сказать, по всему миру. Мы участвовали в молодежном форуме в Москве, где собралось 10 тысяч гостей, презентовали пособие в Великом Новгороде, в Смоленской области. Из Москвы у нас забирали пособия в Америку, Бельгию, Германию, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву, Молдавию, Румынию. Мы до сих пор получаем письма благодарности.

Для меня открытием были письма от родителей детей и молодых людей с особенностями здоровья: глухонемых, имеющих синдром Дауна и другие заболевания. Получился отчасти социальный проект. Нас просят обязательно продолжать работу. Вновь подчеркну: вся работа идет по благословению владыки Игнатия. Конечно, формат «комикса» был необычным, инфоповод получился значительный: уже с первым выпуском мы вошли в топ-10 новостей «Яндекса», материал опубликовали СМИ от Владивостока до Калининграда. Каждый новый выпуск презентуется на пресс-конференции, и каждый раз СМИ просят об интервью…

 

— Может ли священник стать героем поколения, чьи идеалы — Дэдпул, Веном, Росомаха?

Отец Константин, действующий персонаж наших комиксов, — молодой священник, который отвечает на самые острые вопросы молодежи. Сейчас мы сделали с ним стикеры в Telegram и Viber, у него есть свой Instagram-аккаунт и Telegram-канал.

Наверняка вы помните потрясающий эффект фильма «Остров»: лидером проката в стране надолго стал фильм о монахе, о юродивом… (Царствие Небесное Петру Мамонову, прекрасному актеру!) Почему это произошло? В обществе был запрос на героя — и появился качественный ответ. Если мы подбираем хороших художников, работаем с психологами, правильно работаем с историческим материалом и пишем качественный сценарий — постепенно мы получим этот эффект.

Еще одной причиной создать это пособие стала позиция Святейшего Патриарха Кирилла. Он говорил о том, что мы должны обращать свое слово к субкультурам. В свое время священник в субкультуре рок-концертов выглядел… актуально. Модно. Сейчас таких субкультур множество, и одной из них являются комиксы: они объединяют и коллекционеров, и косплееров, и просто молодых интеллектуалов. За три дня в Москве на Comic Con приходит 180 тысяч человек — неплохая и немаленькая площадка для миссионера, верно? События пандемии отложили ряд наших планов, но не отменили их.

 

— Какова главная проблема работы с молодежью сегодня?

— Молодежь сегодня, пожалуй, самая разноплановая в истории — мы видим это через множество тематических пабликов в соцсетях, многообразие спортивных секций, спектр субкультур. Но главная проблема — молодежь часто чувствует себя одинокой без старшего друга, авторитета, без тепла и заботы родителей и наставников. Решение — межличностное общение, наполненное смыслом. Мероприятиями Молодежного отдела, например, мы создаем повод, чтобы ребята пришли, а дальше транслируем заботу, внимание, жертвенность, помощь: «Если тебе будет тяжело, ты можешь на меня рассчитывать». Я считаю, что это самое главное.

    Журнал-комикс "ТДБ"

Журнал-комикс "ТДБ"


Зумеры в Церкви

—У вас высшее образование психолога. Зачем оно священнику?

— Не каждый священник — хороший психолог. Образование понадобилось мне, чтобы четко понимать, где духовная, а где психологическая проблема. На исповеди я как священник отвечаю на одни вопросы, а в отношении других могу обратить внимание человека на необходимость консультации психолога. Целью моего образования была не психологическая практика, а возможность бесед с учениками в школах (директора могут отказать священнику во встрече с молодежью по причине «отсутствия педагогического образования») и, учитывая, что я занимаюсь молодежью уже 15 лет, — системные знания по возрастной психологии. В первую очередь — понимание процессов подросткового периода. Как шутят психологи: «Кто такой мужчина? Это выживший подросток». Человеку реально сложно пережить это время; у подростков идет бурное биологическое, физическое, психологическое и духовное развитие. И педагогу, и родителю, и священнику надо понимать и уметь говорить с ними в это время, чтобы заложить им верные духовные ориентиры, чтобы просто дать понять: в жизни человек всегда может рассчитывать на Церковь, всегда может к священнику обратиться.

 

— А как психология, собственно, все эти теории от фрейдизма до «хочу и буду» Лабковского сочетаются с православием?

— Я не люблю определение «православный психолог». Это как «православный бизнес»: определенная часть общества воспринимает определение «православный» как «брендированный контент», знак качества. И, соответственно, еще одна часть общества этим словом прикрывает свои профессиональные недоработки. Но есть много действующих психологов, которые основывают терапию на христианском мировоззрении.

Богословское образование священника образование психолога только дополнит: мое мировоззрение устойчиво, я осознанно применяю соответствующие ему методики психологической поддержки — те, которые помогают в духовной поддержке страждущего человека.

Наши дети и наша молодежь, поколение Z, «зумеры» — просто другие. В первую очередь, очевидно, что интернет и соцсети не заполняли нашу жизнь настолько активно, их не существовало в нашей повседневности. Да, теперь нам трудно быстро монтировать видео с айфона, зато тогда нам были интересны межличностные отношения. А нормальная для молодежи соревновательность выражалась в том, кто лучше «умеет в футбол», а не кто больше лайков получил в ТикТок-челлендже. Сейчас ребята, может быть, знают больше, — но и здесь есть опасность обманчивого ощущения всезнания и всемогущества. Легко скрыть свою жизнь в соцсетях, в том числе от родителей и знакомых из реальной жизни (ведь теперь многие из них могут сами дать старшему поколению мастер-класс по медиатехнологиям, назовем это так). Но дети и молодежь так же легко ломаются и принимают неверные решения относительно будущего под огромной информационной нагрузкой. В этом опасность, причем трудно предугадать, насколько серьезная: человечество впервые сталкивается с таким опытом. Говорю как практиковавший школьный психолог.

