Особенная ветвь

140 лет назад скончался Авраам Фиркович (1786 - 1874), человек, которому суждено было стать владельцем самого большого в мире частного собрания еврейских рукописей (оно хранится в отделе рукописей РНБ) и который, по словам современных ученых, заменял собой целый научно-исследовательский институт. Но собранная Фирковичем коллекция рукописей была лишь «побочным продуктом» того дела, которому он отдал жизнь, — дела защиты прав единоверцев, небольшой иудейской секты караимов.
Раздел: Имена
Особенная ветвь
Рисунок с обложки книги В. Вихновича «Караим Авраам Фиркович Еврейские рукописи. История. Путешествия».
Журнал: № 6 (июнь) 2014Страницы: 18-19 Автор: Владимир Иванов Опубликовано: 10 июня 2014

Кто такие караимы?

В отличие от магистральной линии иудаизма — так называемого раввинистического иудаизма — караимы (дословно — «чтецы», то есть «люди Писания») не признают Талмуда, считая главным авторитетом Тору и писания собственных мудрецов. Первые достоверные свидетельства о караимах обнаруживаются на Ближнем Востоке около VIII века н. э., а затем, после скитаний по Испании и Византии, часть из них оказалась в пределах Крымского ханства, частично ассимилировалась этнически и восприняла тюркский язык. В конце XIV века великий князь Литовский Витовт привел с собой из крымского похода более трехсот караимских семейств. В конце XVIII века, после блистательных завоеваний Екатерины Великой, небольшие караимские общины Крыма, Украины и Литвы, наряду с многомиллионным еврейским населением Польши, вошли в число подданных российской короны.
Положение евреев в Российской империи (как и повсюду в то время) было незавидным: черта оседлости, воинская повинность, невозможность учиться в высших учебных заведениях, принуждение заниматься земледелием.

Чиновники XIX века не делали разницы между раввинистами и караимами, и единственный способ вывести себя из-под ударов «праведного христианского гнева» караимы увидели в том, чтобы доказать царскому правительству, что они к распятию Христа не имеют никакого отношения. Такой случай представился в 1839 году, когда генерал-губернатор Новороссии граф Михаил Воронцов (патрон Одесского общества истории и древностей) решил навести справки о происхождении караимов и обратился с этим вопросом к общине караимов Крыма.

Коллекция как доказательство

В 1786 году в тогда еще польском городе Луцке, на Волыни, в караимской семье родился мальчик, которого нарекли Авраамом. Семья его была бедна, но Аврааму удалось в молодости нажить небольшой капитал, потом он разорился и… стал духовным учителем. Он перебрался в Крым, где вошел в доверие к главе Духовного правления караимов Симхе Бабовичу, и тот взял Фирковича домашним учителем. Вместе с Бабовичем Фиркович отправился в 1830 году в свое первое путешествие на Ближний Восток, посетил Святую Землю и Стамбул, где, видимо, впервые познакомился с древними рукописями, хранящимися в генизах при синагогах (генизами называются помещения, где хранятся документы общины и вышедшие из употребления свитки Торы и другие тексты, содержащие тетраграмматон, — божественное имя Бога, уничтожение которого считается святотатством). Наследие предков сильно впечатлило Фирковича: вернувшись домой, в Евпаторию, он основал общество для издания памятников караимской письменности и открыл типографию. Вот почему именно ему Бабович и поручил ответственную миссию — доказать влиятельному графу Воронцову, что предки караимов прибыли в Крым задолго до событий, описанных в Новом Завете.

С этой целью в 1839 году Фиркович (на деньги Одесского общества древностей и самих караимов) снарядил первую археологическую экспедицию для обследования гениз в Крыму, а в 1840–41‑х годах обследовал генизы на Северном Кавказе. Свою работу он осуществлял со страстью, присущей настоящему коллекционеру. Одна из историй рассказывает: когда в некой крымской синагоге евреи отказались допустить Фирковича к замурованной генизе, — он достал гербовую бумагу, подписанную генерал-губернатором, и велел татарскому конному разъезду, сопровождавшему экспедицию, ломать стену. Однако татары, испокон веку соседствовавшие в Крыму с евреями, испугались гнева Всевышнего и отказались подчиниться. Тогда Фиркович взял в руки молоток и вскрыл генизу собственноручно.

Бесценный кодекс

Результатом крымской и кавказской экспедиций Фирковича стало собрание рукописей, известное под именем Первое собрание Фирковича. К нему относится знаменитый Ленинградский кодекс — богато иллюстрированная рукописная книга (написанная, по-видимому, в Египте в начале X ве­ка н. э.). Еврейский текст ее содержит масору — особую систему обозначений, которая позволяла не только правильно прочесть текст (в еврейском языке нет букв для обозначения гласных, а потому одно и то же слово можно прочесть по-разному), но и скопировать его без изменений. Сложно переоценить значение Ленинградского кодекса для библейской науки: именно с него как старейшего полного текста Ветхого Завета были сделаны все научные издания еврейской Библии в XX веке, когда наш город был Ленинградом (отсюда название — Codex Leningradensis).

