Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»

Особое и почетное место в ряду икон Божией Матери занимает образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Только на нем иконописец дерзнул изобразить сокровенный процесс кормления Богомладенца Христа грудью Матери. Сегодня перед этой иконой христиане всего мира молятся, прежде всего, о разрешении от бесплодия и благополучном вскармливании младенцев. Однако богословское обоснование этого образа гораздо глубже и сфера целевого применения гораздо шире…
Раздел: ПРАЗДНИК
Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Журнал: № 1 (январь) 2013 Опубликовано: 24 января 2013
Особое и почетное место в ряду икон Божией Матери занимает образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Только на нем иконописец дерзнул изобразить сокровенный процесс кормления Богомладенца Христа грудью Матери. Сегодня перед этой иконой христиане всего мира молятся, прежде всего, о разрешении от бесплодия и благополучном вскармливании младенцев. Однако богословское обоснование этого образа гораздо глубже и сфера целевого применения гораздо шире… 

Самое древнее изображение Кормящей Девы Марии, дошедшее до наших дней, символически высечено на одной из стен в развалинах Фаюмского лабиринта в Египте, где христиане первых веков тайно совершали богослужения. Это не случайно для Египта, где издревле имелось почитание богини-матери Изиды. Сохранились прекрасные статуэтки первого тысячелетия до нашей эры, изображавшие Изиду, кормящую младенца-бога Гора на коленях. Богиня земледелия и плодородия Изида часто была еще и покровительницей семейного очага и материнства. Также в Египте и на Синае существует весьма почитаемая легенда, что Божия Матерь однажды оживила каплей Своего грудного молока умирающего младенца, сына одного местного разбойника. Но эти частные факты нельзя считать причиной повсеместного возникновения изображений Богоматери «Млекопитательницы» уже в VI–VII веках н.э. Хорошо сохранились некоторые фрески Кормящей Богородицы в византийских храмах того времени в Италии, Сирии и Греции. Очевидно, что мы здесь имеем дело с Божественным Откровением, не объяснимым логическим способом. 

Из истории христианства мы узнаем, что прежде всего композиция той или иной иконы, как и святоотеческие писания, возникали в защиту и подтверждение того или иного вероучительного догмата. Какие же догматические вопросы и какие религиозные споры волновали Церковь в середине первого тысячелетия, когда появился образ Богородицы «Млекопитательницы»? Ответ очевиден — догмат Боговоплощения! 

Именно в то время на Вселенских соборах утверждалось и очищалось от ересей это наиважнейшее вероучение Церкви. Огромное значение в раскрытии правильного понимания Боговоплощения, как неслитного и нераздельного соединения в Иисусе Христе двух естеств: Божественного и человеческого, принадлежит римскому Папе Льву Великому в середине V века. По его инициативе был созван IV Вселенский собор в Халкидоне против новой ереси, так называемых монофизитов, отрицавших человеческую природу в Боговоплощении Иисуса Христа. Главным идеологом еретиков стал архимандрит Евтихий из Италии, который считал, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, как бы растворилась в природе Его Божества, как капля меда в океане. Стало быть, все страдания Господа на Кресте были мнимыми, а не реальными, а значит и нам тогда страдать и во всем себя ограничивать ради своего спасения не обязательно… 
В конце V и начале VI веков одним из главных защитников постановлений антимонофизитского Халкидонского собора был палестинский игумен Савва, по прозвищу Освященный, наместник основанной им монашеской Лавры близ Иерусалима на западном берегу Иордана в безжизненной и скалистой долине Кедрон. Савва Освященный хорошо понимал, как нужен был тогда для простых верующих мощный и убедительный визуальный образ человеческой природы во Христе, который стал бы спасительным знаменем Боговоплощения для всех христиан, а особенно монахов, в большинстве своем тогда людей неграмотных и необразованных. Можно с уверенностью утверждать, что по откровению Самой Пречистой Девы именно преподобный Савва первый благословил изобразить на иконе такой образ Боговоплощения, который бы Сам за себя наглядно и понятно говорил каждому без лишних слов на любом языке и в любой стране о вочеловечении Бога-Христа. 

