Особые передвижники

Из шкафа на выставку
Самой экспозиции пока не существует — работы для нее только собираются, организаторы планируют, что первая большая выставка пройдет в декабре этого года. Но и до этой даты в социальном отделе епархии планируют знакомить публику с работами своих подопечных.
— В нашем центре накопилось много работ людей с физическими и ментальными нарушениями, — говорит руководитель координационного центра по работе с инвалидами социального отдела Санкт-Петербургской епархии Надежда Арзамасцева. Особенно много набралось за год пандемии. Нужна выставка, решили мы.
Наш журнал некоторое время назад уже писал про социальный центр епархии, где люди с ограниченными возможностями здоровья могут заниматься творчеством в нескольких мастерских. За несколько лет своей работы центр проделал большой путь: если сначала в нем не было ничего, кроме небольшой типографии, то теперь к ней добавились швейная, ткацкая, иконописная и керамическая мастерские. Произведения, которые создают воспитанники центра в этих мастерских, и лягут в основу выставки. Но этим дело не ограничится.
— Не так давно мы проводили семинар о первом российском педагоге-дефектологе Екатерине Грачёвой, — рассказывает Надежда Арзамасцева, — и на нем побывали работники нескольких городских реабилитационных центров для инвалидов. Они же и предложили нам прислать для будущей выставки работы своих воспитанников, среди которых есть настоящие таланты. Но пока что их работы уходят «в стол».
Сердце-варежка
В качестве примера, насколько неожиданным может оказаться творчество людей с особенностями, Надежда Арзамасцева показывает работу воспитанницы социального центра Агриппины Доколиной. Та написала портрет святой Матроны Московской, совершающей паломничество из Москвы в Петербург. Святая на картине изображена в зимней одежде, правая рука приложена к груди, а ладонь в большой варежке по форме напоминает сердце.
— Особые люди и мир видят по-особому, — говорит Надежда, — и выражают свой взгляд в красках, на бумаге, в поделках. Этим, в первую очередь, и ценны их работы. На первый взгляд наивная, детская работа, а приглядишься — открывается такая глубина. При этом мы даже и не думали, что Агриппина сможет рисовать такие картины. Ей достаточно тяжело адаптироваться и к коллективу, и к рабочему процессу, она обычно просто гуляет по коридорам, поливает цветы, но вдруг она садится за стол, берет карандаш и начинает рисовать. Она не одну картину с Матроной нарисовала, у нее уже целая серия портретов святой. Её рисунки можно использовать для иллюстрации детских книг, можно положить их в основу мультипликационного образа.
Организаторы проекта «Особые передвижники» недавно смогли получить средства президентского гранта на организацию выставок. Сейчас начинается работа по сбору картин и поиску площадок, на которых будут выставлять картины новой передвижной экспозиции.
Символично и актуально
— В настоящий момент мы уже договорились с Колпинской воспитательно колонией, что четверо наших ребят проведут встречу с их воспитанниками. Поездка должна состояться 4 июня. Мы повезем свои картины, вышивки, работы из ткацкой мастерской, — говорит Надежда Арзамасцева. — Керамику не повезем из-за хрупкости изделий.
Поездка в колонию имеет ко всему прочему и педагогическую задачу — показать воспитанникам колонии, что даже в очень сложных ситуациях люди могут находить в себе силы не опустить руки, не обозлиться на мир, а наоборот — заняться творчеством.
Руководитель швейной мастерской социального центра Наталья Мильштейн рассказывает, что на беседу в Колпино поедут две девушки из её мастерской, Соня и Лена. Обе они воспитывались в детском доме.
— Простой разговор намного более эффективен, чем нравоучения и назидания. У наших девочек непростая судьба, и глядя на них, на их работу, сами воспитанники колонии могут взглянуть со стороны на себя, на свою историю.
В текущем 2021 году финальную выставку работ людей с ограниченными возможностями в рамках проекта «Особые передвижники» собираются провести в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры. Кроме того, Санкт-Петербургская академия художеств обещает устроить также в декабре выставку в своих собственных стенах, что особенно символично: именно здесь 11 декабря 1871 года, 150 лет назад, прошла первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок».
— Передвижники в своем творчестве затрагивали актуальные социальные проблемы современности, — говорит Надежда Арзамасцева, — и наш проект «Особые передвижники» тоже призван к тому, чтобы обратить внимание зрителей на проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому очень важно, что выставка наша выйдет за пределы социального центра: рядовой посетитель центра обычно сам находится в трудной жизненной ситуации, он приходит сюда либо за одеждой, либо на бесплатный обед.
Пионы, плащаница, особый взгляд
В коридоре на втором этаже социального центра уже можно познакомиться с несколькими работами, которые лягут в основу будущей выставки. Среди них выделяется цикл «Взгляды», созданный воспитанником центра Александром Горянским. Александр рисует портреты обычных людей, святых, ангелов. Всех их объединяет особенно выразительная прорисовка глаз, за что цикл и получил свое название.
