Ортодоксия в стране мадьяр. Православие в Венгрии
НЕПРОТОРЕННЫЙ МАРШРУТ
— Да, Венгрия, на первый взгляд, — странный выбор для паломнического тура, — говорит Наталья Феофанова, руководитель просветительского отдела Казанского кафедрального собора. Но это только на первый взгляд. Святые Кирилл и Мефодий проповедовали здесь. Креститель венгров король Иштван (Стефан) — святой не только Католической, но и Православной Церкви. Да и православные храмы Московского Патриархата здесь имеют очень интересную историю. Мне в свое время пришлось часто бывать в командировках в Венгрии и, конечно, хотелось другим рассказать об этой замечательной стране и людях. Именно поэтому мы туда и поехали. На самом деле, в Казанском соборе есть паломническая служба, которая успешно делает классические поездки. Моя задача — собирать исторический архив, заниматься выставочной и издательской деятельностью. Два раза в год по благословению настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова я организую просветительские поездки. Это сложные многодневные туры, как правило, связанные с историей собора, хотя бы частично, или же уникальные, как наше путешествие в Венгрию. Мы, можно сказать, первыми совершили такую поездку. Местные жители очень удивлялись, когда узнавали о цели нашего визита, а сотрудник консульства Венгрии в Петербурге, выдававший нам визы, и вовсе не знал, что на его родине есть православные.
Группу из 30 паломников в поездке сопровождал клирик Казанского собора иерей Алексий Дорофеев. Верующие не просто посещали православные храмы и святыни, но и участвовали в богослужениях. Помолились за Литургией в сербском храме Георгия Победоносца, в русском храме святой царицы Александры в Иреме — усыпальнице великой княгини Александры Павловны, в кафедральном соборе Венгерской епархии Московской Патриархии в Будапеште, за вечерним богослужением — в храме Святой Троицы в Мишкольце, состоялся молебен в древнем сербском монастыре Успения Божией Матери в Рацкеве.
— Конечно, большинство венгров, как жители почти всей Европы, сильно секуляризированы. Их больше интересует материальный достаток, мирские блага. Но одновременно с этим люди начинают тянуться к Богу. Очень бережно они относятся к своему религиозному наследию. Многие сплачиваются вокруг приходов, — рассказывает отец Алексий.
По словам священника, православные в Венгрии — в основном выходцы из бывшего СССР и Югославии. Прихожан немного, поэтому почти всем священникам и диаконам приходится работать на светской работе, чтобы прокормить себя и свои семьи.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Поездка предусматривала и посещение основных достопримечательностей венгерской столицы: здания Парламента и католической базилики святого Стефана. Эти места интересны православным. В купольном зале Парламента хранятсямонархические регалии Венгрии: скипетр, держава и меч святого Стефана, а также его корона, которая почитается одной из главных христианских святынь страны. В базилике же, в специально построенной капелле, хранится десница святого короля.
— Будапешт мне очень понравился, — делится впечатлениями отец Алексий. — Очень красивый. Небольшой, по меркам столиц, европейский город со своим неповторимым архитектурным стилем. Чем-то мне он напомнил родной Санкт-Петербург: эти набережные, эти мосты над Дунаем.
Люди, по рассказам паломников, встречали русских очень хорошо и доброжелательно.
— Все радовались, когда узнавали, что мы приехали из Санкт-Петербурга, — говорит Наталья Хмелева, участница поездки. — Очень хорошо нас принимали. А православные батюшки, казалось, и вовсе окрылялись нашим присутствием. Не знаю даже, кто кому был нужнее: мы им или они нам. Они делились с нами своей радостью, своими святынями, а мы — дали им почувствовать, что они не одни, что есть единоверцы, которые молятся вместе с ними, что вера не иссякает.
НЕРАСКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Один из самых теплых приемов, по воспоминаниям паломников, ждал их в храме святой императрицы Александры в городе Ирем в десяти километрах от Будапешта. Здесь покоятся останки великой княгини Александры Павловны.
— Какая там была служба! — вспоминает Наталья Хмелева, — а после службы — крестный ход.