Так в истории христианства, по устному преданию, в стенах Лавры Саввы Освященного, незадолго до блаженной кончины преподобного в 532 году, появился на свет образ Кормящей Богоматери, «Млекопитательницы», по-гречески именуемой Галактотрофуса. К сожалению, за давностью лет мы сейчас не знаем, как точно выглядела именно та первая икона Млекопитательницы, а можем лишь об этом догадываться по сохранившимся более поздним ее спискам XIV–XV веков.

Миру был явлен самый наглядный и убедительный образ человеческой сущности во Христе — в момент сокровенного питания от груди Пречистой Своей Матери, ведь не обладающий еще собственной волей младенец не может мнимо питаться грудным молоком или делать вид, что он голоден, как считали еретики. Этот боговдохновенный образ Пречистой Богородицы получился настолько выразительным и благодатным, что не только христианские богословы находили перед ним неизреченный ответ на свои религиозные сомнения, но и многие, приходящие с верой к Божией Матери, стали получать удовлетворение в просимом перед этой чудотворной иконой. 

Образ Богородицы «Млекопитательницы» в различных списках стал постепенно распространяться по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью… После периода иконоборчества к моменту расцвета иконографии в XIII–XIV веках этот образ уже почитали как чудотворную святыню во многих монастырях и храмах Византийской империи, на Кипре и Крите, в Греции, Палестине и Египте, а особенно в Италии… Хотя и поныне списки и разновидности Галактотрофусы достаточно редки во всем христианском мире, но каждый из них вызывает особое умиление сердца и дает просвещение ума богомольцу. 

А судьбу того первоначального Саввинского образа «Млекопитательницы», по преданию, определил сам преподобный подвижник, строго наказав монахам своей Лавры передать икону с благословением в руки некоего царственного паломника одного с ним имени, который однажды прибудет в монастырь… Так и случилось, спустя почти семь веков: примерно в конце XII века на Святую Землю прибыл молодой монах, будущий первый архиепископ Сербский Савва, сын царя Сербии, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать царский престол. 

Когда он молился в Лавре своего тезоименитого покровителя, неподвижно стоявшая икона Богородицы «Млекопитательницы» наклонилась перед ним несколько раз, а игуменский жезл, прислоненный к гробу преподобного, неожиданно упал. Монахи обители расценили это как знак исполнения пророчества и торжественно передали в дар будущему архипастырю сербскому не только чудотворную «Млекопитательницу», но и икону Богородицы «Троеручицу», которую в VIII веке привез с собой из Дамаска святой Иоанн Дамаскин. Этот известный подвижник и богослов последние сорок своих лет также неустанно подвизался в стенах этой обители. 

Обе иконы и игуменский жезл Савва Сербский перевез на Святую гору Афон в основанный его отцом в честь Пресвятой Богородицы сербский монастырь Хиландар. Первая из подаренных икон стала личной келейной иконой святого, перед которой он долгое время проводил в молитве за себя и за весь народ свой. День обретения иконы монастырем и стал днем празднования образа «Млекопитательницы» — 25 января (12-го по ст. ст.). А вторая икона _— «Троеручица» — стала главной храмовой святыней Хиландарского монастыря, показавшая немало чудес и знамений впоследствии не только насельникам обители, но и всему сербскому народу…

В административной столице Афона небольшом поселке Карее святитель Савва Сербский построил себе уединенную келью, где для совершения богослужений устроил небольшой домовый храм в честь своего небесного покровителя Саввы Освященного. В иконостасе той церкви архиепископ и поставил икону Богородицы «Млекопитательницы». По-видимому, первоначальная икона позднее не раз обновлялась, как и весь иконостас домового храма Карейской кельи. Вверху образа примерно в XVI веке были приписаны коленопреклоненные ангелы, поддерживающие корону на главе у Богоматери. А в XVIII веке икона была украшена позолоченными нимбами и серебряными десницами со звездами. Согласно принятой традиции, все вновь написанные хиландарскими иконописцами списки этого чудотворного образа на время устанавливаются для освящения подле первоначальной иконы. Тем самым совершается и сохраняется преемственность благодати от одной иконы к другой. Пред образом сегодня можно видеть многочисленные драгоценные дары благочестивых жертвователей со всего мира. По свидетельству келейников не раз бывали в том месте и высокопоставленные паломники — современные отечественные политики из правящей верхушки. 

