Община начинается с лампочки
Отказ чиновников
Нынешний настоятель храма протоиерей Даниил Мельников — не первый настоятель приходской общины. Камень в основание храма был заложен в далеком 1996 году по инициативе руководства Академии бизнеса и права, которая до недавнего времени размещалась в соседнем с храмом здании. Но все попытки получить разрешение на строительство упирались в отказ чиновников. Так время шло, община молилась о храме, но результатов не было. Когда приход возглавил отец Даниил, его первая попытка сдвинуть дело с мертвой точки также окончилась неудачей. Под документом с отказом в разрешении на строительство стояли подписи трех человек, в том числе главного архитектора района. Знающие люди говорили, что человек она совершенно непреклонный и заставить её поменять позицию — дело абсолютно невозможное.
— Я очень расстроился, — вспоминает настоятель. — До меня настоятелями побывали несколько священников, у них не получилось построить храм. Как же тогда у меня должно получиться? Выхода мы не видели, оставалось только верить…
Храмы нужны
Сегодня в храме, в появление которого верили только настоятель и его небольшая община, регулярно служится Литургия. Прихожан с каждым годом становится всё больше. Каждый пришел в храм по-своему. Кто-то рассказывает историю о том, как месяцами проходил мимо новой церкви, не решаясь зайти, а когда все-таки решился — понял, что это надолго. Кто-то был вынужден прибиться к новому храму в силу обстоятельств — церковь святого Александра Невского совсем рядом с домом, а ездить на свой прежний приход стало очень сложно по состоянию здоровья.
— Часто говорят, что храмы в спальных районах не нужны, — делится настоятель, — на что я всегда возражаю, приводя пример нашего прихода: не построй мы этот храм, многие бы так никогда и не стали членами Церкви. Расскажу про одного нашего прихожанина. Однажды днем, после богослужения, заходит в храм молодой парень, весь растерянный какой-то. Голова, руки-ноги есть, говорит он, но жизнь почему-то не складывается, ничего не получается, уже и родные от него отвернулись. Поэтому он вышел на улицу и пошел куда глаза глядят, пока не наткнулся на наш храм. Мы с ним беседовали о Боге, смысле жизни, в течение, наверное, двух часов. Теперь он наш постоянный прихожанин.
Прихожан с каждым годом становится больше, и почти все - жители близлежащих домов
Долгий путь
Галина Разумова преподает в приходской воскресной школе. Она родилась в Казахстане, но семья её корнями из Белоруссии, и Галина вспоминает, как в далеком детстве вместе с родителями и бабушкой молилась в костеле города Жупраны. В Ленинград она приехала, чтобы выучиться на актрису, но поступила в педагогическое училище. И вся дальнейшая её жизнь оказалась связана с преподаванием.
— По распределению попала на работу в детский дом, потом трудилась в детском саду, — вспоминает Галина Францевна, — Господь всё время ставил меня учить детей. И как ни пыталась сменить профессию — не получалось. Даже когда пришла в этот храм, я сначала попросилась петь на клирос — но ведь опять нет. Требовался педагог в воскресную школу, отец Даниил попросил меня заняться этим делом.
Крещеная в католичестве, в православие Галина Разумова шла через увлечение самыми разными метафизическими системами и учениями: от фэн-шуя до кришнаитов.
— Детство я провела в Казахастане, и видели бы вы, какое в степях красивое звездное небо над головой! — говорит Галина. — Невозможно не задуматься о мироздании, глядя на небосвод. Эти детские впечатления во многом предопределили мои поиски.
Когда Галина Францевна объявила бабушке-католичке о том, что стала православной, та даже обрадовалась: «И правильно, — сказала бабушка, — ведь в нашем роду было много православных, не только католики». Первые шаги в православии Галина Разумова делала в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и, наверное, оставалась бы там по сей день, не случись операция на ногах, за которой последовал длительный восстановительный период.
— Я гуляла неподалеку от дома, и вспомнила, что рядом есть храм, в котором я до этого ни разу не бывала. Думаю, дай зайду. Стоит добавить, что незадолго до этого я просила преподобного Александра Свирского, чтобы он помог мне найти вблизи дома новый приход. И вот, зайдя в новый храм, первое, что увидела, — икону Александра Свирского. Разве это не указание Божие?
