Очередь за милосердием

На первом этаже огромного здания уже с самого утра выстроилась очередь. Принять всех одновременно в социальном кабинете невозможно: не хватит места и рук волонтеров, поэтому просителям приходится ждать. Вопреки ожиданиям, среди тех, кто пришел сегодня за помощью, людей, которых принято называть бомжами, не так и много — намного больше самых обычных бабушек и дедушек, которых мы ежедневно встречаем на улицах, в магазинах и общественном транспорте. В недавно открывшемся епархиальном центре милосердия стараются помочь всем, кто попал в трудную жизненную ситуацию: остался без крова, испытывает финансовые и материальные трудности, нуждается в одежде и теплом питании.
Раздел: Служение
Очередь за милосердием
Журнал: № 02 (февраль) 2021Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 22 февраля 2021

Самое необходимое

Здание бывшего подворья Важеозерского монастыря на улице Крупской становится местом средоточия социальной работы в Санкт-Петербургской епархии. Одна из задач нового центра — не дать людям, оказавшимся в беде, остаться наедине со своим несчастьем. Руководитель центра иерей Антоний Заровский говорит, что, попадая в трудную ситуацию, человек может потерять надежду на то, что жизнь выправится, опускает руки и перестает видеть возможные выходы из сложившегося положения. Изо дня в день он озабочен поиском еды, одежды или ночлега, ни на что другое сил не остается. Поэтому любая помощь, даже самая, казалось бы, незначительная, дает человеку передышку, помогает «осмотреться» и увидеть свет в конце туннеля.

Итак, на первый этаж приходят люди. Наверху в социальном кабинете они могут получить одежду и продукты — самое необходимое для выживания.

Прием в социальном кабинете ведет сотрудник социального отдела Антон Шалаумов.

— Фамилия, имя, отчество? — спрашивает Антон нового просителя.

Тот отвечает.

— Были у нас раньше?

— Да, но давно, пару лет назад.

Пару лет назад в этих самых стенах работал вещевой склад социального фонда «Диакония», где нуждающиеся могли получить одежду.

— Мне ботинок бы, — продолжает проситель, — эти, смотрите, совсем износились, — и показывает на свои изношенные рваные кроссовки.

Ботинки — самая востребованная часть гардероба. Они всегда нужны, и их всегда не хватает — быстро изнашиваются, стаптываются, рвутся. На стеллажах, которыми обставлены стены социального кабинета, для обуви выделена специальная полка.

— А где ночуете?

— В государственном доме ночного пребывания.

Перед уходом мужчина получает и продуктовый паек: чай, кофе, печенье, тушенка. Пока в кабинет поднимается следующий подопечный центра, сотрудник социального центра Антон Шалаумов разъясняет:

— В домах ночного пребывания обычно нет условий для приготовления пищи: отсутствует газовая или электрическая плита — говорит он, — обычно только электрочайник. Потому я не мог дать ему продуктовый набор с крупами и макаронами — варить их негде.

Руководит центром иерей Антоний Заровский

Руководит центром иерей Антоний Заровский 


Контейнер заполняется быстро

Открыт епархиальный центр милосердия три раза в неделю — по понедельникам и средам с девяти утра до двух пополудни, и в четверг с трех до семи часов вечера. В среднем каждый день социальный кабинет принимает тридцать просителей. На каждого вновь пришедшего составляется электронная карточка, в которой указаны имя, фамилия и отчество человека, проблема, с которой он обратился в центр, и дата посещения.

— Руководительсоциального отдела епархии протоиерей Николай Брындин и руководитель нашего центра иерей Антоний Заровский благословили нас помогать следующим категориям граждан: многодетным семьям, матерям-одиночкам, бездомным, пенсионерам и инвалидам. Всё это следует подтвердить, предоставив нам соответствующие документы. Так мы отсеиваем недобросовестных просителей.