Этот исторический образ Богородицы в Карейской келье в отличие от других икон «Млекопитательницы» стал называться Хиландарской Типикарницей, в честь Типика Саввы Сербского — особого монастырского устава, написанного святителем перед этой иконой и хранящегося в той келье. Устав Саввы Сербского до сих пор соблюдают во многих монастырях не только Афона, но и всего православного мира… «Все, — пишет Савва в заключение своего типика, — что не служит ко спасению душ ваших, да будет изгнано от вас! Не предпочтите, о чада и братия, временного вечному, страсти добродетели. Из преданного вам ничто не превышает сил ваших. Только хотя и немного употребим усилия — и помощь Божия близка. Мы оставили мир и пришли сюда не для покоя, но для подвига и труда по силам нашим, имея в виду обетованные блага… Спасайтесь, смиряйтесь и прибывайте в чистоте все дни живота вашего!» Святитель Савва Сербский причастившись Христовых Таин мирно отошел ко Господу в день памяти своей горячо любимой иконы Богородицы «Млекопитательницы» 12 января 1237 года. 

На русскую землю впервые список иконы Галактотрофусы был привезен в 1392 году из итальянского города Бари, где он находился при гробе с мощами святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Образ был торжественно поставлен в Благовещенском соборе Московского Кремля напротив царского места и был благозвучно переименован «Блаженное Чрево», по евангельскому возгласу одной женщины из народа, обращенному ко Господу — «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», которое часто читается за богослужением на Богородичные праздники. Иначе эта икона иногда называлась Бариевская или Барловская, по месту своего происхождения. 

Другое обретение в нашем Отечестве иконы «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году в урочище Крестогорск Минского уезда. Образ обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. В дальнейшем на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и хранилась та чудотворная икона, исцеляющая многих по молитвам к Божией Матери. В безбожное советское время храм был разрушен, а богоявленная Крестогорская икона бесследно исчезла так же, как и древний образ «Блаженного Чрева» из Московского Кремля. Сохранились лишь некоторые списки с тех икон. Однако тогда и поныне этот догматический образ практически не получил повсеместного распространения в России, ошибочно понимаемый верующими лишь как икона, помогающая благополучному вскармливанию младенцев. 

У католиков же образ иконы Богородицы «Млекопитательницы», по-латински Мадонна дель Латте, получил самое широкое распространение в Италии в средние века. Возможно, это объясняется тем, что именно здесь с ересью монофизитства пришлось больше всего бороться ревностным пастырям Церкви. А возможно, это объясняется особым попечением набожных итальянцев о материнстве, сохранении благочестия в семье и здоровье младенцев. Как известно, итальянские семьи и поныне в Европе отличаются особенной многодетностью и верностью супругов… Так или иначе, идея воспевания материнства и чадородия нашла самый большой отклик в умах простых верующих. Самая почитаемая и известная в Италии чудотворная икона «Млекопитательницы» XIV века находится в базилике святого евангелиста Иоанна в небольшом городе Равенне. Боговдохновенная тема Кормящей Мадонны стала излюбленным сюжетом картин многих итальянских мастеров эпохи Возрождения, чьи полотна украшают лучшие музеи мира. 

Самый почитаемый ныне на Ближнем Востоке образ «Млекопитательницы» находится в православном греческом монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Основанный еще в V веке этим святым подвижником, монастырь был полностью разрушен в XII-м арабами кочевниками, а возрожден в конце XIX-го с помощью русских меценатов. Под монастырем сохранилась пещера, по преданию здесь укрывались от бури Пресвятая Дева Мария с Божественным Младенцем и старцем Иосифом во время своего бегства в Египет. Именно в этой пещере и был устроен небольшой храм в честь Пречистой Богородицы, на стене которого и был изображен образ «Млекопитательницы» русскими иконописцами. Внизу образа написаны фигурки святых — Герасима Иорданского и Иоанна Крестителя. Сегодня эта главная святыня монастыря ежегодно привлекает к себе сотни тысяч паломников со всего мира.