В 1862 году это собрание Фирковича (около 1 500 рукописей на коже и пергамене, почти 50 из которых датируются ранее X века, 754 копии с надгробных надписей и 10 надгробных памятников) было приобретено Императорской публичной библиотекой за 125 тысяч рублей (обычный годовой ее бюджет на пополнение фондов составлял тогда 8–10 тысяч рублей)

Гипотеза Фирковича

Но для коллекционера важна была другая рукопись, привезенная из экспедиции, — так называемый Маджалисский документ, представляющий собой приписку к библейской рукописи, якобы сделанную писцом из села Маджалис (современный Дагестан), где проживали еврейские горцы. Приписка содержит удивительную историю о том, что во время описанной в Библии осады ассирийскими войсками Самарии (смотри Четвертую книгу Царств) — столицы Северного царства (VIII век до н. э.) — из Южного царства (Иудеи) на помощь Северу будто бы выдвинулся военный отряд. Уведенные в плен иудеи из этого отряда были переселены ассирийцами в Мидию, а двумя веками позже мидийский царь Камбиз переселил их в Корсунь, то есть Херсонес. Читатель, наверное, уже догадался, что, опираясь на этот документ, Фиркович построил свою гипотезу: караимы — потомки тех самых доблестных иудеев‑южан, не по своей воле оказавшихся в Крыму задолго до рождения Христа. Любопытно, что в начале этого же документа упомянут «Рош и Мешех из Чиова» — русский князь из Киева, — снарядивший послов к хазарскому царю Давиду «для испытания веры» (то есть излагается апокриф о крещении Руси).

Был ли Маджалисский документ подлогом самого Фирковича? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, однако многие исследователи отмечают, что Фиркович не стеснялся подделывать приписки к рукописям, выдавая их за более древние. Так или иначе, но в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел была опубликована статья, основанная на неожиданной находке Фирковича. В статье говорилось следующее:

«Как бы то ни было, неоспоримо и историческою истиною оказывается теперь, что нынешние крымские караимы, а потому и происходящие от них караимы литовские, волынские и галицийские суть прямые потомки особенной ветви евреев, отделившейся от своих собратьев во времена стародавние, еще до эпохи Вавилонского плена, и проникшие в пределы нынешней России из глубины Средней Азии».

В 1857 году Фиркович подал царскому правительству записку «О происхождении караимов», а пятью годами позже — о полном отделении караимов от евреев. Ходатайства содержали ссылки на обнаруженные в ходе экспедиций исторические документы.

Вскоре термин «евреи-караимы» исчез из законов Российской империи: он был заменен термином «русские караимы ветхозаветного вероисповедания», а позже просто «караимы», а сами караимы — уравнены в правах с остальными подданными империи. Однако на этом история не закончилась: в 1871 году на основании всё тех же документов Фиркович ходатайствовал за галицийских караимов перед императором Австро-Венгрии, а в 1934 году германская караимская община обратилась к нацистским властям с просьбой не распространять на них действие антиеврейского расового законодательства. Обе просьбы были удовлетворены, за что караимы должны благодарить своего великого соплеменника.

Сам же Авраам Фиркович, совершивший в 1862 году вместе с зятем и внуком второе путешествие по Ближнему Востоку, собрал новую, еще более ценную коллекцию рукописей, а в 1865 году окончательно поселился в Чуфут-Кале, «родовом гнезде» крымских караимов, где и умер в 1874 году. «Второе собрание Фирковича», содержащее 200 свитков Торы, более 200 пергаментных кодексов и другие рукописи религиозного, философского, медицинского, астрономического, астрологического и литературного характера, в основном на иврите и арабском языке, Публичная библиотека выкупила у его наследников два года спустя.

А утверждение Фирковича, принесшее караимам социальное равенство, живо и по сей день. Его подкрепляет архаизм принадлежащего к тюркской группе караимского языка, и даже генетические исследования XXI века, говорящие в пользу того, что у караимов прослеживаются семитские корни, не в силах его поколебать.

Владимир Иванов

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Имена"

10 октября, четверг
rss

№ 6 (июнь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (июнь 2014)
ПРАЗДНИК
9 июня — День Святого Духа
9 июня — День Праведного Иоанна Русского, исповедника (†1730)
АКТУАЛЬНО
Православным Петербурга не хватает инициативы?
Митрополит Варсонофий: главное — личный пример
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Национальности большие и маленькие
/ Интервью / Не терпимость, а взаимное уважение
/ Крупный план / Кочевники в Петербурге
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Старое и новое
/ Имена / Особенная ветвь
/ Умный разговор / Накануне Нового Завета
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / Диакон Андрей Мальков
/ Ленинградский мартиролог / Владимир Шкловский (1889–1937)
/ Приход / Троице-Измайловский собор
/ Служение / Игра на всю жизнь
/ Служение / Священник и тюрьма
/ Служение / Рассказ кита, который поглотил Иону
/ Из окна в Европу / Путешествие в Страну Див
/ Место жительства - Петербург / Два с половиной века Владимирского собора
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в июне
/ День седьмой / Летняя «Академия»
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Современная иконопись: пути развития
Протоиерей Виктор Московский: Ксения Блаженная отдала нам всю свою жизнь
Кочевники в Петербурге