Занятия в воскресной школе проводит Галина Разумова, педагог с многолетним стажем
Неслучайный звонок
— Когда нам отказали в согласовании строительства храма, я приуныл, — продолжает отец Даниил Мельников, — и всё собирался с духом, чтобы объявить тогдашнему благочинному архимандриту Алексию (Ганьжину) о своей неудаче. Но однажды после богослужения раздался звонок: просят отслужить литию на могиле недавно скончавшейся женщины. Бабушка прожила 101 год. Разговорились с её дочерью, выяснили, что оба мы родились в Фергане. Потом узнали, что и крещены в одной купели, в храме преподобного Сергия Радонежского. Это расположило нас друг к другу еще больше. И вот моя собеседница говорит: «Мы можем посодействовать вам в строительстве храма». Мне, конечно, требовалось содействие, и я поспешил узнать, каким именно образом она готова мне помочь. «Я главный архитектор района», — последовал ответ. Это был тот самый архитектор, о котором мне рассказывали, что заставить её изменить свое мнение — дело совершенно невозможное. Я не верю, что наша встреча на кладбище была простой случайностью.
Свечница-референт
Обычно первый, кто встречает нового человека в храме, — не священник, а сотрудники приходской лавки. Именно по ним составит первое впечатление о приходе новичок. Уже не один год Галина Поповченко трудится в лавке храма святого князя Александра Невского. Свое служение она сравнивает с работой секреатаря-референта (с ней она познакомилась в 1990-е годы, работая в коммерческой сфере) — столь же широкий у сотрудников свечной лавки круг обязанностей: кому-то дать совет, кого-то отправить на беседу со священником, кому-то объяснить самые азы православного вероучения, а с кем-то даже провести и небольшую психологическую работу.
— Очень важно не оттолкнуть человека, проявить чуткость, — рассуждает Галина Леонидовна, — каждому уделить внимание. Приходят дети, просят воды попить — надо дать. Приходят люди в горе — надо утешить. Бывают ситуации, в которых я не могу помочь, и отправляю к отцу Даниилу. Однажды зашел молодой человек и говорит: «Я сильно обидел человека, что мне делать?» Я понимаю, что речь идет о девушке. Что могу посоветовать? Говорю: «Вам надо на исповедь!» Работа с людьми — первая наша обязанность.
В обычной жизни Галина Леонидовна тоже работает с людьми — преподает английский язык в полицейском колледже. А от преподавателя требуются такие же личные и профессиональные качества, как и от свечницы — терпение и эмпатия.
Галина Поповченко, как и многие другие, рассказывает о Божием участии в своей судьбе на пути в Церковь. Первый раз она обратилась к Богу в возрасте 35 лет, когда серьезно заболел брат. Чудо или нет, но вскоре врачи объявили, что опухоль у брата доброкачественная и тот будет жить еще долго. В конце концов жизненный путь привел Галину Леонидовну к строящемуся храму Александра Невского — богослужения тогда совершались в маленькой бытовке, где сейчас размещается трапезная. На вопрос, чем она может помочь приходу, настоятель ответил: перегорела лампочка, купите, если не затруднит, еще одну. С этой лампочки началась жизнь Галины Леонидовны в новом приходе.
Метаморфозы
Настоятель вспоминает, что до самого начала строительства на месте будущего храма была обыкновенная свалка, которую никто не убирал.
— Мы с супругой самостоятельно расчищали площадку от мусора, — говорит отец Даниил, — но через неделю всё снова было завалено бутылками да шприцами. Нашлись недовольные, которые писали, что мы построили храм на месте детской площадки. Но никакой детской площадки здесь отродясь не было. Зато пустырь с мусором был!
Разрешение на строительство храма было получено в 2009 году, в самый разгар финансового кризиса. Еще пару лет назад недостатка в меценатах бы не возникло, но настали иные времена. Меценаты нашлись, однако многое приходилось делать буквально своими руками, не прибегая к помощи сторонних рабочих. Например, сам настоятель вместе с прихожанами вечерами поднимали на лебедке кирпичи на верхние ярусы строящегося храма для рабочей бригады, заступающей в утреннюю смену.
Сергей Егоров присоединился приходу как раз в момент начала строительства храма. В то время он нигде не был трудоустроен официально, поэтому сразу же предложил отцу Даниилу свою помощь и приступил к работе.
