От рождения до прославления

— В этом году по всей России, да и не только в России, отмечают столетие блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона. В музее у нас есть небольшой раздел, который посвящен Патриарху Тихону и священномученику митрополиту Вениамину, точнее, пребыванию Святейшего в Петрограде. А выставку мы решили сделать фундаментальную, от родословной будущего Патриарха до его прославления.
Чтобы найти нужные материалы, я ездила в командировку в Торопец, где долгое время жил будущий Патриарх. Дом его сохранился, в нем сейчас музей. Отец Георгий, настоятель ближайшей церкви, — автор концепции этого музея. Сотрудники музея мне очень помогли. Именно благодаря им мы восстановили родословную патриарха, место, где он родился, где жили с XVII века его предки. Здесь он сам жил ребенком, помогал отцу в церковном служении. А потом он едет в Торопец, где учится в духовном училище, затем — Псковская духовная семинария и Санкт-Петербургская духовная академия. Все учебные заведения он заканчивал блестяще. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии его приглашают преподавать в Псков. Он туда едет, и там как раз совершается его пострижение, то есть он не совсем в юном возрасте ушел из мирской жизни.
А потом уже начинается период миссионерства, и где он только не был! На выставке представлена карта его служения, там и Люблин, и Северная Америка, Аляска. При архиепископе Тихоне был построен кафедральный собор в Нью-Йорке благодаря помощи священномученика Александра Хотовицкого, который собирал деньги на этот храм, буквально стоя на паперти. Помогли и Николай II, и святой Иоанн Кронштадтский. Благодаря архиепископу Тихону богослужебный текст был переведен на английский язык. В переводе участвовала Изабель Хэпгуд, которая выучила русский язык, церковнославянские песнопения. А потом владыку Тихона возвращают через семь лет в Россию, на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Потом Литва, он здесь служит среди разноплеменных и разной веры людей, плюс ещё Первая мировая война.
После Февральской революции Синод изменил порядок назначения правящих архиереев, стал действовать принцип выборности. Так епископ Вениамин (Казанский) стал митрополитом Петроградским и Гдовским, а архиепископ Тихон (Беллавин) — митрополитом Московским и Коломенским. А потом Поместный Собор, который начал работу в августе семнадцатого года, а закончил в сентябре восемнадцатого, выбрал Патриарха. Старец Алексий вытащил записочку с именем митрополита Тихона, и тот стал Патриархом из трех кандидатов. Кстати, один из кандидатов, митрополит Антоний (Храповицкий), перед смертью сказал: «Слава Богу, что Патриархом был избран Святейший Тихон, я бы мог погубить нашу Церковь».
Хочу заметить, что святитель Тихон стал единственным «Патриархом Московским и всея России». И до, и после были «всея Руси». И он отказался от предложения Ленина называться «Патриархом всего Союза Советских Социалистических Республик», то есть он сохранил хоть в этом историческую преемственность.
На стендах представлены частные письма Владимира Ильича, где тот говорит о религии, не стесняясь в выражениях. Разумеется, Патриарх Тихон с возмущением встретил декрет Ленина о «свободе совести», об отделении Церкви от государства. До первого ареста он анафематствовал большевиков, писал: «Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавые расправы»…
Во время Гражданской войны как раз проявились дипломатические способности Святейшего. Он не благословил Белое движение, просил сохранить, насколько возможно, мир. А потом — кампания по вскрытию мощей, изъятие церковных ценностей. Первый арест был в восемнадцатом году, потом покушение на него. В девятнадцатом году вновь арестован, посажен под домашний арест, и только в сентябре двадцать первого года освобожден из-под домашнего ареста.
Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей, процесс над «церковниками» в Петрограде, волнения в Шуе… А затем московский «процесс пятидесяти четырех», где его в качестве главного обвиняемого привлекли. Но Патриарху Тихону тогда «повезло»: московские следователи пытались найти документы, подтверждающие его контрреволюционную деятельность, но не нашли, потому что их не было. В 1923 году его освобождают из-под ареста при условии, что он напишет примирительное послание. Здесь у нас факсимиле. Он пишет, что при допросах не применялись пытки электричеством, но мы понимаем, что раз он специально упоминает об этом, на самом деле пытали.
Поразительные дипломатические способности Святейший проявил в период смерти и похорон Ленина. Он написал, что Владимир Ильич не был отлучен от Церкви, но отпевание будет проявлением неуважения к его близким и семье, поскольку они стоят на атеистических позициях. Кстати, обновленцы создали специальную бригаду для участия в похоронах. В обновленческих храмах служились кощунственные «богослужения» в честь Ленина, где припев «Вечная память» был заменен на «Вечная жизнь». Не отсюда ли пошло «Ленин — вечно живой»? Очень может быть…
Праведная кончина святителя пришлась на Благовещение. В храм на отпевание были допущены 50 с небольшим священников, похоронили, потом храм этот закрыли, сделали рабочим общежитием, снесли надгробие. И вплоть до 1990‑х годов было неизвестно место захоронения Святейшего.
А когда возродилась в Донском монастыре монашеская жизнь, первое, о чем попросили монахи, — начать поиски. Одновременно шел ремонт этого храма, а потом он раз — и загорелся. Почти полностью внутри выгорел, и это дало возможность вскрыть полы. Нашли одну камеру пустую, пошли немножко вправо-влево и нашли другую, а в ней — деревянный гроб с резной табличкой, что здесь покоится Патриарх Тихон.
И заканчивается экспозиция прославлением святителя 9 октября. Мы хотели показать, в какой обстановке возглавил Церковь Патриарх Тихон, поэтому разделы названы «Жизненный путь», «Духовный подвиг» и «Восхождение».