Оружие мира. «Блаженны миротворцы» (Мф. 5, 9)

В статье разбирается одна из самых трудных для понимания заповедь блаженств. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф.5.7).
Раздел: Lingua Sacra
Оружие мира. «Блаженны миротворцы» (Мф. 5, 9)
Журнал: № 9 (сентябрь) 2010Автор: протоиерей Димитрий Сизоненко Опубликовано: 13 сентября 2012
Мнообразие толкований
Седьмое блажен­ство обращено к миротворцам: когда окончательно во­сторже­ствует Цар­ство, Бог назовет их Своими сынами. Кого же Хри­стос имеет в виду, говоря эти слова? Преж­де всего на ум приходит образ «мирных» людей, которых Александр  Сергеевич Пушкин в одном из писем выразительно назвал «людьми благоволения». Они ­стараются жить в мире и согласии с другими, исполняя завет апо­стола Павла: «Будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Однако тихих и спокойных людей, которые всяче­ски ­стараются избежать конфликтных ­столкновений, ­следовало бы отне­сти к числу тех, кого Хри­стос в Евангелии называет «кроткими».

Тогда, быть может, речь идет о пацифи­стах, которые проте­стуют против войн, против насилия, борются против разжигания конфликтов и розни? Но в Нагорной проповеди говорится не о том, чтобы жить в мире или бороться за мир, но чтобы его «творить».

Многие могут здесь подумать о «миротворче­ских силах», о «примирителях». Дей­ствительно, в древно­сти этим словом называли земных правителей, которые своей вла­стью и военной силой за­ставляли народы сосуще­ствовать в мире. Во времена ­Иисуса Хри­ста таким усмирителем войн был Рим, после того как императору Авгу­сту посред­ством военных побед удалось навязать своим подданным так называемый «рим­ский мир» (Pax Romana). В знак на­ступления новой эры в столице империи был воздвигнут знаменитый алтарь мира (Ara Pacis Augustae).

Однако при том, что дей­ствия пацифи­стов и «примирителей» по сути своей не противоположны тому, о чем говорит Спаситель, евангель­ское блажен­ство подразумевает нечто иное. Подлинным миротворцем является не тот, кто у­станавливает мир, усмиряя враждующих, а тот, кто разрушает саму вражду. В этом смысле апо­стол Павел говорит о том, что Хри­стос Своим Кре­стом уничтожил вражду (Еф. 2, 16).

Грече­ский термин e„rhnopoio… указывает на тех, кто не про­сто готов на перемирие или пытается примирить враждующие ­стороны. Миротворцы буквально «творят» мир точно так же, как пекарь выпекает хлеб, как гончар создает вазу, как ­скульптор ваяет ­статую. Они на­столько возлюбили мир, что готовы ради него пожертвовать соб­ственным покоем, благополучием и даже своей жизнью.

Слово «миротворец» ни разу не в­стречается в других книгах Священного Писания, однако суще­ствуют близкие по смыслу выражения. Например, в древнегрече­ском переводе Книги Притч е­сть о­строумная при­сказка: «Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, но тот, кто смело судит, приносит мир» (Притч. 10, 10). Дело мира требует отваги, дерзновения. А в Библии примирить враждующих считается одним из главных дел милосердия. Лучшее, что человек может совершить для других, это помочь им жить в мире и вза­имо­понимании. Недаром в Евангелии блажен­ство миротворцев тесно связано с «новой» заповедью о брат­ской любви к ближнему. Вот почему дарованное им обетование в точно­сти повторяет слова этой заповеди: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35). Тем самым Хри­стос говорит ученикам: «Вы ­становитесь вои­стину сынами Всевышнего, когда прощаете врагов, когда даете, ничего не ожидая взамен».

В этом смысле блажен­ство миротворцев — это блажен­ство Церкви. В разные эпохи, включая времена не ­столь отдаленные, лучшие сыны Церкви вы­ступали в роли арбитров мира в междоусобицах и граждан­ских войнах. На­сколько такое служение бесценно, ­становится особенно понятным в те моменты, когда таких посредников не оказывается рядом. Разумеется, и сегодня быть миротворцем — это главное призвание хри­стиан, даже когда речь идет о самых неявных, ча­стных, малозначимых распрях.

Мир как дар
Слово «мир» в Библии тесно связано с такими словами, как мило­сть, правда, благодать, примирение, умило­стивление. Например, апо­стол Иаков говорит: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 18). В Нагорной проповеди миротворцы пред­ставлены как продолжатели дела Бога-Отца, который в Своем Сыне сотворил мир между людьми. Более того, по слову апо­стола Павла, Хри­стос Сам ­становится миром нашим. (Еф. 2, 14). Поэтому хри­стиане, которые несут другим мир Хри­ста, справедливо названы «сынами Божиими», ибо являются на­следниками и­стинного Миротворца - Самого Господа.

В Священном Писании ча­сто говорится о «мире Божием» (Флп. 4, 7) и еще чаще о «Боге мира» (Рим. 15, 33). В данном случае слово «мир» указывает не только на то, что Бог творит, но и на то, кем Он является. Почти все древние религии говорят о сообще­стве боже­ств, которые живут в непре­станной вражде (например вавилон­ские и грече­ские космогонии). В еретиче­ском учении гно­стиков также нет ни един­ства, ни мира между небесными эонами и материальный мир своим возникновением обязан очередному конфликту в высших мирах.

Это сравнение позволяет увидеть величие откровения Пресвятой Троицы как совершеннейшего един­ства любви во множе­ственно­сти ипо­стасей. В одном из церковных песнопений о Боге-Троице говорится как о «пучине мира». Это не только красивый поэтиче­ский образ. Созерцая икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева, люди бывают более всего потрясены красотой и ощущением сверхчеловече­ского мира, который исходит от нее. Иконописцу удалось посред­ством красок передать духовный завет Преподобного Сергия Радонеж­ского: «Препобеждать ненави­стую рознь мира сего, взирая на Пресвятую Троицу».

Псевдо-Дионисий Ареопагит всяче­ски превозносит этот мир свыше, ибо для него мир, как и любовь, ­становится одним из «имен Божиих». Когда Хри­стос говорит ученикам: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), Он предает им то, Кем Он является.

Суще­ствует прямая связь между миром как даром свыше и Духом Святым, поэтому их символом является горлица. Таким образом, блажен­ство миротворцев со­стоит не ­столько в том, что они созидают вокруг себя мир, ­сколько в том, что они ­становятся посредниками, то есть передают мир Божий, мир Хри­стов, «который превыше всякого ума» (Флп. 4, 7).

На фото: Нагорная проповедь. Мозаика по эскизу В.В. Беляева. Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), южный свод
Протоиерей Димитрий Сизоненко

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"