Сейчас в церкви служит один священник — иерей Димитрий Свирко, а до революции в храме был постоянный причт, состоящий из священника, диакона и певчих. Храм имел статус придворной церкви Российской империи. Сохранилсярезной иконостас с живописными иконами, подаренный императором Александром III в 1883 году, к 100-летию со дня рождения великой княгини Александры Павловны. После 1917 года храм пришел в запустение, но окончательно закрыт не был — богослужения в нем не прекращались, хотя и проходили очень редко. Сейчас здесь небольшая община.
Очень интересна была Литургия в сербском храме Георгия Победоносца. Здесь прихожане увидели необычную церемонию преломления хлеба: по традиции храма, старейшая прихожанка на Светлой седмице приносит хлеб домашней выпечки,священник переворачивает круглую буханку, надрезает крест и проливает его красным вином. Вместе с хозяйкой хлеба они ломают его пополам и целуют. И по частичкам, как просфору, раздают этот хлеб всем прихожанам.
— И что еще удивило, — добавляет Наталья Феофанова, — что Апостол в Венгрии читают дети, это очень трогательно.
Вообще, среди православных Венгрии много сербов. Самое большое их поселение находится в городе Сентендре. Раньше здесь было семь, а сейчас осталось четыре православных храма. В городе есть музей православного искусства, в нем около двух тысяч экспонатов, собранных за последние 150 лет.
Еще одна сербская достопримечательность — храм Успения Пресвятой Богородицы в Рацкеве, единственная готическая православная церковь в Венгрии. Храм знаменит своими фресками.
— Ради такого и стоит православному паломнику съездить в Венгрию, — говорит паломница Тамара Николаева. — Хоженые маршруты знакомы многим. А мне хотелось увидеть православную Венгрию. Не зря ведь наша поездка носила такое название — «Неизвестная Венгрия». Здесь очень много интересного. И то мы увидели лишь толику из того, чем могла удивить нас эта замечательная страна.
Знаменитый своим вином регион Токай тоже стал местом паломничества петербуржцев. Здесь находится русская церковь Николая Чудотворца: она была построена в русской колонии, созданной еще в XVIII веке специально для организации поставок вина к столу русских императоров. Церковь сохранилась по сей день, но богослужебная и приходская жизнь в ней замерли. Надежды на ее возрождение связаны с возобновлением контактов с Россией и, как и прежде, поставок винав нашу страну.
ИСТОРИЯ ОДНОГО СПИСКА
Интересная история произошла во время визита петербургских паломников в город Мишкольц. Здесь находится освященная в 1806 году церковь Святой Троицы. Она известна своим иконостасом высотой 16 метров. Его украшают 88 икон. Среди святынь храма есть бесценные, привезенные с Афона, богослужебные облачения, ювелирные изделия, чаши, кресты, книги, свидетельствующие о щедрости и художественном вкусе тогдашних мишкольцских прихожан. В 1782 году Екатерина II, проезжая через Мишкольц, подарила приходской часовне список с Ахтырской чудотворной иконы Богородицы. Икона была помещена на почетное место в храме.
— Настоятелем в этом храме служит иерей Кирилл Татарка, — рассказывает отец Алексий Дорофеев. — Во время Всенощного бдения я удивился, почему же у них нет списка с подаренного царицей образа, чтобы к нему могли прикладываться прихожане. Потому что сама икона прикреплена высоко. Он ответил, что их иконописец сейчас очень сильно загружен на другой работе и просто не может заняться этим делом. Тогда я предложил, чтобы копию написала моя мама, монахиня Евпраксия. Они очень обрадовались. Как раз недавно мы им список и выслали.
Рядом с этим храмом в здании бывшей приходской школы хранится самая большая коллекция православного церковного искусства в Венгрии. В постоянной экспозиции выставлены церковные ризы, утварь и более 200 икон.
ДВА ПРИХОДА ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
А на следующий день петербуржцы молились за Литургией в кафедральном Свято-Успенском соборе Венгерской епархии Московского Патриархата. Богослужение началось рано, в 7:45 по местному времени. На это есть объективные причины. Дело в том, что храм делят два прихода — русский приход Святой Троицы и венгерский Успенский. В 10:00 начинается служба на венгерском языке.