Повторно посетить центр можно ровно через месяц — и получить продуктовый набор. Верхняя одежда и обувь выдается раз в сезон. Вся одежда в епархиальный центр поступает от благотворителей. В конце 2020 года на территории храма Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской был установлен вещевой контейнер, куда любой желающий может принести вещи для центра милосердия. Сотрудники центра говорят, что готовность людей жертвовать одежду намного превзошла их ожидания:

— Контейнер большой, но заполняется очень быстро — говорит отец Антоний Заровский, — наши автоволонтеры забирают одежду два, а иногда и три раза в неделю. Контейнер перекрывает все потребности цента милосердия в одежде и обуви. Уже на месте вещи сортируются: детская одежда, верхняя летняя, верхняя зимняя, белье, — всё это хранится на специально отведенных полках.

Одежды много, и найти нужную вещь новому человеку может оказаться непросто. В этом посетителям помогают волонтеры центра. Одна из них — Ирина Смирнова:

— Вот здесь у нас верхняя одежда, тут — свитера, рубашки, — показывает она. — Что не подходит по сезону, относим на склад.

Сегодня Ирина помогает выбирать верхнюю одежду. Она признается, что работа это непростая — шубы и дубленки весят немало, а каждый пришедший может примерить отнюдь не один набор одежды, пока найдет походящую по размеру.

— Каждой вещи обычно находится свой человек. Бывает, смотришь на дубленку или куртку, и думаешь: кто же такое возьмет? А потом приходит посетитель и радуется: «Это мне как раз для работы!» Редко когда бывает, что жертвуют совсем негодную одежду, зато встречаются почти новые вещи, а иногда даже с бирками.

Вместе с Ириной Смирновой помогает подбирать одежду Оксана Горбей. Она трудоустроена на сезонной работе, зима — период простоя, и чтобы не сидеть без дела, решила помочь епархиальному центру милосердия.

— Опыта волонтерства у меня до этого не было, — рассказывает она. — Оказалось, что благотворительность приносит огромную радость. Видеть, как человек находит необходимую ему вещь, на которую у него не хватало средств, дорогого стоит. Вот недавно приходила одинокая мама с сыном — мальчику не только одежду подобрали, но и нашли игрушку, о которой он давно мечтал. Ребенок буквально светился от счастья.

Не обходится и без казусов. Ирина и Оксана вспоминают историю с одной подопечной, которой требовалась верхняя теплая одежда.

— Долго выбирали ей шубу, — рассказывает Ирина Смирнова, — и в итоге выбрали. Ей понравилось, она сказала, чтобы мы паковали шубу. Запаковали, но вдруг женщина говорит: «Знаете, а жаль, что шуба не норковая. Норку я бы взяла». Мы переглянулись, подумали, что она шутит. Но нет, она не шутила. «Распаковывайте, — говорит, — эту не возьму».

Найти нужную вещь посетителям центра помогают волонтеры

Найти нужную вещь посетителям центра помогают волонтеры 


Из просителей в помощники

— Работаете?

— Работал старпомом на корабле.

— А что случилось?

— Долго не был в России, родственники выписали из квартиры.

— Где проживаете?

— Дом временного пребывания в Красном Селе.

— Одежда нужна?

— Нет, я за продуктами пришел. Одежда есть.

И с такими историями приходят люди в епархиальный центр милосердия. Когда бывший старпом найдет новую работу, он, скорее всего, перестанет посещать центр. Но есть и такие категории нуждающихся, кто будет навещать социальный кабинет регулярно. Вот, например, заходит женщина с девочкой лет шести-семи. Матери сложно устроиться на работу из-за серьезных проблем со здоровьем, ребенка она воспитывает одна и вынуждена жить только на пособия. На одежду и игрушки денег не хватает.

— Да, некоторые становятся нашими постоянными посетителями, — говорит отец Антоний, — а некоторые со временем и сами начинают помогать центру. У нас есть волонтеры, которые впервые пришли к нам именно как просители, а потом и сами стали помогать другим. Одна бабушка каждый месяц приходит за продуктами, но не забывает и принести с собой одежду — часто детскую. Вообще, одна из задач нашего центра — показать человеку, что он не один, не дать ему опустить руки. Сталкиваясь с серьезными трудностями, человек может потерять надежду, потому что погружен с головой в свою беду. Набрал, например, человек кредитов, теперь весь в долгах, оказался на улице, а как избавиться от долгов, не знает. Для решения подобных вопросов в нашем центре открыт юридический кабинет — прием ведут профессионалы, они помогли уже нескольким нашим подопечным. Также мы подсказываем, куда обратиться при утере документов, для оформления регистрации и так далее.

