ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (ЧАСТЬ 1)
ВЫХОД ИЗ ПОДПОЛЬЯ
Когда листаешь первый выпуск «Епархиальных ведомостей» — желтоватая бумага, простенькая синяя обложка, черно-белые фото — возникает ощущение, что держишь в руках старый детский альбом. С той разницей, что в нем хранится история не одного человека, а целого поколения, делавшего первые шаги в мире православной печати. Конечно, журнал не был абсолютно первым. В советские годы официально выходил «Журнал Московской Патриархии», который по подписке получали духовные семинарии, ходила по рукам нелегальная самиздатовская пресса. В Петербурге самым известным был «Невский духовный вестник» под редакцией Виктора Васильевича Антонова. Но эта периодика выходила, мягко говоря, ограниченным тиражом, распространялась среди священнослужителей и узкого круга мирян. В 1990 году Церкви вернули статус юридического лица, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий стал Патриархом. Он принял решение о возобновлении издания официальных епархиальных журналов. Назначенный на петербургскую кафедру в августе 1990 года митрополит Иоанн (Снычев) горячо поддержал эту идею, ведь еще возглавляя Самарскую кафедру, он возродил «Самарские епархиальные ведомости». Так в Петербурге (тогда еще Ленинграде) появился один из первых церковных журналов, обращенный к широкому кругу читателей.
— Духовный голод в стране в те годы был огромный, — вспоминает редактор отдела, а в 2000-е годы — редактор журнала Илья Попов. — Хозяйственному управлению Московской Патриархии разрешалось в год выпускать одно-два издания Священного Писания, календари и значки. Духовной литературы не было никакой. Перед нашим журналом встала задача возгреть людей в вере, дать им пример жизни во Христе.
МАЛЕНЬКИЙ ШТАТ
Первоначально редакцию журнала составили пять человек. Главным редактором стал митрополит Иоанн, ответственным секретарем — Николай Симаков.
— Я пришел в журнал с преподавательской деятельности, опыта в полиграфии не было, — вспоминает Николай Кузьмич. — Но было понимание, чтó надо печатать. Как и многие мои современники из невоцерковленных семей, к размышлениям о вере я пришел через Достоевского и русских религиозных философов: Соловьева, Бердяева, Франка. Еще в 1981 году вместе с будущим коллегой по редакции Виктором Антоновым мы организовали подпольный домашний семинар, где занимались духовным самообразованием. Приглашение руководить журналом я воспринял с большим душевным подъемом, но не без волнения!
Места двух редакторов отделов в журнале заняли Илья Попов и Виктор Антонов. Виктор Васильевич, не так давно ушедший из жизни, был единственным из пишущей братии новой редакции, кто имел отношение к профессиональной журналистике. Искусствовед, церковный историк, писатель, он был блестяще образован, знал семь языков, обладал обширными связями за границей и публиковался в ряде изданий, пишущих о положении верующих в республиках СССР.
Из-за крайне скромного бюджета вся техническая часть легла на плечи одного человека: Инны Шумаковой. Профессионал с большим опытом работы в полиграфии и, по всеобщему убеждению, душа коллектива, Инна Алексеевна помогла становлению издания и на протяжении всех лет его существования трудилась и за технического редактора, и за корректора, и за литературного, и за художественного редактора.
Первым фотографом журнала был личный фотограф митрополита Алексия Юрий Корытченков. Затем он активно занялся храмоздательством, и его сменил нынешний епархиальный фотограф Юрий Костыгов.
— Мы были очень единодушны: и в своей вере, и в своей работе, — вспоминает ответственный секретарь журнала Николай Симаков. — Это был период небывалого подъема в обществе. В храмах в день крестились по сто человек! Казалось, еще немного, и вся страна придет к вере. А так как не хватало ни священников, ни проповедников, это было время, по слову Патриарха Алексия II, «апостольского призвания мирян». Мы были счастливы заниматься проповедью веры подруководством такого почитаемого в народе пастыря, как митрополит Иоанн.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Долгое время у редакции не было своего помещения. Материалы обсуждали и готовили на квартире у Николая Кузьмича, в приемной митрополита Иоанна в здании СПбДА или в его резиденции на Каменном острове. Первый номер вышел еще при доживавшем свои последние месяцы Советском Союзе. Затем страна стала меняться на глазах, и начинающие издатели столкнулись с большими трудностями.
— Типографии в то время были ведомственные, и поэтому нам приходилось укладываться в «окошки» в работе какой-либо типографии, чтобы напечатать журнал, — вспоминает Инна Шумакова. — Из-за отсутствия средств бумагу приходилось покупать дешевую, поэтому журнал выглядел весьма скромно, в одну краску, да и типографии выбирались самые бюджетные, на периферии. Макет я клеила дома ночью, разложив его на полу. Для того чтобы показать владыке макет в более или менее приличном виде, приходилось выпрашивать в типографии некондиционную мелованную бумагу и белую эмульсию, которой наклеивали материалы на эту бумагу.
Из-за экономических трудностей редакции не удавалось выпускать номера раз в два месяца, как планировали первоначально. В среднем выходило три номера в год. Некоторое время, опять же из соображений экономии, журнал печатался сдвоенными номерами. Тираж тоже постепенно сокращался. В итоге остановились на тысяче экземпляров. Для солидного издания в сто страниц — совсем немало.