— На самом деле, такая ситуация не совсем канонична, — комментирует отец Алексий Дорофеев. — Воссоздать русский приход по просьбе верующих в начале 2000-х годов распорядился тогдашний епископ Павел. С тех пор приходов в храме два. Служат они на одном престоле, но на разных антиминсах.
Справка
В 1791 ГОДУ ОБЩИНА ГРЕКОВ И МАКЕДОНО-ВЛАХОВ, ПРОЖИВАВШИХ В ПЕШТЕ, ПРИОБРЕЛА УЧАСТОК ЗЕМЛИ В ПРЕСТИЖНОМ РАЙОНЕ ГОРОДА, НЕДАЛЕКО ОТ ДУНАЯ, ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА. СОБОР МНОГОКРАТНО ПЕРЕСТРАИВАЛСЯ. В 1870-Е ГОДЫ ОН ПРИОБРЕЛ СОВРЕМЕННЫЙ ВИД. БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗНАЧАЛЬНО СОВЕРШАЛОСЬ НА ГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ В XIX ВЕКЕ ПРИХОЖАНЕ, В ОСНОВНОМ СЕРБЫ, УЖЕ ПЕРЕСТАВАЛИ ПОНИМАТЬ, ДА И ХРАМ УЖЕ НАХОДИЛСЯ В ВЕДЕНИИ СЕРБСКОГО БУДИМСКОГО ЕПИСКОПА. С 1945 ГОДА ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРИХОДА НЕОДНОКРАТНО ОБРАЩАЛИСЬ К ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ I С ПРОСЬБОЙ ПРИНЯТЬ ПРИХОД В ЮРИСДИКЦИЮ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА. В 1950 ГОДУ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВЕНГЕРСКИХ ПРИХОДОВ БЫЛИ ФАКТИЧЕСКИ И ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИНЯТЫ В ЮРИСДИКЦИЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В 2000 ГОДУ ХРАМ СТАЛ КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ ВЕНГЕРСКОЙ ЕПАРХИИ. 25 АВГУСТА 2001 ГОДА РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ ОБРАТИЛИСЬ К ЕПИСКОПУ ПАВЛУ (ПОНОМАРЁВУ) С ПРОШЕНИЕМ О СОЗДАНИИ НОВОГО «РУССКОГО» ПРИХОДА В БУДАПЕШТЕ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ. 28 МАРТА 2002 ГОДА ПРИХОД БЫЛ СОЗДАН.
ВПЕРЕДИ — РУМЫНИЯ
Наталья Феофанова, вдохновитель и организатор поездки, считает, что любому, кто соберется в Венгрию в паломническую поездку, следует побывать в аббатстве Паннонхальма — втором по величине аббатстве в мире. Это самый первый в Венгрии монастырь, он основан еще при поддержке святого Стефана. Здесь хранятся мощи многих христианских святых.
— Мы посетили не только древний храм и музей, но и библиотеку, которая насчитывает 330 тысяч книг, памятников древней письменности, — вспоминает она. — Обязательно нужно побывать и в Эстергоме, древней столице Венгрии. Сейчас это религиозный центр страны, здесь находится резиденция епископа Эстергомского. Это центральная католическая епархия страны. Здесь был крещен святой Стефан, здесь же пребывает рака с его главой. Неизгладимое впечатление оставило у нас и посещение Музея христианства, который открыли специально для нашей группы, потому что был выходной. Экспозиция насчитывает более 400 шедевров, собранных за несколько столетий. Жаль, что мы не успели посетить православные храмы Сегеда, Дебрецена, Дьондеше, Ниредьхазе. Но, может, всё еще впереди? Тем более, мы знаем теперь точно, что нас в Венгрии ждут и нам рады.
— Мы ездили в Татарстан к месту обретения Казанской иконы, — рассказывает Наталья, — были в Раифе, Свияжске, Булгаре, одном из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды с интересными православными храмами, путешествовали по Уралу, по местам царских мучеников от Ныроба через Пермь и Алапаевск в Екатеринбург. Ездили в Грузию, где молились вместе с патриархом Илией. Не так давно ездили в Вологодскую и Архангельскую область, в Суру, на родину Иоанна Кронштадтского. На 2017 год задуманы поездки в Тобольск и Курганскую епархию. Хотим съездить в Румынию. У меня есть друзья, которые помогут нам ее организовать.