«Одигитрия» на колесах
175‑летию РЖД, которое отмечается в этом году, посвящена выставка «Железнодорожные храмы Российской империи». Экспозицию, открытую в августе в Центральном музее железнодорожного транспорта России, освятил настоятель храма святого Александра Невского Санкт-Петербургского университета путей сообщения протоиерей Николай Шорохов.
Раздел: День седьмой
175‑летию РЖД, которое отмечается в этом году, посвящена выставка «Железнодорожные храмы Российской империи». Экспозицию, открытую в августе в Центральном музее железнодорожного транспорта России, освятил настоятель храма святого Александра Невского Санкт-Петербургского университета путей сообщения протоиерей Николай Шорохов.
В царской России развитие железнодорожной отрасли было неразрывно связано с сооружением церквей, часовен, молитвенных домов. Они возводились на станциях, в пристанционных поселках, переселенческих пунктах. Этому всячески способствовали представители высшей государственной власти и само руководство железных дорог. Материалы об истории «железнодорожного» храмостроительства собрал старший научный сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта России Николай Магазинер, который стал инициатором и куратором выставки. При ее подготовке были использованы материалы фондов ЦМЖТ, Российского Государственного исторического архива и Российской национальной библиотеки. Данная экспозиция — начало большой работы по исследованию железнодорожных храмов России. В следующем году основной темой научного поиска станет история железнодорожных храмов Северо-Западного региона.
Экспозицию открывает портрет первого министра путей сообщения Павла Мельникова (1804–1880), строителя Петербургско-Московской магистрали. Именно он убедил в необходимости прокладки дороги императора Николая I, он же задумал сооружение храма святых апостолов Петра и Павла на станции Любань Николаевской железной дороги, рядом с которым позже нашел упокоение. Одним из экспонатов выставки стала сохранившаяся икона Мельникова — «главного железнодорожника» дореволюционной России.
Немного позже, с освоением железной дорогой новых пространств, в России появились вагоны-церкви. Один из первых передвижных храмов был построен в 1896 году на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге для Сибирской железной дороги. На архивных снимках можно видеть также храмы на колесах Сибирской, Мургаб-Среднеазиатской и Китайско-Восточной железных дорог.
В этих храмах служили специально прикрепленные к ним священнослужители, в прямом смысле подвижники. Вот, например, как сложилась судьба священника передвижного вагона-церкви Средне-Азиатской железной дороги иерея Александра Скальского (позже он стал протоиереем Свято-Николаевской церкви в городе Верном (ныне Алма-Ата)). Послереволюционные газеты называли его «священником-народолюбцем». В конце 1920‑х и в 1930‑е годы Алма-Ата была переселенческим пунктом ГПУ. Отец Александр принимал и устраивал ссыльных в подвале храма. К концу 1929 года Николаевская церковь оставалась единственным оплотом православия в этом регионе. 9 декабря 1932 года священник был арестован за контрреволюционную деятельность и умер в тюрьме ГПУ 20 января 1933‑го от тифа. Канонизирован 20 августа 2000 года.
Сегодня старые традиции стали возрождаться. Передвижные вагоны-церкви курсируют по российским железным дорогам с 1999 года. Проектно-конструкторское бюро Министерства путей сообщения в сотрудничестве со Свято-Троицкой Сергиевской Лаврой разработало проект миссионерского железнодорожного состава — и передвижной вагон-храм, сооруженный на базе купейного вагона, был передан железнодорожниками в дар Русской Православной Церкви. 18 октября 2000 года на Киевском вокзале Москвы святейший Патриарх Алексий II совершил освящение этого вагона-церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Свой первый рейс храм на колесах совершил по отдаленным районам Архангельской области.
Такие же вагоны-церкви теперь курсируют в Благовещенской, Новосибирской, Екатеринбургской, Иркутской, Южно-Сахалинской и Курильской епархиях.
В 2005 году между Московской Патриархией и ОАО «Российские железные дороги» подписано бессрочное соглашение о сотрудничестве. Возрождение старой традиции курсирования по железным дорогам вагонов‑храмов продолжается.
Выставка продлится до декабря 2012 года.
Артём Костров