Остаться русским в Германии
Штутгарт, столица федеральной земли Баден-Вюртемберг, родина «Мерседеса», Гегеля и Вальдорфской педагогики — один из самых русских городов Германии. И не потому, что там живет много русскоговорящего населения, а потому, что Дом Романовых династическими браками был прочно сплетен с королевством Вюртемберг.
Раздел: Из окна в Европу
Протоиерей Илия Лимбергер с прихожанами храма святого Николая во время паломничества в Дахау
Журнал: № 7 (июль) 2015Страницы: 12-13 Автор: Нелли ЖбановаФотограф: Нелли Жбанова Опубликовано: 9 июля 2015
Успешный приход
Собор святителя Николая Чудотворца — единственный храм Русской Православной Церкви в Штутгарте — всегда переполнен: небольшое историческое здание давно не вмещает всех прихожан. Настоятель храма протоиерей Илия Лимбергер называет цифру 1500 прихожан, это жители Штутгарта и близлежащих городов.Протоиерей Илия Лимбергер
Протоиерей Илия Лимбергер родился в Москве в 1963 г. Эмигрировал вместе с семьей в Нью-Йорк в 1977 г. С 1983 г. живет в Германии. Закончил математический факультет Мюнхенского университета. Говорит на русском, немецком, английском и сербском языках.Административно община в Штутгарте устроена просто. В 2001 году епископом Штутгартским стал преосвященнейший Агапит. С этого времени под руководством владыки из прихода рукоположено три священника и один диакон. Приезжему из России сразу бросается в глаза простота и доступность владыки. С ним можно запросто пообщаться и даже попить чаю после Литургии.
Да и вообще, это удивительный приход! Жизнь там не просто «бьет ключом», она извергается «ниагарским водопадом». Есть группа активистов, которые помогают неугомонному батюшке. В приходе много многодетных семей: у самого отца Илии детей пятеро. В воскресной школе работают семь разновозрастных классов, организован детский хор, летние и зимние лагеря, семейные поселения.
Отец Илия дружит с культурными учреждениями Штутгарта: например, по инициативе священника на 400-летие Дома Романовых на исторической кафедре штутгартского университета прошла международная конференция, а в Центральном историческом музее на день святой Ольги ежегодно устраивается концерт русской классической музыки. Примечательно, что такие акции, рассказывающие о культуре и истории России, больше востребованы немцами, чем русскими прихожанами, но при этом никакого миссионерского эффекта не несут и притоку местного населения в общину не способствуют. Но разбавить атмосферу всеобщего консьюмеризма, немного сблизить разные национальные общины — тоже результат.
Опыт семейных поселений в Германии позаимствовали у волгоградского священника Анатолия Гармаева: 15-20 семей снимают дом недели на две, организуют дневную программу для детей, а по вечерам собираются на духовные и психологические семинары. Подросткам предлагается игра «Горлица», напоминающая нашу «Зарницу». Родителям — постоянно действующая «Родительская школа».
Штутгартский приход — заметная величина в диаконическом служении «Доброе дело». Прихожане помогают тяжело больным детям, которые приезжают в Германию на лечение. Перевезти ребенка, посетить его в больнице, поддержать в постбольничный период, а если нужно, помочь родителям после смерти ребенка — всё это берут на себя прихожане.
Приход заботится и о православном отделении местного дома престарелых. Здесь обустроена часовня, раз в месяц по расписанию в ней служат священники различных православных общин (греческой, сербской, румынской, русской). Для стариков устраивается выставка икон, привозятся хоровые ансамбли, а на Рождество дети всех православных приходов Штутгарта пекут печенье и навещают жителей дома престарелых с гостинцами и колядками.
Исключение из правила
Однако пример собора святителя Николая — скорее исключение из правила. Церковная жизнь в Штутгарте (как и вообще в Германии) переживает перманентный кризис.Социальный состав русской миграции — основная проблема общинной жизни за рубежом. Русские — а их в Штутгарте около 30 тысяч — приезжают в Германию в поисках лучшей доли, но часто находят только новые проблемы. В эмиграции сложно сохранить тот же общественный статус, тот же уровень благосостояния, что на родине. Более того, нужно пройти запутанные лабиринты немецкой бюрократии, чтобы получить хоть какие-то социальные блага. Другой менталитет, другой язык, другие отношения между соседями. По большому счету, храм оказывается единственным местом, где можно найти близких по духу людей, получить какую-то моральную помощь и сочувствие. Однако, желая найти в Церкви социальную службу, человек встречает таких же, как он, неустроенных, деморализованных бедолаг. В итоге он разочаровывается, и даже если остается в Церкви, оказывается очень пассивным: типичный немецкий прихожанин мало жертвует, редко участвует в благотворительных и волонтерских проектах. В Германии сложно найти спонсора даже на то, чтобы оплатить дорогу или доставить почту. Не говоря уже о том, чтобы открыть новый храм или монастырь.
Собор святителя Николая Чудотворца в Штутгарте
В юрисдикции РПЦЗ в Штутгарте находится собор святителя Николая Чудотворца. Храм был устроен в 1895 г. по замыслу дочери Николая I, жены короля Вюртембергского Карла I, Ольги Николаевны, который воплотила велиая княжна Вера Константиновна, глубоко религиозная супруга герцога Вюртембергского Вильгельма-Евгения.С началом Первой мировой войны был закрыт. В 1920–1940-е находился поочередно в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе РПЦ, Западноевропейского экзархата русских приходов, Епархии православных епископов Берлина и Германии РПЦЗ. Здание, сильно пострадавшее во время войны, в начале 1950-х с помощью городских властей было восстановлено.
Ежегодно совершаются богослужения в храме-усыпальнице Ольги Николаевны на горе Ротенберг. Этот храм когда-то принадлежал Русской Церкви, а сейчас превращен в музей и является одним из символов земли Баден-Вюртемберг. В Штутгарте с 1999 г. также действует приход во имя Илии Пророка: богослужения совершаются во временно арендованном лютеранском храме.
Русский, помоги русскому
Именно поэтому для Германии успех штутгартского прихода — большая редкость. Дело здесь не в деньгах, а в людях. С этой проблемой сталкиваются и приходы Русской Православной Церкви, получающие финансирование и административную из Москвы, и приходы Русской Православной Церкви Зарубежом, которые могут надеяться только на свои, весьма немногочисленные, силы. Есть храмы, которые, по отзывам местных жителей, «больше похожи на вокзал» — людей много, но именно общинной жизни не наблюдается: активной воскресной школы нет, социальной работы не ведется. В том же Берлине живет энтузиаст-священник Андрей Сикоев, настоятель прихода Покрова на Шпрее (РПЦЗ), который несколько лет назад выкупил здание бывшего детского сада и пытается обустроить в нем приходскую жизнь, но пока спотыкается о всё ту же социальную специфику.Как же «удержался» приход в Штутгарте? Секрет прост: отец Илия Лимбергер, бомбардируя общину инициативами, преодолевает свойственную православному клиру Германии, да и прихожанам, инертность. Семейными поселениями занимаются «взращенные» приходом священники Александр и Владимир Бошманы, «Родительской школой», «Добрым делом», проектом в доме престарелых тоже руководят приходские активисты. Когда-то Дом Романовых династическими браками был прочно сплетен с королевством Вюртемберг. Благодаря этому именно в Штутгарте — вокруг королевской семьи и русской дипломатической миссии — выросла старейшая русская православная община Германии. И в современной ситуации усилия отца Илии очень ценны: без него и таких, как он, русскими в Вюртемберге остались бы только покойные королевы.