 

— Как же их уберечь? «Родительским контролем» на устройствах, интеллектуальной загрузкой или, наоборот, доверием?

— Жесткий контроль никогда не будет эффективным, что видно и из истории, и из межличностных отношений. Надо не только молиться и поститься, но и уделять время своему ребенку; нужна личная вовлеченность, организация событий его жизни (соответственно, жизни семейной) и участие в них — изобретение и проведение собственных семейных событий, объединяющих семью в единое уникальное целое. Нельзя недооценивать и личный пример: если есть правило «никаких гаджетов за столом» — то оно должно распространяться и на родителей. Таких советов море — и все они становятся крупинками, которые формируют основу семьи. Святитель Феофан Затворник говорил, что надо воспитывать в ребенке не автоматическое послушание позволениям и запретам родителей, а духовный стержень, на основании которого он сможет самостоятельно принимать правильные решения. Современные психологи святителя поддерживают.

Другая проблема — загруженность наших детей. Беседуешь с человеком, и он с радостно сообщает: «У нас в семье всё хорошо, вот у ребенка 12 кружков…» Конечно, так проще родителям. Но вы должны понимать, что кружки никогда не заменят личностное общение. Во-первых, по правилам элементарной педагогики, у ребенка два дня в неделю должны быть свободны от всех внеклассных занятий: он должен иметь право на свое личностное пространство. А во-вторых, важно помнить, что семейное тепло ничем заменить нельзя. Таинства Церкви, семейные праздники, личностное общение, включенность в проблемы друг друга, уважение — всё это создает крепкий фундамент семьи.

У нас получилось так, что ни школы, ни секции не занимаются воспитанием детей. Воскресная школа старается это компенсировать, но она не способна это сделать без деятельного участия родителей. Родителей никто не заменит, даже бабушки и дедушки — хотя их участие в жизни ребенка тоже становится целым миром со своими приключениями, любовью и безнаказанными шалостями. Но воспитание — явление комплексное.

 

— Посоветуйте, где взять на это сил в повседневных проблемах…

— Если у вас нет проблем — проверьте, есть ли у вас пульс! Мы все в разной степени загружены, но сила воли и желание, дисциплина и самоорганизация — основа для новых свершений в любой сфере жизни, от творческих занятий до научных открытий. Посмотрите на богослужение: выверены детали, сочетаются пение хора, служение священника и слова чтецов, служба совершается в строго отведенное время — всё это духовно дисциплинирует и служащих, и молящихся. При желании, при молитвенной необходимости служения перестраиваются даже биологические процессы: человек способен не позавтракать перед Причастием, проснуться до рассвета перед ранней Литургией. Поэтому я уверен, что планирование, создание «жизненной экосистемы» открывает перед человеком необъятные просторы для жизнетворчества. К этому нужно приучать и детей. И поменьше саможаления!

 

— Это как в фильме «Гринч — похититель Рождества»: «Я завтра страшно занят: буду упиваться жалостью к себе, поэтому никуда не пойду».

— Да, человек считает, что он недооцененный труженик, великий праведник и вообще «нормальная у меня самооценка — целуй руку!», поэтому его неотъемлемое право — бездеятельный отдых. Да, по слову Христа, нужно «возлюбить ближнего, как самого себя». (Мк. 12, 31) Вот только любить себя тоже нужно научиться. Человек должен трезво оценивать свою жизнь и выстраивать баланс между бережным отношением к себе, вниманием к нуждам ближнего и вниманием к Богу. Если эти взаимосвязи созданы, при помощи Божией, верно — этот баланс дает результат уже при жизни человека. Господь сказал, что жизнь надо тратить, а не сохранять. Духовный закон: чем больше потратишь, тем больше останется.

Итак, если человек в своей системе жизненных координат кроме семьи, послушания, Церкви не забывает о проблемах ближнего, об определенном самопожертвовании, то он верно использует время своей жизни. Кстати, в СССР именно на этой точке строили осознанно ложное восприятие христианства: Христос — лишь учитель, христианство — учение. Эта трактовка позволяла людям идти своим путем, не прислушиваясь к Церкви. А христианство — это не учение, а жизнь. Церковь дает нам верную инструкцию по построению нашей жизни.

Часто ли мы пользуемся этой инструкцией? На этот вопрос каждый отвечает сам, но ответ определяет и временную, и вечную жизнь. Несоблюдение и незнание закона не освобождает от ответственности. Жизнь — всего лишь подготовка к экзамену, явка на который стопроцентная.

В христианстве никогда нет отчаяния, нет уныния, потому что с нами Бог. С нами — Пасха Христова. Помните, что жизнь — это драгоценный дар Бога; мы ничего не сделали, чтоб получить её, и потому должны что-то и отдавать даром. Лучше отдавать самое ценное — это наше время. Поэтому не жалейте это время для близких, родных вам людей.




Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"