Антон помогает посетителю подобрать трость

Антон помогает посетителю подобрать трость 


Частица святой души

На первом этаже здания некогда располагался храм Успения Божией Матери. В начале прошлого века его освящал святой праведный Иоанн Кронштадский, именем которого решили назвать центр.

— Святые угодники не боялись открыть двери сердца, души для людей, которые их окружают. Такой была жизнь святителя Николая, жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского, который этот храм закладывал и освящал. Отец Иоанн оставил здесь частицу своей души и много потрудился в этом святом месте, — говорил на освящении центра руководитель епархиального социального отдела протоиерей Николай Брындин.

Теперь центру помогает еще и Иоанновская семья — содружество храмов, монастырей, социальных учреждений, посвященных Иоанну Кронштадтскому.

— К новому 2021 году и Рождеству мы дарили каждому нашему подопечному новогодний подарок, — рассказывает Антон Шалаумов. — И сладости для этого подарка нам помогла приобрести именно Иоанновская семья. Они провели на своих приходах и в монастырях акцию по сбору сладостей, а потом передали их нам.

Сейчас в храме Успения Божией Матери каждую неделю отец Антоний Заровский и отец Николай Брындин совершают молебны, на которые приглашают и подопечных центра милосердия. Некоторые, свидетельствует отец Антоний, проявляют интерес к церковной жизни, а один бездомный даже изъявил желание креститься.

Сразу по окончании молебна волонтеры приступают к раздаче горячих обедов: горячий суп, чай, печенье — прямо здесь, в храме.

— Раньше мы кормили еще и по субботам, — говорит отец Антоний Заровский, — но людей приходило мало. По выходным в городе работает гораздо больше точек с благотворительными обедами, чем в будни, и многим нашим подопечным удобнее ходить туда, чем к нам. Поэтому мы кормим три раза в неделю — в дни работы социального кабинета.

Работа центра милосердия стала возможной благодаря средствам президентского гранта: стеллажи для одежды и компьютеры, например, были приобретены именно на эти деньги. В планах социального отдела было еще и открытие палатки для ночлега бездомных, но эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничения пока не позволяют этого сделать.

— Однако от заявленных планов мы не отказываемся, — говорит отец Антоний.


Снова вернутся

На приеме в социальном кабинете сидит не по сезону одетый человек.

— Что же вы к детям не идете жить? — спрашивает его работник.

— С сыном у меня хорошие отношения, мы с ним видимся, разговариваем. Но он проживает с бывшей женой, я туда сам не пойду. А дочь живет с родителями мужа, они-то меня не возьмут. Ну ничего, и так нормально: соберу бутылки, сдам, — тоже неплохо.

— Чем мы вам сегодня можем помочь?

— Холодно очень, морозы обещают до 10 градусов, я тогда вообще околею. Мне бы теплую одежду подобрать.

Волонтеры быстро отыскивают необходимое:

— Вам пальто с воротником или лучше куртку? Сейчас вам еще свитер подберем.

— Лучше куртку. И еще: может, у вас есть трости, чтобы с палкой не ходить?

Находятся и трости.

На часах уже половина третьего дня. Центр сегодня работает до двух, но люди всё идут. Сотрудникам жалко оставлять пришедших без помощи, и они, сверх своего времени принимают еще одного, последнего, посетителя, а потом — еще одного, а за ним — следующего.

И всё-таки ожидающим в очереди на первом этаже приходится сообщить, что на сегодняшний день прием окончен, но можно будет прийти послезавтра, и лучше пораньше, чтобы точно успеть.

И люди расходятся. Но послезавтра большинство вернется.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"