На Кипре Самой Пречистой Девой, по преданию, было указано пустынное место, где был основан еще в средние века православный мужской монастырь в честь образа Богородицы «Галактотрофусы». И сегодня там находится удивительной красоты местночтимая чудотворная икона «Млекопитательницы» XVII века, исцелованная монахами и паломниками до основания доски. Хорошо сохранился лишь Пресветлый Лик Девы Марии. Небольшой монастырь чудом уцелел во время греко-турецкого вооруженного конфликта в 1974 году и остался неразрушенным по милости Божией Матери. Линия раздела Кипра на греческую и турецкую сторону, охраняемая военными миротворческими силами, прошла в непосредственной близости от стен обители, не захватив его. Монастырь живет по строгому древнему уставу. Посетителям разрешается находиться там всего несколько часов…

Очередная волна появления в Отечестве нашем списков с чудотворной иконы «Млекопитательницы» связанна с русским Афонским скитом в честь святого пророка Ильи, основанного в XVII веке будущим просветителем Молдавии преподобным Паисием Величковским. Как и когда появился в обители миниатюрный образ «Млекопитательницы», написанный в стиле барокко XVIII века, и кем он был написан, неизвестно. Известно, что икона с благословением передавалась «по наследству» от одного монаха-отшельника другому. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два овальных изображения святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. Оба святых угодника весьма почитаемы у русских монахов на Афоне. Эта деталь, по-видимому, заимствована с итальянских икон, где часто Дева Мария с Младенцем изображалась в сопровождении этих двух святых. 

С той-то иконой Богородицы «Млекопитательницы» настоятель Ильинского скита благословил схимонаха Игнатия поехать в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений от болезней по молитвам верующих пред этой иконой, когда она пребывала в Харькове, Туле, Москве и других городах. Усердием богомольцев серебряная с позолотой риза иконы была искусно украшена дорогими и разноцветными камнями.

Но самое удивительное чудо от того Ильинского образа произошло в Москве с неким благочестивым господином Макарухиным Василием Ивановичем, который имел большое прибыльное дело по изготовлению церковной утвари. Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом, которая прибывала в храме Богоявления на Елоховом поле, он получил такое укрепление в вере, что задумал употребить все свое имеющееся состояние на основание мужского монастыря в честь этой иконы. Что и произошло впоследствии не далеко от города Тула в местечке Щеглово. Освящение главного храма вновь устроенной обители во имя иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» произошло 8 сентября 1864 года. Сам же основатель монастыря принял там же впоследствии схиму с именем Варсанофий, где мирно и отошел ко Господу в 1890 году. 

В советское время монастырь был закрыт, разграблен и практически разрушен. Чтимая икона «Млекопитательницы», написанная на Афоне в 1859 году по заказу В.И. Макарухина, исчезла из обители. Сегодня Богородичный Щегловский мужской монастырь вновь восстановлен краше прежнего и насчитывает уже несколько прекрасно отстроенных храмов, являясь единственным пока уделом иконы Богородицы «Млекопитательницы» в России. Основатель монастыря ныне причислен к лику святых. 

В Патриаршем соборе Богоявления на Елоховом поле в Москве находится ныне самый почитаемый в столице список с иконы «Млекопитательницы» из Ильинского скита, который преподнес в 1894 году в дар и благословение с Афона очередной настоятель скита архимандрит Гавриил. А спустя ровно сто лет сам угодник Божий был причислен к лику святых в Одессе, где вновь обретенные мощи преподобного Гавриила Афонского были торжественно поставлены в том великолепном храме, который он при жизни возвел на Ильинском подворье в Одессе в 1898 году. Главный предел храма был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы», в знак того, что это богоугодное дело свершилось во многом благодаря дорогим пожертвованиям, которые удалось собрать архимандриту Гавриилу на храм с помощью той же миниатюрной чудотворной «Млекопитательницы» из Ильинского скита. 

