Община равноценных. Храм Сошествия Святого Духа в Колпино
ФОРМА, РАСКРЫВАЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ
То, что колпинский храм Сошествия Святого Духа отличается от многих других приходских церквей, понятно сразу. Как людей встречают по одежке, так и первое впечатление о храме формируется по его архитектурному облику. Так вот, для современного российского храмоздательства церковь Сошествия Святого Духа совсем не традиционна, нет привычных глазу форм, копирующих достижения владимиро-суздальского и московского средневекового зодчества или барокко. Наоборот, угловатость, строгость линий и простота — архитектура храмов псковских земель, переосмысленная в конструктивизме. Такое архитектурное решение было принято неспроста и, что важно, непосредственно связано с той философией православной общины, которой следуют на приходе:
— Мы хотели, — рассуждает настоятель иерей Дионисий Габбасов, — чтобы храм «честно» смотрелся в окружении типовой застройки. Чтобы он был понятным, теплым, чтобы люди чувствовали себя здесь в привычной среде. Мне кажется, что у нас получилось. Всегда велико искушение добавить «золота», роскоши, но кого сейчас этим удивишь? Людям нашего века это, по большому счету, не нужно. Мы должны понять, что главное богатство храма — это его община, его люди. Всё остальное — «приложение».
ПОЛЮБИТЬ ПРИХОЖАН
Отец Дионисий стал настоятелем прихода в конце 2013 года. Тогда на этом месте был просто пустырь. Чтобы совершать богослужения, к весне 2014 года поставили большую палатку, украсив её крышу стилизованным куполом-маковкой с крестом. Это сразу привлекло внимание местных жителей. Заинтересовавшись, люди стали приходить в новый храм. Многие оставались:
— Колпино разделено рекой Ижорой на две большие части. Все православные храмы находятся на противоположном берегу, а на этой стороне до нашей палатки не было ни одного. Жителям прилегающего района оказалось удобно посещать богослужения в нашем храме, — рассказывает отец Дионисий.
Приход быстро оброс прихожанами. Но одно дело выстоять Литургию в палатке летом, другое — холодной зимой, пусть и с подведенной тепловой пушкой. Оставались самые стойкие, самые «верные». Люди знакомились, обзаводились друзьями. Что ни говори, а трудности объединяют. И важнейшую роль в зарождении общины играет, конечно же, глава прихода. Проблема общин в Русской Церкви, уверен он, — это проблема священников:
— Первое, с чего надо начинать священнику, желающему создать общину, — рассуждает отец Дионисий, — это начать любить своих прихожан. Об этом говорили наши великие миссионеры: святитель Николай Японский, святитель Иннокентий Иркутский. Видеть в прихожанах статистов, когда они просто заходят купить свечку, а что с ними там дальше будет — никого не волнует, — нельзя. Моя принципиальная позиция в том, что каждый настоятель, в каком бы огромном соборе он ни служил, обязан после службы выйти к людям и общаться с ними.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИХОЖАНАМИ
По словам отца Дионисия, дать точное определение православной общине, наверное, невозможно. Критерии, по которым мы определяем, сложилась ли в том или ином храме община, условны, каждый понимает под этим что-то свое:
— Вы в любой храм зайдите, вам там скажут, что у них есть община. При этом вы будете рисовать в своем воображении одну реальность, а ваш собеседник — другую, — объясняет свою мысль настоятель. — Но в целом можно ответить так: община — это наличие внешних и внутренних связей между людьми, причащающимися из одной Чаши. Еще в начале двадцатого века в России люди стали массово переселяться в города, коренным образом поменялся привычный сельский уклад жизни. Там, в деревне, всё было понятно: люди и так жили фактически общиной. Сейчас социум сверхурбанизированн, в мегаполисах много приезжих. Треть моих прихожан приехали из разных концов страны: с Урала, с Дальнего Востока, из южных регионов. Поэтому ни о каком заблаговременном знакомстве друг с другом речь, конечно, не идет. Связи между людьми и священником нужно каждый раз выстраивать с нуля.
ПРАВИЛА НАСТОЯТЕЛЯ
Так как именно в священниках, по мысли отца Дионисия, кроется проблема отсутствия общин, в них же, соответственно, и ключ к решению этой проблемы. На своем приходе отец Дионисий старается придерживаться следующих правил.
Правило первое — важно верно поставить себя перед прихожанами. Необходимо избежать двух крайностей. Первая — когда настоятель становится недосягаемым авторитетом, вещающим с амвона, как оракул. Ни о какой общине в таких условиях говорить не приходится. Здесь есть место нездоровому послушанию и ложному смирению. Почему ложному? Потому что смирение — это не смешивание себя с грязью, а понимание своего реального места в мире, по отношению к Богу и людям.
Вторая крайность — панибратство. Священник все-таки должен держать дистанцию:
— Священник — пастырь везде, и на богослужении, и во время отдыха. В иной ситуации прихожане перестают воспринимать священника как пастыря. Большая беда и когда личная жизнь священника становится достоянием общественности. Важно сохранить баланс, быть близким людям, но и о своем назначении не забывать.