ДАВАЙТЕ ПРО АНТИХРИСТА
При составлении содержания журнала редакция опиралась на святоотеческую традицию. Из номера в номер публиковались поучения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, других отцов Церкви. Сейчас их труды можно найти в любой церковной лавке, но в 1990-х люди узнали о них благодаря журналу. Эти материалы шли под личной редактурой митрополита Иоанна, по признанию окружавших его людей, очень любившего издательское дело. Не боялся владыка и богословской, нравственной остроты.
— Помню, на первом заседании Епархиального совета, когда было принято решение об издании журнала, мы спрашиваем: «Что мы будем туда включать вначале»?— рассказывает Николай Симаков. — Владыка говорит: «Давайте проантихриста». Тут все спросили: «Как, владыка, сразу про антихриста?» Люди были не готовы к перемене, резкому переходу к новому. А владыка как раз хотел издавать новое, чтобы людей заинтересовать в чтении. И в первом номере действительно поместили статью протоиерея Бориса Молчанова об антихристе. Хотя потом некоторые священники обвинили нас в излишней ортодоксальности.
«Епархиальные ведомости» стали грозным оружием в борьбе с различными сектами, хлынувшими в страну на волне перестройки. Тема была настолько важна, что редакция выпустила отдельный сборник статей под редакцией митрополита Иоанна «Православная Церковь. Современные ереси и секты», который тут же «смели» с приходских прилавков. А один из первых выпусков «Епархиальных ведомостей» вышел с крупно напечатанным на обложке заголовком: «Церковь и НЛО». Эта тема буквально поглощала умы наших соотечественников в 1990-х, и размещенная в журнале выдержка из книги иеромонаха Серафима (Роуза), где раскрывается демоническая суть подобных явлений, была «на злобу дня».
ОФИЦИАЛЬНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ
Журнал сохранил рубрикацию самиздатовского «Невского духовного вестника» Виктора Антонова. Содержание делилось на официальную и неофициальную части. В рубрике «Жизнь Епархии» рассказывалось об архиерейских богослужениях, рукоположениях, закладке новых храмов или восстановлении сохранившихся. Здесь же публиковалось архипастырское обращение к верующим.
Большая неофициальная часть была наполнена разнообразными интересными материалами на любой вкус. Рубрика «Святые отцы Церкви» знакомила читателя с трудами по патристике, «Православное вероучение» помогало неофитам глубже понять, что такое настоящая христианская жизнь. Рубрика «Проповедь» среди других имен открыла широкому кругу людей имя почитаемого старца Иоанна Крестьянкина. Его в полной мере можно назвать соавтором журнала. Отец Иоанн находился в постоянной переписке с редакцией, готовил для издания свои яркие проповеди и просил переправлять ему несколько экземпляров каждого выпуска. Их с удовольствием читали насельники Псково-Печерского и Пюхтицкого монастырей.
— Мы собирали труды литераторов начала — середины ХХ века, кто имел отношение к Церкви и чьи труды были забыты или под запретом, — рассказывает Илья Попов. — Например, в рубрике «Семейное чтение» мы — впервые в советской и постсоветской России — стали публиковать труды писателя Евгения Поселянина (Погожева), расстрелянного в 1931 году по делу Спасо-Преображенского собора. Первыми опубликовали материалы писателя Василия Никифорова-Волгина, который в советское время также был запрещен. Его труды публиковались только в Прибалтике до Второй мировой войны. Оттуда мы их получили и переиздали. Были первопроходческими публикации сербских духовных писателей: святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича), греческих и болгарских богословов. Их труды переводили на русский язык.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ
Рубрики «Наши храмы», «Наши святыни» знакомили горожан с новым, неизвестным для них Петербургом — городом многочисленных христианских святынь. В самом первом выпуске журнала за 1990 год редакция впервые рассказала читателям о иеросхимонахе Серафиме Вырицком, и в дальнейшем посвятила ему не один материал. Собирались и публиковались статьи о святынях Александро-Невской лавры и о тех, что связаны с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В начале 1990-х редакция съездила в одну из первых паломнических поездок в Александро-Свирский монастырь, тогда еще не переданный Церкви. В одном из номеров появился рассказ о преподобном Александре Свирском, об истории монастыря и о том, что сохранилось в нем после советского периода.
— Мы рассказали широкому кругу читателей об иконе «Всех скорбящих Радость» с грошиками, которая находится в Троицкой церкви (народное название «Кулич и Пасха»), о Матронушке Босоножке, о которых почти никто не знал, — вспоминает Николай Симаков. — Первыми рассказали о Введено-Оятском, Череменецком монастырях, многих других святынях.
Благодаря глубоким познаниям в церковной истории, краеведении, архитектуре авторы рубрики Виктор Антонов и Илья Попов готовили уникальные материалы. Еще до создания редакции Виктором Антоновым в соавторстве с Александром Кобаком на основании масштабных и кропотливых архивных исследований был подготовлен монументальный труд «Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов», где описаны более 700 церковных памятников. Этот труд этот лег в основу изучения церковных памятников Петербурга последующими исследователями, послужил и служит восстановлению многих святынь.
(продолжение в следующей публикации)