Оправдание закона
Спорил ли Христос с законами Ветхого Завета? Откуда взялся свод законов, которым мы пользуемся сегодня? Вопрос о статусе церковных канонов — это вопрос о самой природе Церкви и православного Предания.
Раздел: Lingua Sacra
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА (I–XXI века)
Журнал: № 4 (апрель) 2015Страницы: 26-28 Автор: Тимур ЩукинИллюстратор: Александр Адамич Опубликовано: 8 апреля 2015
До канонов
Принято противопоставлять ветхозаветный закон и благодать Нового Завета, жизнь Новой Твари, которая не может уместиться ни в какие законодательные границы. Эта антитеза восходит к самим апостолам. Однако первые христианские богословы вовсе не противопоставляли законодательную систему ее отсутствию. Они противопоставляли различные представления о сотериологии (учении о спасении): спасение через закон и спасение по благодати. Сама же по себе необходимость законов, правил, дисциплины никогда Церковью не отвергалась.Господь и Его первые ученики соблюдали ветхозаветные установления. Споры между Христом и книжниками, описанные в Евангелии, вполне укладываются в идеологическую разноголосицу, существовавшую в Израиле в те времена. Например, Христос так оправдывает нарушение субботнего покоя: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). К такой же аргументации прибегали сторонники равви Шаммая в полемике с «радикалами» из партии Гиллеля (Шаммай и Гиллель — наиболее значительные из иудейских законоучителей времен Иисуса): в исключительных случаях труд в субботу оправдан, поскольку и для субботнего приношения необходимо возлагать руку на жертвенных животных. В иудейской среде дебатировались конкретные пищевые запреты, допустимость клятв, причины развода — всё то, о чем Господь спорил с иудеями. В чем же было новшество этих споров? В том, что вместо Иерусалимского Храма центром ритуала, центром всей религиозной жизни становился Храм Небесный, то есть Сам Господь.
Однако и «второстепенные» подробности жизни общины времен Нового Завет также трансформировались. Яркий пример: ученики Иоанна и фарисеи упрекают Христа за то, что Его ученики (в отличие от них) не соблюдают постов (Мф. 9, 15). На первый взгляд, Он отвечает им в духе литургико-дисциплинарного нигилизма: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Однако далее в тексте следует намек (который в древности был не намеком, а четким литургическим указанием) на символику праздника Нового вина («Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9, 17)), который иудеи праздновали примерно в конце июля — начале августа. До сих пор в еврейском календаре есть праздник Ту-бе Ав, праздник виноградного урожая, в который отменяются скорбные молитвы, прекращается пост, девушки стремятся выбрать жениха. Вслед за праздником начинается подготовка к «грозным дням» месяца Элул, времени покаяния и поста, предшествующему иудейскому Новому году (Рош Ха-Шана). Получается, Иисус не отвергает иудейских установлений о посте, однако Своими поступками и словами, самой Своей жизнью на земле задает новые литургические координаты прежнего календаря.
Личность Христа «устроена» так, что может вмещать в себя всех, кто только захочет быть Ее частью. Церковь — Тело Христово в самом буквальном смысле, Она — тот же реальный субъект, что и Господь, она тождественна Ему. Поэтому дисциплина в христианской общине строится на том факте, что Мессия уже пришел, что на Его крови и плоти, на Его имени стоит Церковь, что Он присутствует в членах общины. И, следовательно, само бытие христианской общины видоизменяет практические нормы, которые она принимает.
Например, самый древний памятник христианского канонического права — «Дидахи» — создавался в сильной зависимости от так называемой иудейской литературы «двух путей» (т. е. добра и зла). Конечно, считается, что «Дидахи» полемизирует с иудеями, противопоставляя пост в среду и пятницу посту «лицемеров» (то есть иудеев) в понедельник и четверг. Однако создатели «Дидахи» ничего не выдумывают: они просто используют календарь иудейской же Книги Юбилеев и используют в своих целях. Разрыв с иудейской (не религиозной, а дисциплинарной) традицией заключался не в том, что христиане придумывали новые законы, а в том, что субъект исполнения старых законов стал другим. Вместо народа по плоти родился народ духовный. Вместо веры Святой Земли — всемирная религия. Вместо привязанной к Храму иудейской общины — община, которая может «на всяком месте и во всякое время приносить Мне чистую жертву» (Дидахи, 14).
Наследие государственной Церкви
От первых трех веков христианства, кроме «Дидахи», до нас дошло несколько обширных канонических памятников («Дидаскалия апостолов», «Апостольское предание», «Каноны святых апостолов»). Есть еще несколько текстов IV–V вв. («Апостольские постановления», «Каноны Ипполита», «Завещания Господа нашего Иисуса Христа»), которые явно восходят к более древней традиции. Все эти тексты утратили актуальность еще в ранневизантийский период и уже давно не работают в качестве реальных нормативных актов. Но и в первые три века они не принимались в качестве регулирующих документов всей Церковью. Из обширного дисциплинарного наследия Доникейской эпохи (то есть ранее I Вселенского собора в Никее в 325 году) только три сочинения — послания Дионисия Великого, Григория Неокесарийского и Петра Александрийского — позже получили канонический статус.В 313 году в Милане особым эдиктом императоров Константина и Лициния христианство де-факто провозглашается государственной религией, а уже в 314 году в Анкире проходит Поместный собор, решения которого позже стали общецерковными канонами (большая их часть касается того, как поступать с оступившимися во время гонений мирянами и клириками). То же случилось с постановлениями Собора 315 года в Кесарии Новой, Вселенского собора в Никее 325 года (в обоих случаях обсуждались нравственные требования к вступающим в клир), Поместного собора в Гангре 340 года. До сих пор в Церкви действуют решения восьми соборов IV века. Подавляющее большинство «правил святых отцов» (канонов, разработанных не Соборами, а отдельными подвижниками), принадлежат святым богословам этого столетия. Каноническое наследие IV века радикально перевешивает то, что было создано в первые три века.
