ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (ЧАСТЬ 2)
РУССКАЯ ГОЛГОФА
Знаковой для журнала стала тема новомучеников и исповедников Церкви Русской. Она тоже прозвучала впервые именно в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях».
— С самого начала мы спросили владыку Иоанна: «Есть ли какие-то табу в журнале»? — вспоминает Илья Васильевич. — Он задумался, видимо, помолясь, и ответил: «Нет». «Мы можем говорить обо всем? И о гонениях на веру, и о новомучениках? И о царской семье?» Он ответил: «Да». Это была абсолютно закрытая тема для нашего общества, материалы приходилось собирать по крупицам. Но в нашем окружении было много людей, чьи родственники пострадали в годы гонений. И эти люди приходили, давали материалы о своих родных. Мы находились в тесном контакте с родственниками святого праведного Иоанна Кронштадтского, представителями Дома Романовых, многих священнических родов.
Освящение помещений 3-й типографии, в которой печатался журнал. 1993 г.
Необходимую информацию разыскивали и в архивах. Виктор Антонов стал первым церковным историком в Петербурге, кто получил допуск к архивам спецслужб. За долгие годы работы он изучил сотни дел православных христиан,репрессированных большевиками в Петрограде-Ленинграде 1920–1930-х годов. Это были архиереи, священники, монахи, миряне.
Рубрика «Русская Голгофа» открылась рассказом о протоиерее Петре Скипетрове — одном из первых новомучеников XX века, погибшем в 1918 году в Александро-Невской лавре. И не просто рассказом. Сотрудники редакции разыскали могилу священномученика, преданную забвению в советские годы, и совместно с родными отца Петра установили на ней сначала деревянный, а потом гранитный крест.
Митрополит Вениамин, преподобная Мария Гатчинская, протоиереи Иоанн Кочуров, Алексий Ставровский, Философ (Орнатский) с сыновьями Борисом и Николаем, Димитрий Чистосердов и Александр Волков, епископ Ревельский Платон (Кульбуш) и протоиереи Карп Эльб, Николай Симо и Григорий Поспелов, Кронштадтские мученики — эти и многие другие имена новомучеников и исповедников открыты для читателей «Епархиальными ведомостями». Многие из тех, о ком велся рассказ, спустя малое время были канонизированы.
— Материалы журнала ложились на стол Епархиальной комиссии по канонизации, с которой мы работали в теснейшем контакте, а потом жития отправлялись в Москву, в Синодальную комиссию, — рассказывает Илья Васильевич. — Весь Собор Санкт-Петербургских новомучеников и исповедников был подготовлен редакцией и постоянными авторами журнала.
Обложка первого номера "Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей"
ДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА
Редакция не ограничилась информационной работой и формированием общественного мнения. Вокруг журнала сложился круг активных православных людей, помогавших решать затронутые в том или ином номере вопросы.
— Мы участвовали в восстановлении святынь, в консервации и реконструкции храмов в Петербурге и исторических границах епархии, — вспоминает Илья Васильевич. — Способствовали передаче храмов и монастырей, помогали в создании и регистрации приходов, строительстве новых храмов, содействовали возвращению Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. Чтобы увековечить память об утраченных святынях, устанавливали мемориальные доски и поклонные кресты наместе разрушенных храмов. И сейчас, хоть журнал и перестал существовать, мы продолжаем начатое дело.
Члены редакции были соорганизаторами различных православных обществ, появлявшихся на волне возрождения. Это и «Общество по изучению православной культуры имени Игнатия Брянчанинова», и «Общество русской мысли имени Ивана Ильина». Все сотрудники этой маленькой редакции придерживались монархических взглядов. А Виктора Антонова считают одним из основоположников современного монархического движения в России.
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД
В конце 1990-х начался новый период в истории журнала. В 1995 году не стало митрополита Иоанна (Снычева). Романтические мечты о скорейшем возрождении православной России разбились о «демократические ценности» и всё яснее проступавшее сквозь них общество потребления.
Новый архиерей, митрополит Владимир (Котляров), благословил продолжение издания журнала, но, занятый другими делами, непосредственного участия в его подготовке не принимал. Кроме того, возникло несходство убеждений между главным редактором и некоторыми членами редакции.
— Владыка Владимир служил на разных кафедрах в Европе, по своим взглядам был приверженцем демократических взглядов, — поясняет Илья Васильевич. — Возможно, по его усмотрению, какие-то темы в журнале были лишними, но мы своих убеждений менять не собирались.