— В основном, выполнял тяжелые физические работы, — вспоминает он, — таскал кирпич, подавал каменщикам раствор.
Самые яркие воспоминания Сергея Егорова о том времени — это метаморфозы, происходившие с работниками строительных бригад.
— У одного каменщика, звали его Эдиком, была опухоль между лопаток. Он был крещен, но не воцерковлен. Мы с ним на строительных лесах беседовали о Боге, о вере, и когда Эдуард уже дорабатывал свои последние дни на стройке, он решил причаститься. А как причастился, опухоль сошла. Еще один случай: другой каменщик истратил много денег на врачей, чтобы вылечить межпозвоночную грыжу. Спина болела, но стоило ему только переступить порог строящегося храма — переставала. А когда Михаил покрестился, то и вовсе прошла.
Ротонда
Борис Богданович, автор архитектурного проекта храма святого Александра Невского, рассказывает, что изначально на этом месте планировалась другая церковь, но по требованию чиновников проект был изменен.
— Храм временный, он поставлен не на сваях, а на плите. Но это не значит, что храм недолговечен, он, думаю, простоит как минимум пятьсот лет.
О том, почему за основу взята такая необычная для современных православных храмов форма — ротонда — Борис Петрович отвечает, что это архитектурное решение совсем не уникально:
— Храмы-ротонды строили и в Древней Руси, и в период Московского царства, и после Петра.
Борис Богданович — известный архитектор. Среди его работ — несколько гражданских зданий в Петербурге, а также храмовые постройки: церковь Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры, храм Рождества Богородицы в поселке Фрунзе в Крыму. С отцом Даниилом Мельниковым Борис Петрович познакомился, когда тот еще служил в Казахстане, в Степногорске, где архитектору предстояло спроектировать православный храм.
— В те годы многие уезжали из Казахстана в Россию. Сначала я служил в селе Карабулак под Степногорском, ходил из города туда пешком. Иногда до храма мулла подвозил: видит, я по дороге иду, приглашает к себе в машину. С мусульманами мы жили дружно. Зимы в Казахстане суровые, на улице минус 40, в храме теплее — минус тридцать. Руки к чаше примерзали. Тогда я и подумал, что хорошо бы построить церковь в самом Степногорске. Власти были согласны на строительство, но потребовали от меня готовый проект храма. Тут мне и посоветовали петербургского архитектора Бориса Богдановича.
На пять баллов
Супруга отца Даниила матушка Светлана — регент любительского и профессионального хоров прихода, а еще — руководитель детско-юношеского хора Красносельского благочиния. Хор принимает участие во многих просветительских мероприятиях, проводимых благочинием, — детских Рождественских образовательных чтениях, Сретенском балу в Константиновском дворце.
— Наш приход очень музыкальный, — говорит прихожанка Юля Жиховская. — Я сама закрепилась на приходе во многом благодаря любви к музыке. Мои дети, а у меня трое сыновей, поют в детско-юношеском хоре, а я — в любительском.
Раньше Юля вместе с семьей была прихожанкой Феодоровского собора в Царском Селе, а в новый храм проспекте Маршала Жукова их пригласил знакомый , который жил в доме напротив, и однажды в день своих именин решил все-таки посмотреть, что это за церковь строится неподалеку.
— Отец Даниил подарил мне просфору, отнесся очень по-отечески. В моей семье четверо детей, старшему уже двадцать лет, средние тоже ходят храм, посещают занятия в воскресной школе. В хоре я не пою. Люблю подпевать, но голоса у меня нет, и каждый раз, подхватывая вслед за хором, я чувствую, как матушка Светлана, наш регент, смотрит с клироса, пытаясь понять, кто это там им мешает, — смеется Сергей.
Первый свой хор Светлана Мельникова создавала еще в Казахстане.
— Когда тамошний архиерей услышал, ему очень понравилось: «Как в Пюхтицах поют», — вспоминает отец Даниил. — Вот и на этом приходе моя супруга делает очень много. У любительского хора спевки два раза в неделю. Через два месяца они уже выучили Литургию. Церковная музыка тесно сплотила многих наших прихожан. Знаете, говорят, что если священник на приходе трудится на пять баллов, а матушка на три — то это плохой приход. А вот если наоборот — батюшка на «три», а матушка на «пять», — то хороший. Себя не могу оценивать, но вот супруга моя точно трудится на «пять».