Правило второе — равноправие всех прихожан и ценность каждого человека для жизни общины:
— Не должно быть так, что есть у тебя три благотворителя, и лишь они для тебя ценны, а остальные — неопределенная масса, — рассуждает отец Дионисий. — Вспомним послание апостола Иакова: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак. 2, 2). Да, есть люди состоятельные, но они такие же, как и все, и заслуживают равного со всеми к себе отношения. И это болезнь, настоящая болезнь Церкви, когда мы, христиане, различаем людей по достатку.
И третье правило — открытость и честность во всем, что касается жизни прихода.
— Желательна полная финансовая отчетность. Мы, например, вывешиваем её на информационном стенде храма. Люди могут говорить: мы вам и так верим. Но нужно воспитывать в людях ответственность. В общине, где существуют живые связи между людьми, всё должно быть прозрачно.
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ПО СВЯТЫМ ОТЦАМ
Каждое воскресенье после Литургии настоятель и прихожане собираются вместе, чтобы обсудить тот или иной вопрос, имеющий непосредственное отношение к жизни христианина. Это может быть разбор трудных мест Евангелия, может — совместное рассуждение о том, как правильно строить свое поведение в конкретных ситуациях. Мы стали свидетелями того, как иерей Дионисий вместе со всеми пытался разобрать вопрос о том, как православный человек может и должен управлять своим временем. В качестве пособия предложено было изучить книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».
— Вопрос в том, что мы иногда не можем совладать с потоком событий, не успеваем делать то, что собирались. И не понимаем, почему так вышло. Основное правило управления нашей жизнью, которому нас учили родители, но о котором мы забыли, — планирование. Это касается абсолютно всего — начиная с работы на заводе и кончая крестным ходом в нашем храме, — так начал разговор с прихожанами настоятель.
Обсуждали многое: от того, на какое время суток назначать деловую встречу с людьми, общение с которыми нам трудно дается, до того, нужно ли менять работу, если она высасывает из человека все силы.
Подобные беседы очень важны для церковной общины, считает отец Дионисий. По его мнению, большим упущением приходской жизни является ситуация, когда Церковь, призванная дать человеку ответы на волнующие его вопросы, даже не рассматривается как источник таких ответов:
— Как существовать в мире, каким надо быть, никто не учит. Я говорю сейчас не о православной литературе, где можно почерпнуть теоретические знания, а именно о трансляции опыта христианской жизни. К сожалению, мы, священство, настолько заняты внешней устроенностью прихода или храма, что главного людям не даем, и они проходят мимо. Вопросы, которые находятся в нашей компетенции, они решают вне Церкви. Существуют сайты и сообщества в социальных сетях, где молодежь обсуждает, как бороться с гордыней, как преодолеть похоть, как побороть эго. Понимаете, они доходят до этого сами! Минуя Церковь. А именно Церковь имеет отточенные за много веков инструменты борьбы с человеческими страстями. И эти знания необходимо донести до следующих поколений, не утратить их. Уверен, что успех строительства общин зависит от того, насколько мы будем способны отвечать на вопросы, которые люди ставят перед собой здесь и сейчас.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ ОБЩИНЫ
— Важно представлять, чего мы хотим, когда создаем общину. Просто собрание народа под крышей храма? Нет, мы хотим исполнения Евангелия, реализации учения Христа и нашего спасения — через служение Богу и тем, кто рядом с нами. Мы должны мыслить спасение через общение с Господом и ближними.
Важно, чтобы каждый верующий находил себе применение в общем приходском деле. Это может быть и служение в разного рода приходских проектах, но в первую очередь — деятельное участие в богослужебной жизни.
— Евхаристический канон мы поем всем храмом, — рассказывает отец Дионисий. — Основная часть песнопений исполняется профессиональными певчими, но постепенно крепнет и любительский хор прихожан, которым интересно заниматься церковным пением. Возможно, в будущем останется только хор прихожан. Сейчас это непросто, потому что в будние дни большинство участников просто не может петь на клиросе — из-за работы. В алтаре у нас тоже рядовые члены общины. И так далее. Для людей не должно оставаться белых пятен — я показывал им, как совершается проскомидия, что такое антиминс. Литургия — это по-настоящему общее дело.
По мысли отца Дионисия, основной критерий, по которому можно будет судить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки и в храме начала зарождаться общинная жизнь, — это когда прихожане начнут брать инициативу в свои руки и сами, уже без прямого руководства священника, начнут вместе делать что-то на приходе. Сейчас в храме Сошествия Святого Духа прихожане выдвигают свои предложения, планируя, чем община будет заниматься в те или иные дни. Например, организуются поездки по святым местам, общие трапезы и праздничные встречи. Не так давно группа прихожанок организовала беседы для созависимых. И священники даже не пытаются вмешиваться в этот процесс — потому что понимают, что лишь помешают.
— Если люди почувствуют вкус общинной жизни, они уже никогда этого не забудут, — уверен священник. — Для них это будет, как пасхальная ночь для апостолов. Как евреи в плену пели о своем дивном городе Иерусалиме, так и люди, получившие опыт жизни во Христе и в общине, всегда будут помнить об этом, что бы ни случилось с храмом или со священником. Они останутся общиной навсегда.