В конце 1990-х, после дефолта, под сокращение штатов попали Николай Симаков и Виктор Антонов. Ответственным секретарем журнала стал Иван Судоса — председатель протокольного отдела епархии. Руководство «Епархиальными ведомостями» принял их многолетний редактор Илья Попов.
У редакции уже было собственное помещение: небольшая комнатка на втором этаже в здании Епархиального управления. Туда бесконечной вереницей шли читатели: поблагодарить, подсказать новую тему, предложить помощь. Компьютерные технологии облегчили процесс верстки, а развитие интернета всё больше помогало в поиске информации. Раньше, чтобы найти гравюру или фотографию начала прошлого века, приходилось использовать домашние собрания или трудиться в библиотеках и архивах. Например, цветные фотографии Старой и Новой Ладоги 1909 года, сделанные основоположником русской цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским обнаружили в Библиотеке конгресса США, пользуясь связями, которые редакция имела по всему миру.
КРУГ АВТОРОВ
В 2000-х у «Епархиальных ведомостей» появилась глянцевая обложка, цветные фотографии и тема номера. Один из выпусков был посвящен теме новомучеников и царской семьи, другой — периоду Гражданской войны, Белому движению и Северо-Западной армии. Третий знакомил читателей с святынями Старой и Новой Ладоги, судьбами русских святых благоверных князей и княгинь (в т. ч. была опубликована неизвестная информация о последнем общем святом Западной и Восточной Церкви, короле Олафе II Норвежском (995–1030), друге Ярослава Мудрого, жившем несколько лет в Ладоге и Новгороде). Тематические выпуски рассказывали о святынях дачных пригородов, Лужских и Гдовских земель. Был и номер, посвященный совершенно закрытой до этого времени теме Псковской православной миссии, которая в период войны и немецкой оккупации за два с половиной года возродила церковную жизнь на занятой ими территории.
— Я очень благодарен Ивану Николаевичу Судосе за его твердую позицию по вопросу выхода в свет этого выпуска, потому что знаю, что на него оказывалось давление со стороны некоторых госструктур в связи с печатью данного материала, — рассказывает редактор журнала Илья Попов.
За два с небольшим десятка лет у «Епархиальных ведомостей» сформировался свой круг внештатных авторов — больше сорока человек. Это были эксперты в различных областях: священнослужители, историки, археологи, генеалоги, краеведы, специалисты по иконам, предоставлявшие для публикации уникальные материалы. Например, в выпуске, посвященном Старой Ладоге, можно было прочитать статью известного спелеолога Ильи Агапова о церковно-почитаемых пещерах на территории епархии. В номере, посвященном 300-летию города, вышел эксклюзивный материал известного археолога Петра Сорокина о «Петербурге до Петербурга».
СПРАВКА:В 1997-1998 гг. часть редакции «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» (И. В. Попов, В. В. Антонов) под началом тогдашнего председателя издательского отдела иеромонаха Николая (Парамонова) (ныне игумен Троице-Сергиевой пустыни) стала выпускать журнал «Санкт-Петербургский церковный вестник», предназначенный «пастырям, активным членам приходских общин, церковным работникам». Вышло всего три номера журнала, и в 2000 г. история «Церковного вестника» — тождественного по названию, но совершенно иного по концепции журнала — началась как бы с чистого листа.
ВАЖНЫЙ ИТОГ
«Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» позднего периода, по сути, стали альманахом историко-краеведческой направленности. В 2000-х годах в городе появился новый информационный журнал «Санкт-Петербургский церковный вестник», более оперативно отражавший жизнь епархии и современного общества (в 2007 году он получил название «Вода живая»). Медийное пространство заполняли всё новые православные СМИ, рынок духовной литературы оказался переполнен.
В изменившихся условиях в 2012 году маленькая редакция «Епархиальных ведомостей» приняла решение о закрытии журнала. Всего за годы его существования вышло 38 номеров.
— Я считаю, что журналу удалось главное — восстановить прерванные связи между дореволюционным Петербургом и русской эмиграцией, высоким примером новомучеников, с одной стороны, и современным обществом, нынешним временем в России, с другой, — подводит итог Илья Попов. — Журнал читали в Петербурге и во всем мире, он получил высокую оценку русской эмиграции и русского народа, стал духовной опорой для многих людей в самый важный,начальный период их прихода к вере и жизни во Христе. Сейчас мы работаем над созданием сайта, на котором хотим представить все номера «Епархиальных новостей». Материалы журнала не утратили свою актуальность и сегодня. А возможно, мы еще когда-нибудь продолжим его выпуск.