То же самое происходило с остальными сторонами церковной жизни. Был принят единый для всей Церкви Символ веры. Сформирован корпус книг Ветхого и Нового Завета, приведен к единообразию их текст. Были заложены основы монашеской жизни, богослужения.
Появление христианского государства поставило перед Церковью вопрос: как регулировать жизнь в церковной общине, если весь мир формально стал христианским? До Миланского эдикта (313 год) границы Церкви расширялись, однако были ясны: не только потому, что каждая община имела средства контроля за своими членами, но и потому, что Церкви резко противостоял внешний мир. Каждая община хранила апостольское предание просто по факту своего бытия: иной цели, кроме хранения и осуществления этого предания, жизнь в общине не предполагала.
Признание Церкви официальной религией привело к тому, что христианское государство стало мыслиться как одна большая церковная община, в которой грань между гражданским и церковным законом почти стерта.
Признание Церкви официальной религией привело к тому, что христианское государство стало мыслиться как одна большая церковная община, в которой грань между гражданским и церковным законом почти стерта. Потребовалась законодательная иерархия, на вершине которой оказывался Вселенский собор. Появились церковные юристы, которые изучали и толковали церковные законы и следили за их исполнением. Наконец, возникла потребность в том, чтобы само церковное законодательство было одним и тем же на всей территории империи и не противоречило государственным законам. Именно поэтому результатом кодификации (систематизации) церковного права — она началась в IV веке — стало появление «номоканонов», то есть собраний nomoi (законов), гражданских норм, касающихся церковных дел, и kanones, собственно церковных правил. В 883 году, при патриархе Фотии, был составлен «Номоканон XIV титулов [то есть глав]», который завершил эпоху первоначального накопления канонического капитала. В него вошли каноны, которые современные канонисты условно называют «Вселенским кодексом», а также гражданские нормативные акты, касающиеся церковного устройства. На Константинопольском соборе 920 года «Номоканон XIV титулов» был провозглашен общеобязательным для всей Церкви сборником законов. Он лег в основу церковного законодательства Поместных Церквей.
Кризис имперского права
Идея того, что каноническое право — это право гигантской церковной общины, объединенной в границах большого христианского государства, главенствовала и после того, как это государство, то есть Византия, перестало существовать. Отчасти ее канонический строй был перенесен на Московскую Русь («Москва — Третий Рим»), и именно здесь лежит начало многовекового напряжения, которое существует между Константинополем и Москвой (по византийскому законодательству патриарх Константинопольский обладает первенством чести и является высшей апелляционной инстанцией; Русская Церковь и сейчас настаивает на том, что каждая Поместная Церковь абсолютно самостоятельна). Однако в XVIII веке в России управление Церковью было передано в руки государства. Идея «государства-общины» была перевернута с ног на голову, поскольку сама община стала частью государственного механизма. А после падения православной России эта концепция может функционировать лишь в качестве идеала, только в надежде на восстановление Православной империи.
Впрочем, еще до прекращения христианской государственности произошла мягкая деконструкция созданного этой государственностью права. Например, в 1816 году в Российской империи «Кормчая книга» (переработанный и дополненный русскими правовыми текстами «Номоканон XIV титулов») была заменена «Книгой правил», включающей только церковные каноны Фотиева «Номоканона». В Хорватии владыка Никодим (Милаш) в 1895–1899 годах издал сборник «Правила святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отцов с толкованиями», переведенный с оригинального греческого текста (использовалась новейшее на тот момент издание — «Афинская синтагма» Г. Раллиса и М. Потлиса), в котором тоже нет гражданского законодательства, но есть дополнительные каноны, которые не входили в «Номоканон» 883 года, но были приняты более поздней церковной традицией.
Итак, с одной стороны, Церковь отреагировала на то, что государства-общины больше нет. С другой, церковное право по-прежнему заточено под тот факт, что гражданское общество состоит из христиан — только разного «качества». Например, описанная в канонах система наказаний имеет какой-то смысл только в христианском обществе. На повестке дня вопрос о возвращении к апостольской норме: децентрализации, деюридизации, ликвидации всего «общеобязательного», то есть возвращение к тому, что каждая община сама регулирует вопросы внутренней дисциплины.
Есть, однако, проблема: христиан первых веков связывала со Христом апостольская традиция, с опорой на которую — и только на нее — вырабатывались дисциплинарные нормы. Мы знаем Христа и Его учеников только через призму Византии, ее церковного права, которое как раз предполагает централизацию, юридизацию и «обязаловку». Что с этой традицией делать — пока непонятно. Но уж точно не «сбрасывать с корабля современности».