Еще один подопечный центра, Никита Власов, рисует с натуры или с фотографии. Лучше всего ему удаются цветы и пейзажи, особенно гордятся в центре его картиной с изображением пионов. А под руководством педагогов из иконописной мастерской он сумел воспроизвести на бумаге картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».
— Глядя на эту картину, могли бы вы подумать, что делал её человек с ДЦП и первой группой инвалидности? — задается риторическим вопросом Надежда Арзамасцева.
От ткацкой мастерской в выставке примет участие работа, созданная двумя слабовидящими ученицами Марины Безпаловой, руководителя мастерской. Для этой работы, одной из первых в их ткацкой практике, была выбрана не шерсть, а нарезки из разноцветных детских колготок — удобный, крупный, легко осязаемый материал, хорошо подходящий для работы начинающих ткачей, имеющих проблемы со зрением.
От швейной мастерской на финальной выставке в декабре будет также представлена коллективная работа — плащаница Успения Богородицы. Трудиться над ней будет вся мастерская — работа большая, кропотливая, ведь плащаница будет вышита бисером.
Из-под обстрела
Не так давно в типографии социального центра наряду с другими воспитанниками стала работать Ирина Баракат, пострадавшая во время военных действий в Сирии. Родилась и выросла она в Одессе, там же встретила и своего будущего супруга, сирийца по происхождению, который приехал на Украину учиться на фармацевта.
— Поженились, переехали в Сирию, в Алеппо, — рассказывает Ирина. — Я работала в украинском консульстве, помогала русским военным с переводами. В 2016 году террористы попали в котел и принялись беспорядочно обстреливать город. До этого они выбирали мишени — школы, больницы, детские сады... В один из дней я с детьми пришла домой к родителям мужа, чтобы сделать укол свекру, недавно пережившему инсульт. Сидели в гостиной, в соседний дом попал снаряд. Мы еще подумали, что дважды в одну воронку снаряды не падают, значит, к нам не должен прилететь. Ошибались. Я услышала, как летит бомба — монотонный гул, как будто что-то с огромной скоростью несется по аэротрубе. Прикрыла дочь и младшего сына собой, старший был в другой комнате. Открываю глаза — пыль, туман, рядом свекор лежит, не дышит. Дочь вскочила на ноги, принялась бить себя по ушам — её оглушило. Я смотрю, вроде с детьми всё в порядке, и со мной вроде бы тоже — никакой боли не чувствую. Но сын как-то странно смотрит — я опускаю глаза, а у меня кисть сломана и нога «змейкой» вывернута. Но боли нет из-за сильного шока. Позже выяснилось, что и ребра переломаны. Очнулась я уже в реанимации, пролежала там месяц. Благодаря помощи знакомых мне удалось попасть на лечение в клинику военно-полевой хирургии при Военно-медицинской академии имени Кирова. Здесь мне сохранили одну ногу, тогда как в московском госпитале имени Бурденко настаивали на ампутации обеих.
В Петербурге, в больнице, Ирина познакомилась со священником Феодором Кузнецовым, помощником начальника ВМА по работе с верующими военнослужащими. А потом и с его супругой, матушкой Еленой Кузнецовой, которая руководит в социальном центре епархии иконописной мастерской. С её помощью Ирина сделала свои первые шаги в иконописи — выполнила прорись Казанской иконы Божией Матери.
— Разрабатывать левую руку я начала еще в больнице. Перед каждой операцией надо было ставить подпись под согласием на её проведение. А мне только каракули и удаются. Соседка по палате, сама реставратор по профессии, говорит: а ты попробуй, нарисуй розу, что на окне стоит. Три дня рисовала, и получилось.
Работы Ирины тоже будут представлены на выставке.
Всё сами
Часть средств президентского гранта пойдет на установку интерактивных терминалов в помещениях социального центра, где все посетители смогут познакомиться с работами воспитанников в цифровом формате.
— Сюда же мы будем выкладывать фото- и видеосвидетельства о жизни подопечных, о работе наших мастерских и о проекте «Особые передвижники», — рассказывает Надежда Арзамасцева. — Мы всегда мечтали быть открытыми для всех, кто хочет познакомиться с нашей работой. Потому что, к сожалению, люди еще очень мало знают как о жизни центра в целом, так и о том, что здесь могут найти себя и свое предназначение люди с ограниченными возможностями. Те, кто интересуется, заходят к нам в типографию обычно. Мы не против, но иногда становится сложно работать, все-таки люди требуют внимания, ответов на вопросы. С помощью интерактивных терминалов же посетители смогут познакомиться с нашей жизнью, не отвлекая воспитанников от работы и творческого процесса. Правда, в таком случае у меня не получится отвечать недоверчивым людям на вопросы наподобие: «А что, правда они сами рисуют? Мы думали, это вы за них делаете». Недавно приходила женщина, тоже не верила, что у нас в центре люди с ограниченными возможностями и в самом деле могут писать картины, лепить из глины, ткать и вышивать. Пришлось ей провести экскурсию по центру, показать все мастерские. Потому и нужна будет выставка «Особенные передвижники», чтобы своими работами наши ребята сами свидетельствовали о себе и своих талантах.