В храме помимо других святынь была помещена привезенная с Афона еще одна копия Кормящей Богородицы. На раме ее были укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богоматери. Сегодня эта весьма почитаемая на Украине чудотворная икона «Млекопитательницы» находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре, главном административном центре епархии. День рождения преподобного Кукши Одесского, рака с мощами которого находится в Успенском соборе рядом с иконой «Млекопитательницы», и день празднования самого чудотворного образа один и тот же — 25 января по новому стилю.

25 сентября 2008 года в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием, который передал в дар главному Предстоятелю Русской Православной Церкви от всего сербского народа точную копию чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы Богородицы «Млекопитательницы» с любовью и благодарностью за духовную и материальную помощь в трагичные для Сербии годы. Торжественные проводы иконы прошли накануне в главном сербском соборе Святого Саввы на Врачаре, построенного на святых мощах первого архипастыря сербского. В храме была отслужена архиерейская Литургия перед этим образом при сослужении священства епархии и множества богомольцев… 

В настоящее время этот чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательницы» находится для поклонения в Свято-Покровском женском монастыре в Хотькове, куда он был торжественно передан Патриархом Алексием II в октябре того же 2008 года в день 700-летнего юбилея Хотькова монастыря на праздник Святого Покрова Божией Матери. Именно в этом монастыре находятся святые мощи родителей преподобного Сергия Радонежского святых Кирилла и Марии, почитаемых издревле как покровители благочестивого супружества в отечестве нашем… 

Следующий акт современного явления иконы «Млекопитательницы» состоялся в ночь с 3 на 4 апреля 2010 года в храме Христа Спасителя в Москве, где вновь избранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил череду Пасхальных богослужений. Поздравляя Предстоятеля РПЦ, от лица всего Правительства Президент России передал в дар главному архипастырю нашей Церкви, как символ и образец духовного окормления и попечения, еще одну копию иконы Божией Матери «Млекопитательницы» — точный список с той же древней иконы Хиландарской Типикарницы… 

А год спустя 20 февраля 2011 года еще один такой же образ с Хиландара был официально подарен от руководителей Правительства Центрального округа России во вновь возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. Напомним, что древний Ипатьевский монастырь служил главным местом поклонения Господу Богу царского рода Годуновых и стал колыбелью Дома Романовых. 
Третий раз уже за последние пять лет осеняет Московскую патриархию Пресвятая Богородица благодатным покровом Своей иконы «Млекопитательницы», знаменуя новую эпоху в прославлении этого чудотворного афонского образа в Отечестве нашем. И если в прежние века христианства эта икона была излюбленной в основном у ревностных монахов и отшельников, то сегодня настает такое время, когда именно благочестивые миряне нуждаются в особой благодати и помощи этого образа…

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него…» (Евангелие от Иоанна, глава третья.)

Дмитрий Ломанов

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРАЗДНИК"

12 октября, суббота
rss

№ 1 (январь) 2013

Обложка

Тема номера:Космос - вчера, сегодня, завтра

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012/2013 год
ПРАЗДНИК
Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Рождественские подарки. Что внутри?
АКТУАЛЬНО
Социальный патронат: угроза или сохранение?
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Вселенная» — от слова «вселиться»
/ Взгляд / Дело за целью
/ Крупный план / В космос — с Богом!
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Памяти великого мифа
/ Lingua Sacra / Где родился Иисус?
/ Имена / Судьба митрополита
/ Имена / Великий неудачник
/ Умный разговор / Фактор выживания
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Владимир Афанасьев
/ Ленинградский мартиролог / Лаговский Иван Аркадьевич
/ Дошкольное богословие / Рождественские поделки
/ Приход / Храм святой равноапостольной Нины
/ Служение / Со своей колокольни
/ Служение / «Счастье навсегда»
/ Место жительства - Петербург / Через смерть к победе
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Сотворение» в капелле
/ День седьмой / Крещенские контрасты
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Молитва о единстве христиан
Христова елка
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Ветхий Завет — с интересом
«Не только герои: мученики»
«Искренность не репетируется»
Батюшкина школа
Подарки для всех
Музыканты за круглым столом